Турпоток и в целом интерес жителей Владивостока к Китаю увеличивается и крепнет с каждым годом по многим причинам. Это и близкое соседство, и экономический поворот на Восток. Специалисты Института Конфуция и педагоги Восточного института ДВФУ рассказывают, что в сравнении с допандемийными годами количество студентов возросло в несколько раз. Прирост оказался настолько сильным, что многие к такому наплыву были просто не готовы – перед поступлением в вуз молодые люди сталкиваются с нехваткой мест, ограничениями и дополнительным стрессом. Как решаются эти проблемы, кто создаёт ажиотаж и почему китайский полезен для мозга – разбирался корреспондент Новостей VL.
Всё внимание Востоку
Насколько активно развиваются отношения двух стран, можно заметить и по росту количества рейсов в Китай из Владивостока, и по недавнему введению безвизового режима. Потепление на политическом уровне помогает налаживать контакты и между народами. Некоторым дружба становится выгодна в бизнесе, а другим просто нравится эта страна, и они хотят погрузиться в неё с головой.
Директор Института Конфуция ДВФУ Наталья Ступницкая рассказывает, что за последние несколько лет количество обучающихся в их учреждении возросло в несколько раз.
«В пандемийные годы у нас обучались сто с чем-то человек. Плюс ещё около сотни было учеников из школ Владивостока, в которых мы преподаём. А сейчас только к нам в Институт Конфуция пришли более трёхсот человек, плюс ещё и школы», – подсчитывает Наталья Ступницкая.
Нередко приходят учиться, чтобы избавиться от языкового барьера с партнёрами по бизнесу. Многим язык помогает в работе, например, в сфере ввоза китайских автомобилей. Интерес китайский язык вызывает у жителей приграничных территорий, которые больше других погружены в восточную культуру. Эту культуру, как правило, они и помогают транслировать: во Владивостоке можно найти отдельные азиатские торговые лавки или точки общепита, в которых работают и содержат не китайцы, а русские.
Ксения Литвинцева переехала из Читы во Владивосток в 2016 году, чтобы получить образование востоковеда в ДВФУ. Китайский к этому времени для неё был уже хорошо знаком – он являлся обязательным предметом в её школе, который преподавали со второго класса.
«Я родилась почти на границе с Китаем, и никогда не возникало недопонимания между нами. Китайская еда, китайские снеки, китайская атмосфера – всё это у нас было. История того, как я выросла, плюс знание языка сейчас помогают мне зарабатывать деньги», – рассказывает Ксения.
Об увеличении количества студентов говорят и специалисты Восточного института ДВФУ. Старший преподаватель и руководитель образовательной программы «Зарубежное регионоведение» Екатерина Юрченко тоже видит эти изменения. Причины, по которым она объясняет резкий подъём, связаны с экономическим сотрудничеством России и Китая. В общей сложности в 2023 году в качестве учебной дисциплины в ДВФУ китайский язык выбрали около 950 человек, в 2024 году – более 1000.
«Ещё в 2000-х годах бурный экономический рост Китая закрепил его образ как страны, открывающей путь к огромному доходу, если у тебя будет знание языка. Сегодня же Китай часто воспринимается как ключевая альтернатива западным странам. Всё это создаёт у абитуриентов и их родителей ощущение, что со знанием китайского ты не то, что не пропадёшь, а достигнешь головокружительного профессионального роста.
Для китайских абитуриентов Россия представляет привлекательную альтернативу обучению в ряде западных стран на фоне осложнения международных отношений. Китайские студенты отмечают доступную стоимость обучения и проживания в России, а также высокое качество образования, особенно в таких областях, как математика, физика и медицина», – объясняет Екатерина Юрченко.
Людей больше – мест меньше
На фоне роста количества обучающихся в Институте Конфуция появилась проблема. Чтобы подтвердить свой уровень владения китайским, как и с другими языками, студентам необходимо сдавать квалификационный экзамен. В учреждении его организуют дважды в год – в декабре и в марте. Чтобы попасть на тестирование, необходимо проходить регистрацию. Так, например, на декабрьский экзамен запись открывают ещё в начале октября, только в этом году попасть на него смогли не все – доступные места разобрали в течение суток.
Педагоги по китайскому отмечают, что до 2024 года такой проблемы не было. Действительно, ограничения по записи – это, можно сказать, нововведение. Директор Института Конфуция Наталья Ступницкая объясняет, что полтора года назад заявки подали 750 человек. Их принимали на четырёх площадках – во Владивостоке, Уссурийске, Находке и Южно-Сахалинске. По количеству экзаменуемых тогда Институт Конфуция при ДВФУ вышел на третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. После этого и решили установить фиксированное количество заявок – в 500 человек.
Ксения Литвинцева сдавала экзамен во владивостокском Институте Конфуция в 2020 году. Вспоминает, что проблем с записью тогда не было, и в аудиториях была не полная посадка. Но теперь ситуация изменилась – добавляет нервов перед поступлением в зарубежный университет не только абитуриентам, но и их преподавателям.
«Мой ученик не смог зарегистрироваться на HSK 3 (третий уровень экзамена по китайскому. – Прим. ред.). Он планирует в этом году поступать в китайский вуз. Если не получится в марте, то всё», – говорит педагог Анна Воропаева.
Организовать ещё одно дополнительное время для сдачи экзамена – не так просто. Это решение принимают не педагоги и не директор. Но договориться всё-таки получилось – в 2026 году добавят ещё одну дату. Кроме декабря и марта, сдать экзамен можно будет ещё и в июне.
«Решение об открытии экзаменационного центра принимается Пекином. Наш вуз-партнёр – это Хэйлунцзянский университет, который находится в Харбине. Понятно, что мы им обозначили проблему. Я пытаюсь объяснить, и специалисты наши пытаются объяснить людям, что мы все на пределе. У нас определённое количество китайских специалистов, которые занимаются обучением китайскому языку. Мы экзамены проводим суббота-воскресенье для удобства, опять же, людей. Мы будем работать как? Без выходных? Поэтому определённое количество людей, определённое количество посадочных мест, определённое количество техники», – объясняет Наталья Ступницкая.
Сдавать китайский язык можно не только во Владивостоке – в любом городе, где есть Институт Конфуция. В этот список также попадают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и Казань. Педагог Анна Воропаева говорит, что сделать это можно ещё в Благовещенске и Комсомольске-на-Амуре. Кроме этого, поехать можно и в Китай – Далянь, Харбин или Пекин.
«В других районах нашей страны расписание может отличаться. Например, в Москве его проводят пять раз в год, в самом Китае также свой график», – объясняет Анна Воропаева.
Кроме этого, есть и свои «локальные» нюансы. Например, в Новосибирске правила ещё жёстче наших – регистрация на экзамен длится только 10 минут и записаться могут тоже только 10 человек.
Почему китайский?
Причины, по которым приходят на уроки по изучению китайского, у всех разные. Софии Фёдоровой посоветовала два года назад её мама. Сейчас девушка уже в 11-м классе и после выпуска планирует поступать в университет Шанхая. Знает ещё и английский, но восточная культура привлекает Софию больше западной. Рассказывает, что тяжелее всего даётся заучивание написания иероглифов. В будущем хочет связать свою жизнь с китайским языком.
«В этом году мне удалось побывать в Санье и Шеньчжэне и увидеть разные стороны Китая. Люди в провинциях отличаются друг от друга, у всех свои диалекты, свои взгляды и интересы, но это даёт мотивацию учиться больше, чтобы общаться с носителями и не ощущать никаких сложностей в понимании чужой речи», – говорит София.
Ксению Литвинцеву с Владивостоком связывает только обучение в университете. Учебный год 2018-2019 провела по программе обмена в Харбине, но на этом дружба Ксении с Востоком не закончилась.
«Китайский язык мне давался легче всего, поэтому грех не воспользоваться этой возможностью, которую даровала судьба. И я пошла по пути наименьшего сопротивления. Сейчас я работаю байером в фэшн-компании LIME, поэтому в моей карьере китайский язык является основополагающим», – рассказывает Ксения Литвинцева.
Начать изучать языки никогда не бывает поздно. Директор Института Конфуция Наталья Ступницкая объясняет, что китайский отличается от всех остальных языков в мире своей сложностью. Благодаря ему развиваются оба полушария головного мозга, что, в свою очередь, является профилактикой когнитивных изменений. Именно поэтому в 2024 году в Институте запустили программу «Серебряный дракон», в которой проводят обучение людей пенсионного возраста.
Людмила Аркадьевна Клешнина учится в «Серебряном драконе» с февраля прошлого года. Признаётся, что трудно – нелегко читать иероглифы, зато интересно погружаться в культуру и традиции другой страны.
«Сегодня в городе много китайской молодёжи, и часто уже можно услышать русскую речь. Однако мы не решаемся заговорить на китайском, если нас и поймут, то мы пока беглую свободную речь не понимаем», – поделилась Людмила Аркадьевна.