Прикладная математика в Дальневосточном федеральном университете никогда не была дисциплиной абстрактной (что, собственно, следует из названия). Значение таких направлений, как «Математическая кибернетика» и «Математические методы в экономике», показало себя во время реформ 1960–1970 годов и после распада СССР – в моменты смены экономического строя в стране. Опирается на них и современная Россия, готовясь перейти к новому технологическому укладу. О жизни и работе «математиков-прикладников» Новости VL.ru уже рассказывали в материале, подготовленном в честь 50-летия матфака ДВФУ. Кандидат технических наук, профессор ДВФУ Александр Абрамов подробней поведал редакции о том, как вуз готовит «новых нострадамусов» – ведущих аналитиков-кибернетиков на российской и мировой арене. Представляем читателям его интервью.
Абрамов Александр Львович, кандидат технических наук, профессор, является научным руководителем Центра математических методов народнохозяйственного прогнозирования и программирования ДВФУ, в котором сегодня сосредоточены современные образовательные программы в области прикладной математики и её применения в кибернетике и цифровой экономике (в структуре вуза Центр относится к Институту математики и компьютерных технологий и к Институту биотехнологий, биоинженерии и пищевых систем).
Александр Абрамов окончил ДВФУ и ЛГУ, аспирантуру в Институте проблем управления (Автоматики и телемеханики) в Москве по специальности «Управление в социально-экономических системах», проходил стажировку на факультете Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности «Прикладная математика: нейронные и семантические сети». Выпускник программы Community Connection (США) по направлению «Управление университетами в США». Выпускник программы Knowledge Sharing Program (Республика Корея) по направлению «Государственное стратегическое планирование, разработка стратегий городских агломераций и ОЭЗ».
Автор более 150 публикаций (в том числе 16 монографий) и свидетельств об интеллектуальной собственности.
Практические начала
История развития математики на Дальнем Востоке неразрывно связана с историей страны и историей развития этого огромного макрорегиона, занимающего более 40% территории государства. В реальности дальневосточному высшему математическому образованию исполнилось не 50, а 100 лет. Кафедра высшей математики была создана в Государственном дальневосточном университете в 1923 году. Отмечу, что особенностью высшего образования тогда (и ещё раньше, с момента создания Восточного института – родоначальника ДВФУ, в частности) была его практическая направленность: если выпускались переводчики, то либо деловые, либо военные; инженеры – аналогично, также и с математиками – как минимум они становились аналитиками (организаторами нового технологического уклада), военными специалистами или учителями. Постулаты практического подхода к обучению переняли «по наследству» руководители, преподаватели и профессора направления «Прикладная математика: математические методы в экономике» (сейчас это образовательные программы «Математические и цифровые методы в экономике и аналитике» или «Аналитические, социальные и экономические сети»).
Для «матметодов в экономике» в ДВФУ всё началось с 1971 года. Дело в том, что в период 1960-1970-х годов автоматизация производства и управления рассматривалась как составная часть модернизации экономики СССР. Это было связано, прежде всего, с необходимостью перевода страны, как и сегодня, на новый технологический уклад. Так, директивами XXIV съезда КПСС (1971 г.) по пятилетнему плану развития народного хозяйства Союза предусматривалось увеличение выпуска ЭВМ в 2,6 раза. Предполагалось «обеспечить широкое применение экономико-математических методов, использование электронно-вычислительной и организационной техники» для совершенствования планирования и управления отраслями, предприятиями, объединениями.
Чтобы обеспечить столь фундаментальный поворот в развитии управления экономикой, нужны были кадры. Страна ставила задачу в короткие сроки подготовить более 100 тыс. специалистов – прикладных математиков, системотехников и специалистов в области инженерного обеспечения автоматизированных систем управления (АСУ). Так что фундаментальные решения по развитию такого образовательного направления, как математические методы в экономике на Дальнем Востоке, не были случайными. Именно в 1971 году в университете была создана кафедра процессов управления (КПУ) (приказ ректора № 358 от 7 сентября 1971 г.), и параллельно в Дальневосточном научном центре АН СССР образован Институт автоматики и процессов управления (ИАУП). И кафедру процессов управления в ДВГУ, и Институт автоматики и процессов управления с момента создания возглавил доктор физико-математических наук, академик АН СССР Авенир Аркадьевич Воронов, который одновременно стал заместителем председателя президиума Дальневосточного отделения АН СССР. Он являлся, наряду с академиками М. В. Келдышем, А. А. Дородницыным, Н. Н. Моисеевым, Г. С. Поспеловым, Г. И. Марчуком, В. М. Глушковым, И. М. Макаровым, Е. В. Золотовым, М. Д. Агеевым и многими другими, одним из родоначальников направления «Прикладная математика» в Советском Союзе, руководил его развитием на Дальнем Востоке.
Авенир Аркадьевич Воронов работал, конечно, вместе с членами команды, которые приехали или перешли работать на кафедру процессов управления в ДВГУ и ИАПУ – на направление, связанное с развитием прикладной математики на Дальнем Востоке. Среди них были д. т. н. И. Д. Кочубиевский, д. т. н. Р. И. Трухаев, д. ф.-м. н. В. В. Хоменюк, к. т. н. В. Н. Усатюк, д. псих. н. Б. М. Петухов, к. э. н. Л. В. Горячев, Э. Р. Елисеенко, Л. Н. Бочаров и другие.
Яркие страницы развития прикладной математики на Дальнем Востоке были связаны с доктором технических наук Филиппом Старосом (Альфред Сарант – советский разведчик и эмигрант из США. Подробности этой истории описаны в книге знаменитого российского писателя Даниила Гранина «Бегство в Россию» (16+)). Его заслуженно считают одним из отцов советской микроэлектроники, столицей которой стал новый, построенный в СССР город – Зеленоград. В 1974 году, после конфликта с партийным руководством страны, Филипп Старос переехал во Владивосток, где возглавил отдел в ИАПУ ДВНЦ АН СССР. В итоге мы получили новый импульс исследования в областях микроэлектроники, прикладного искусственного интеллекта и других. К сожалению, ранняя смерть не позволила реализоваться грандиозным планам Староса по созданию масштабного научного центра микроэлектроники, прикладной математики и искусственного интеллекта на Дальнем Востоке.
На становление кафедры процессов управления матфака ДВГУ в период с 1971 по 1980 год оказало бурное развитие научно-технического прогресса, связанное с активным внедрением ЭВМ. Выявился жесточайший дефицит кадров, способных ставить задачи в области применения экономико-математических методов в управлении. Постановка обучения по направлениям кибернетика и матметоды в экономике требовала оригинальных учебных планов и программ, новых основных и специальных курсов. К этой работе были привлечены лучшие силы. Преподаватели наши в тот момент не были схоластиками. Как я говорил вначале, КПУ была создана прежде всего с практическими целями – чтобы заниматься прикладной математикой, исследованиями операций, оптимальным управлением и решением конкретных народнохозяйственных задач.
Если говорить о последних, то в советский период у нас уже было достаточно много хоздоговорных работ, которые выполнялись в интересах Министерства обороны и народного хозяйства. Можно вспомнить, например, проект создания Автоматизированной системы управления флотом на промысле (АСУФП). Тогда ещё действовало Всесоюзное рыбопромышленное объединение Дальневосточного бассейна («Дальрыба»), и у него было соответствующее направление оптимизации управления: на штабной плавбазе размещалась мини-ЭВМ АСВТ М-6000, которая обеспечивала управление флотом. Например, для Охотоморской сельдяной экспедиции, когда в течение нескольких месяцев в море находились десятки плавзаводов и сотни добывающих судов, мы разрабатывали алгоритмы и делали программное обеспечение для решения сложных задач: управления флотом на промысле с целью максимизации вылова, минимизации потерь промыслового времени, оптимизации маршрутов снабжения и вывоза готовой продукции на материк и многое другое.
Тезис о том, что история развития математического факультета ДВГУ неразрывно связана с историей страны, нашёл своё подтверждение в 1981 году. В принятых на XXVI съезде КПСС «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981–1985 годы и на период до 1990 года» была определена общая стратегия исследований, чётко сформулированы важнейшие проблемы, на которых необходимо было сосредоточить усилия учёных. В их числе, в частности: развитие математической теории, повышение эффективности её использования в прикладных целях; использование математических методов и ЭВМ для решения экономических задач, для выработки планово-проектных, управленческих решений. Такая политика требовала ускорения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и расширения подготовки в области «Прикладная математика: математические методы в экономике». В ответ на решения съезда КПСС 1980 года на Дальнем Востоке был дан новый старт развитию прикладной математики.
Этот старт связан с именами академиков АН СССР Евгения Золотова и Михаила Агеева, докторов наук Виктора Перчука, Рафаила Гольдмана, Валерия Чипулиса, Олега Абрамова, Александра Девятисильного, Анатолия Алексанина и других. В 1981 году академик Евгений Золотов становится директором созданного им Вычислительного центра ДВНЦ АН СССР, направления деятельности которого были связаны с решением задач развития Дальнего Востока, прикладные математики были призваны интенсифицировать работу по созданию новых методов, по их внедрению в народнохозяйственное планирование и управление. Параллельно происходили изменения в структуре ДВНЦ АН СССР. Директором ИАПУ с 1980-го стал доктор наук Виктор Львович Перчук, который пробыл в этой должности до 1988 года. Вместе с ним во Владивосток приехала группа молодых и амбициозных людей, в основном из Института кибернетики АН УССР. Эту группу учёных неофициально называли «перчуковцы». В результате направления исследований на Дальнем Востоке, связанные с совершенствованием вычислительной техники, её элементной базы и математического обеспечения средств и систем сбора, передачи и обработки информации, значительно усилились.
1 июля 1980 года на основе КПУ математического факультета ДВФУ была создана кафедра прикладной математики и механики (ПММ) (приказ ректора № 86/4 от 30 июня 1980 г.). Первыми её заведующими стали кандидат технических наук Лидия Калиновская и кандидат физико-математических наук Виктор Лиховидов. Вместе с ними на кафедру ПММ пришли выпускники МФТИ, МГУ им. М. В. Ломоносова, ЛГУ, ИГУ и ДВГУ: д. ф. - м. н. Л. Т. Ащепков, д. ф. - м. н. Е. А. Нурминский, к. т. н. И. И. Шевченко, к. ф. - м. н. В. Н. Достовалов, к. ф.- м. н. А. В. Мишаков, к. э. н. Е. Н. Анфёрова, к. т. н. О. Н. Склюева, к. ф. - м. н. Д. В. Долгий, к. ф. - м. н. Е. В. Трифонов и другие. Многие из них являются выдающимися исследователями в области кибернетики и матметодов в экономике.
Леонид Тимофеевич Ащепков, ставший впоследствии заведующим кафедрой прикладной математики и механики, – доктор физико-математических наук, профессор, автор гигантского количества учебников и монографий в этой области науки и практики, который является научным руководителем более 15 кандидатов и докторов наук, основатель научной школы в области оптимального управления, математической кибернетики и экономико-математических методов на Дальнем Востоке. Среди его учеников, в частности, доктор экономических наук Д. В. Давыдов, ставший заведующим кафедрой математических методов в экономике (правопреемницы кафедры ПММ), Д. В. Долгий (кандидат физико-математических наук, продолжающий работать у нас и одновременно являющийся визитинг-профессором Сеульского технологического университета). Обучался у него и я.
Евгений Алексеевич Нурминский – доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Долгое время он работал сначала в Международном институте прикладного системного анализа (The International Institute for Applied Systems Analysis), затем в Институте автоматики и процессов управления ДВО РАН, а потом в Институте прикладной математики (образован в ДВО РАН в 1988 году), и с 1980 года – в нашем университете на кафедре ПММ, а затем на кафедре математических методов в экономике. Евгений Алексеевич – «звезда первой величины», обладатель многих международных и всероссийских признаний. Сейчас он по-прежнему работает в ИМКТ ДВФУ и возглавляет «Дальневосточный центр математических исследований» Минобрнауки России.
«Как выпускник первого потока «математических методов в экономике» ДВГУ, а это было в 1999 году, могу сказать, что учиться было интересно и познавательно. Большое количество разнообразных задач, которые мы решали на занятиях и дома, а также выполняя курсовые и проектные работы, приучили трудиться с полной отдачей, дисциплинировали и ум, и волю, и в то же время помогли развить творческий подход к поиску нестандартных решений. Думаю, эти навыки помогают мне и сейчас, не только в повседневной работе, но и в целом – во всех сферах жизни», – поделился воспоминаниями об учёбе Денис Давыдов, доктор экономических наук, заместитель начальника Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ.
Стоит отметить, что первый избранный декан математического факультета ДВФУ кандидат физико-математических наук Василий Борисович Осипов, о котором Новости VL.ru уже рассказывали, понимал значение математических методов в экономике и поддерживал развитие направления в течение более 30 лет. Академик, доктор физико-математических наук Н. В. Кузнецов и академик, доктор физико-математических наук М. А. Гузев, которые в разные периоды существования Института математики и компьютерных наук ДВФУ были его деканами, также поддерживали работу в этой области.
Экономическое «переобразование»
Направление развития страны, и Дальнего Востока в том числе, в 1980–1990 годы активно обсуждалось на самых разных уровнях. У нас были серьёзные «заделы» в области экономико-математического планирования в реальной экономике. Например, когда я работал в Москве, то участвовал в разработке крупных проектов: это создание системы строительства атомных электростанций в стране (проект «Атомэнергостроя»), «Комплексное развитие города Москвы»; автоматизация технологических процессов на «Автомобильном заводе им. Ленинского комсомола»; совершенствование АСУ сталеплавильными комплексами на металлургических комбинатах в Новокузнецке и другие.
Перед Дальним Востоком в тот период страна ставила важные задачи – обеспечение национальной безопасности, развитие экономики и общества. Постоянно возникал вопрос: а какой должна быть новая экономическая модель, обеспечивающая развитие макрорегиона, где людей брать для работы с этой экстенсивной моделью? Такое обсуждение происходило на уровне Правительства СССР и в научных кругах, в нём и мы принимали участие. В результате в 1980 году была принята масштабная программа развития Дальнего Востока, которая, к сожалению, не была выполнена в полном объёме, в том числе потому, что наступили 1990-е годы – экономическая и политическая модель СССР закончилась.
В 90-е в стране вновь возникла ситуация, когда вместе с новым технологическим укладом были востребованы новые кадры – в данном случае понимающие новую экономическую модель развития Российской Федерации на базе современной экономической теории. В 1993 году, когда в ДВФУ был образован факультет математики и компьютерных наук, наша кафедра «переназвалась» – стала кафедрой прикладной математики и информационных технологий (приказ ректора № 740 от 18 ноября 1993 г.). Механику из названия мы убрали – когда Советский Союз закончился, закончилась и вся механика. Тогда же исчезли направления исследований и система хоздоговорных работ, которые обеспечивали нам и интересную жизнь, задачи, и собственно финансовую подпитку. Мы начали думать, что делать дальше, и решили стартовать в области современной экономической теории, так как стало ясно, что в России внедряется новая экономическая модель, которую ни отечественная наука, ни практика не знали.
В итоге в 1996 году был создан Дальневосточный центр экономического развития, у которого было три учредителя: ДВФУ, администрация свободной экономической зоны «Находка» и Совет международных научных исследований и обменов. Это был проект, благодаря которому мы получили доступ к таким ресурсным центрам, как Российская экономическая школа в Москве (РЭШ на тот момент – лучшая экономическая школа страны) и Леонтьевский центр в Санкт-Петербурге (создал его выдающийся нобелевский лауреат в области экономики Василий Васильевич Леонтьев).
Далее был заключён договор о сотрудничестве с РЭШ, обучили всех наших преподавателей современной экономической теории, на которой и сегодня строятся образовательные программы ДВФУ. Преподаватели кафедры ездили в Москву, проходили курсы и стажировки. Базовое образование у всех было математическим (физтехи, МГУ им. М. В. Ломоносова, Иркутский университет, наш ДВФУ, другие вузы), поэтому современная экономическая теория, которая вся построена на математике, как говорится, «зашла» – каждый получил множество сертификатов РЭШ на преподавание в областях микроэкономики, макроэкономики, экономики общественного сектора, эконометрики, финансовой экономики, финансовой математики, актуарной математики и так далее.
Потом мы начали проводить во Владивостоке Дальневосточные летние экономические школы (ДЭЛШ), всего на базе ДВФУ было организовано 10 таких школ. Каждое лето в этих школах проходили обучение по 15-20 преподавателей вузов Дальнего Востока, имеющих базовое математическое, физическое или естественно-научного образование, они с увлечением познавали современную экономическую теорию, которая основана на математических моделях и методах. Обучили всех, кто готов был воспринять такой «предмет». Среди профессоров, работавших с нами в ДЭЛШ, были известные российские и зарубежные учёные и практики, авторы многих учебников: Р. Ханессен, Я. Магнус, П. Катышев, А. Пересецкий, К. Юдаева, Н. Волчкова, И. Денисова, С. Гуриев, Л. Полищук и не только.
Обучая новых экономистов и занимаясь выпусками первых студентов экономистов-математиков (экспертов-аналитиков) со знанием современной экономической теории, мы параллельно стали проводить научно-исследовательские работы, связанные с территориальным стратегическим планированием. Для этого, в частности, проводились Дальневосточные форумы стратегий регионального развития, направленные на то, чтобы прийти к общему пониманию «языка» в этой сфере («проговорить» его), «рассмотреть» контуры будущего социально-экономического развития на Дальнем Востоке (сделать это можно с помощью экономико-математических методов). Организаторами Дальневосточных форумов стратегов являлись ДВФУ, администрация Приморского края, Межрегиональная ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье», МЦСЭИ «Леонтьевский центр», ДВЦЭР. Это аналог форума стратегов, который проводится Леонтьевским центром в Санкт-Петербурге ежегодно. Поскольку Леонтьевский центр был и является нашим ресурсным центром, то его руководство и ведущие эксперты принимали участие в Дальневосточных форумах (д. э. н. Борис Жихаревич, д. э. н. Леонид Лимонов). Среди участников, прежде всего, были те, кто в правительствах регионов Дальнего Востока занимался социально-экономическим развитием, а также эксперты, специализирующиеся на региональном развитии. Всего было проведено 10 Дальневосточных форумов регионального развития. Они проводились до тех пор, пока во Владивостоке не стартовал Восточный экономический форум, куда и перешла соответствующая тематика.
Стоит отметить, что история «Дальневосточного центра экономического развития» ДВФУ, созданного в 1996 году, продолжилась в 2012 году, когда он был преобразован в «Дальневосточный центр экономического развития и интеграции России в АТР» ДВФУ. А в 2022 году на базе ДВЦЭР ИР АТР и кафедры математических методов в экономике был создан межшкольный «Центр математических методов народнохозяйственного прогнозирования и программирования» Института математики и компьютерных технологий и Института биотехнологии, биоинженерии и пищевых систем (Передовая инженерная школа) ДВФУ.
Время славных дел
Помимо этого и несмотря на сложные времена, внедрение в стране новой рыночной экономики, в 90-х годах в ДВФУ было совершено много славных дел. У нас был запущен сайт partnerstrategy.org, долгое время сопровождавший работу комиссии Черномырдин – Гор (поддерживающий сотрудничество Дальний Восток России – западное побережье США).
Параллельно мы приняли предложение молодёжной редакции ВГТРК и стали выпускать телевизионную программу «Информатика для всех». Её редактором стала Елена Водопьянова, а автором и ведущим был я. Программа была ориентирована на повышение компьютерной грамотности населения и прежде всего молодёжи в области применения математических методов в экономике на Дальнем Востоке России.
Кроме того, Дальневосточный центр экономического развития издавал журнал «Дальний Восток России: экономика, инвестиции, конъюнктура» – был у нас и такой период в жизни. Свои аналитические статьи мы решили подавать в новой упакованной форме: с картинками, в цвете и с хорошей печатью. Надо сказать, что многие направления, тогда нашедшие отражение в журнальных статьях (например, публикация кандидата биологических наук Сергея Масленникова о планировании ферм по развитию аквакультуры и выращивании крабов), сейчас реализовались. После 10 выпусков журнал вышел на уровень самоокупаемости, но его производство стало занимать у нас слишком много времени, поэтому пришлось принимать решение – либо издавать журнал, либо продолжить научно-образовательную деятельность. В итоге выбрали научные исследования.
Направления нашей работы, связанные непосредственно с промышленностью, с реальной экономикой, со стратегическим планированием, активно развивались тогда – развиваются и сегодня. В этом отношении у нас реализовано больше 50 проектов, разработок, систем непрерывного планирования. Например, «Программа социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 годы и на период до 2020 года» разрабатывалась консорциумом организаций, возглавляемым ДВФУ (я был научным руководителем проекта). «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» (утверждена в 2010 году) разрабатывалась при нашем участии. «Стратегию развития Приморского края до 2035 года» (утверждена Правительством края в 2018 году) мы разработали как эксперты совместно с Высшей школой экономики. «Стратегия и стратегический план развития города Владивостока до 2020 года» создавалась совместно с Леонтьевским центром, руководитель проекта – доктор экономических наук Борис Жихаревич, в этой работе я выступил ответственным исполнителем, как и ответственным исполнителем при разработке «Плана комплексного социально-экономического развития Владивостокского городского округа», который создавался Международным центром развития регионов (Москва), руководитель проекта – кандидат технических наук Игорь Меламед. «Актуализированная стратегия и стратегический план развития Владивостока до 2030 года» – тоже наша разработка, в которой принимали участие более 100 экспертов и консорциум организаций, включая международных соисполнителей, Дальневосточный центр экономического развития и интеграции России в АТР ДВФУ был головной структурой. Также хотелось бы отметить другие наши разработки: финансово-экономические и бизнес-модели федеральных законов «О свободном порте Владивосток» и «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», программ социально-экономического развития Арктики, Курильских островов, Артёма, Славянки и не только.
Кто это всё создавал? Наши преподаватели, которые и по сей день одновременно являются действующими экспертами-аналитиками в стратегическом планировании и в других областях. Например, Андрей Величко и Денис Давыдов, окончившие направление «Математические методы в экономике» в 1999 году, принимали участие практически во всех проектах по разработке стратегий социально-экономического развития регионов и городов, Дальнего Востока, описанных выше. Дмитрий Долгий, прошедший обучение в наших Дальневосточных экономических школах, в сложные 90-е годы специализировался в области оптимального управления и актуарной математики (дисциплины, изучающей математические методы и модели, связанные со страхованием различных рисков), сотрудничал с ведущими страховыми компаниями и стал сертифицированным актуарием, а сейчас делится своим практическим опытом с нашими студентами. Елена Анфёрова – руководитель ряда международных проектов в области бизнес-проектирования, преподающая биоэкономику, финансовый менеджмент и трейдинг (купля-продажа финансовых активов на бирже), учит студентов и руководит дипломными работами в области прогнозирования ценообразования в экономике возобновляемых ресурсов и оценки стоимости недвижимости. Евгений Трифонов, который преподаёт финансовую математику – раздел прикладной математики, имеющий дело с математическими задачами, связанными с финансовыми расчётами.
«У нас сложилась интересная тенденция. С одной стороны, наши выпускники шли в индустрию, становились не только специалистами, но и руководителями, стали привлекать в свои компании студентов на практики, выпускников – на работу. С другой стороны, обратный процесс пошёл – те, кто в индустрии уже поработал, они начали возвращаться в образование. У нас сейчас на кафедре работает половина таких преподавателей. Эти люди несут те знания, практики, умения, которые сейчас востребованы. Это позволяет поддерживать актуальность содержания того, что подаётся студентам», – рассказал Андрей Величко, кандидат физико-математических наук, директор Центра математических методов народнохозяйственного прогнозирования и программирования ДВФУ.
Новые Нострадамусы
После дефолта 1998 года экономика России пошла в рост, одновременно менялась её структура. Ежегодно ВВП страны увеличивался на 5-7%, и рост его продолжался до кризиса 2008 года, далее он затормозился вместе с мировой экономикой, а затем опять продолжился. Растущая экономика требовала новых специалистов, знающих рыночные механизмы и умеющих с ними работать.
Реагируя на этот вызов, в 2005 году название кафедры вновь поменялось – в него включили «математические методы в экономике» (приказ ректора ДВФУ 23-С от 14 октября 2005 г.). Это было решение, отражающее современное состояние экономики России, Дальнего Востока, а также исследований и образования, реализующегося на кафедре. В тот момент многие абитуриенты, интуитивно отвечая на развитие новой в тот момент структуры экономики, хотели быть либо юристами, либо экономистами. И, собственно, это сработало, конкурсы на образовательные программы были достаточно высокие.
С созданием ДВФУ, в котором в 2011 году объединились четыре вуза – Дальневосточный государственный университет, Дальневосточный государственный технический университет, Тихоокеанский государственный экономический университет и Уссурийский государственный педагогический институт, – уменьшились наборы и в другие высшие учебные заведения края. В результате регион кое-что потерял. Так, в конце 90-х годов число студентов в Приморье было порядка 99 тысяч, а сейчас – около 42 тысяч. Фактически уменьшилось число образовательных учреждений, соответственно стало меньше выделяться мест для абитуриентов. Однако с точки зрения высшего образования с появлением Дальневосточного федерального университета качество образовательного процесса и уровня жизни студентов повысилось во многих областях. Например, такого кампуса, как во Владивостоке, до сих пор нет в России ни у одного из университетов. Есть хорошие традиционные кампусы, например, в МГУ им. М. В. Ломоносова или в Санкт-Петербургском университете, но такого, как у нас, нет нигде, хотя прошло больше 10 лет с момента завершения его строительства. Фактически на Русском острове было построено примерно 800 тыс. кв. м – это город с населением в 40 тыс. человек, сравнимый с такими городами Приморского края, как Дальнегорск, Дальнереченск, Лесозаводск, Спасск-Дальний, и другими. То есть здесь был построен целый новый город высокого качества. Естественно, нужно на федеральном уровне принимать специальные решения по привлечения сюда абитуриентов.
Я не раз называл «новыми Нострадамусами» студентов, обучающихся на направлениях «Математические и цифровые методы в экономике и аналитике» или «Аналитические, социальные и экономические сети» – это сравнение абсолютно справедливо. Мы готовим аналитиков, способных к целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию на уровне государственного и муниципального управления, среднего и крупного бизнеса.
Сегодня мы видим успешный опыт внедрения некоторых наработок, которые были выполнены нашими выпускниками. Например, обратите внимание на текущее развитие логистики на Дальнем Востоке. В 2015 году мы выполнили работы по созданию стратегии развития Владивостока, где в рамках межотраслевого моделирования отвечали на вопрос: за какой сектор проще всего «потянуть», чтобы вся экономика региона начала развиваться. Результаты моделирования показали, что если сектор транспорта и логистики будет расти со скоростью 5% в год, то за 15 лет вся экономика региона в целом может вырасти примерно в четыре раза, так как сектор логистики будет распространять импульсы роста по межотраслевым связям и обеспечивать рост других связанных секторов экономики. Сейчас мы наблюдаем процесс такого развития в реальности.
Зачастую аналитическая работа оказывает влияние не только на экономику, но и на политику. Поэтому требуется, чтобы экономические решения, которые аналитик предлагает, были восприняты лицами, принимающими решения. Тот аппарат, который мы даём студентам (кибернетика, математические методы и современная экономическая теория, ИИ) позволяет им ориентироваться во времени и пространстве, объясняя, как всё устроено, какие причинно-следственные связи и цепочки добавленной стоимости существуют и будут созданы в будущем. Первая задача управления – это наблюдение, анализ существующей «картины экономической мира». Вторая задача – планирование, контроль и поиск управляющего воздействия, которое приведёт вашу систему в целевое состояние.
Математика как основа будущего
Начиная с переезда в новый кампус Институт математики и компьютерных наук был включён в состав Школы естественных наук (приказ ректора ДВФУ № 6 от 28 января 2011 г.), в стенах которой были объединены математики, физики, химики, биологи, геофизики – что было не совсем правильно. Эта ошибка была исправлена, и в 2021 году был вновь создан Институт математики и компьютерных технологий (ИМКТ) ДВФУ.
Создание ИМКТ совпало с развитием мирового экономического кризиса, который отчётливо проявился в 2020 г. МВФ отмечал, что распространение кризиса по цепочке отраслей в мире идёт от конечного личного потребления и уже вызвало сокращение производства, потребления, экспорта, инвестиций. Результатом этого кризиса является начало перестройки мирохозяйственных связей, экономические войны, режимы санкций и в итоге – разделение мира на валютные зоны, возникновение новых резервных валют вместо доллара, создание новых технологических зон и смена в них технологического уклада.
Ядром шестого технологического уклада с точки зрения академика РАН Сергея Глазьева являются информационные технологии и искусственный интеллект (ИИ), когнитивные науки, нанобиотехнологии, конвергенция нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий, социогуманитарные технологии, наноэлектроника, нанохимия, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, наносистемная техника, аддитивные технологии. Преимущество данного технологического уклада, по сравнению с предыдущими, по прогнозу Сергея Глазьева, будет состоять в резком снижении энергоёмкости и материалоёмкости производства, в конструировании материалов и организмов с заранее заданными свойствами.
Для Дальнего Востока России ответом на этот вызов является новая индустриализация. Сейчас, по данным Алексея Чекункова, главы Минвостокразвития России, на территории макрорегиона реализуется более 3,3 тыс. инвестиционных проектов, направленных на развитие промышленности, логистики, реальной высокотехнологичной и наукоёмкой экономики, которые требуют во всё возрастающем масштабе применения современных экономико-математических методов и систем прикладного искусственного интеллекта, а значит, новых специалистов, обладающих необходимыми знаниями, навыками и умениями.
Для «математических методов в экономике» в ДВФУ реинкарнация произошла, когда в университете был создан межшкольный «Центр математических методов народнохозяйственного прогнозирования и программирования» Института математики и компьютерных технологий и Института биотехнологии, биоинженерии и пищевых систем ДВФУ (приказ ректора ДВФУ № 12-13-2060 от 10.11.2022), это означает новый старт, связанный, прежде всего, с необходимостью перевода страны на новый технологический уклад, и подготовку соответствующих специалистов.
Поступивших в Центр математических методов народнохозяйственного прогнозирования и программирования ДВФУ, как уже говорилось выше, мы учим математическим и цифровым методам в экономике и аналитике, работе в аналитических, социальных и экономических сетях, где студенты создают собственные представления и о реальной, и о будущей «картине современного мира». В основе наших образовательных программ: современная экономическая теория и практика, современная математика, прикладные системы искусственного интеллекта, а также софт, обеспечивающий аналитические исследования. В ядре аналитической деятельности выпускников – сквозные функции (целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование социально-экономического развития), которые присутствуют повсюду: на уровне крупного, среднего, малого бизнеса, муниципального хозяйства или государственного управления, в общественном секторе и домашних хозяйствах. Молодые люди могут приложить себя в этих областях деятельности и участвуют в них с успехом.
«Сейчас мы заканчиваем первый курс магистратуры: здесь есть и математические модели, и основы программирования на передовых языках, и также, конечно, изучение бизнеса изнутри. Аналитика – это всегда интересно, особенно в предпринимательской деятельности. Благодаря дисциплине «Аналитические сети» я уже понимаю, где мой собственный бизнес проседает, понимаю, где у меня есть слабые места. В целом математика, я считаю, это такой «гранит науки», на котором основано всё, и это нужно развивать», – говорит магистрант ДВФУ Наталья Занхоева, после окончания бакалавриата уже успевшая создать собственный центр дополнительного образования.
Секрет успеха нашего образования скрыт прежде всего в изучении современной математики (теории графов и оптимального управления, математической статистики, эконометрики, машинного обучения, прикладной системы искусственного интеллекта BAUM AI), где студенты решают за время обучения порядка 5000 контекстно-свободных задач – начиная с классических головоломок про «Мудрецов и колпаки» или «Ханойскую башню» и заканчивая построением графовых, экономико-математических, эконометрических моделей или применением ИИ в экономике и управлении. В результате, когда выпускники выходят в мир, то имеют в своём багаже знаний, навыков и умений эти 5000 контекстно-свободных постановок задач и ещё больше решений. Такое образование позволяет его обладателям стартовать много раз в самых различных предметных областях, подключая содержательные постановки задач к уже известным им математическим постановкам (решения которых им известны из теории), и везде достигать успеха.
В целом с 1980 года мы подготовили примерно 800 специалистов. Эксперт-аналитик – это не массовая профессия. В крупных компаниях есть целые аналитические подразделения, в средних компаниях может и один человек отвечать за это направление. А уходя в малый бизнес, наши люди вовсе становятся настоящими «гуру», специалистами во всех областях.
«Я вижу своё будущее больше в научной среде. Моя будущая магистерская диссертация – это исследование графовых моделей городов. Мы изучили все города России с населением больше 100 тыс. жителей, по ним построили графовые модели, и благодаря этому можно будет решать транспортные задачи, организовывать перевозки, планировать размещение логистических узлов. В вузах очень мало специальностей, в которых даётся именно математическое наполнение, а ведь важно видеть не просто поверхностно задачу, но её глубину – так мы можем более обширно смотреть на проблему, осознавать её и прогнозировать решения», – говорит магистрант ДВФУ Юлиана Горик, выпускница кафедры математических методов в экономике.
Наши выпускники обучаются и работают на актуальном софте, основанном на системах прикладного искусственного интеллекта отечественного производства. ДВФУ в лице межшкольного «Центра математических методов народнохозяйственного прогнозирования и программирования» в 2022 году подписал соглашение с Научно-образовательным центром «Технологии искусственного интеллекта» МГТУ им. Н. Э. Баумана, в котором разработан программно-технический комплекс прикладного искусственного интеллекта BAUM AI – это российская платформа ИИ, защищённая соответствующими сертификатами и патентами. В рамках соглашения Передовая инженерная школа ДВФУ закупила этот программно-аппаратный комплекс ИИ, а шесть наших преподавателей прошли в МГТУ имени Н. Э. Баумана стажировку и получили сертификаты, которые позволяют учить студентов прикладному ИИ и проводить с его помощью научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Но сначала надо наш университетский дальневосточный искусственный интеллект DVBAUM AI научить решать задачи в интересах развития биоэкономики Дальнего Востока. DVBAUM AI сейчас ещё очень «маленький», ничего не умеет, но мы будем обучать его работе в области биоинженерии, биотехнологий и пищевых систем, заниматься кибернетикой, современной экономической теорией и математикой, связанной с экстремальными задачами на иерархических гиперграфах (они лежат в основе многих задач прикладного ИИ, управления биоэкономикой).
В межшкольном Центре математических методов народнохозяйственного прогнозирования и программирования планируется, в рамках ИМКТ, новый старт образовательных программ «Математические и цифровые методы в экономике и аналитике» и «Аналитические, социальные и экономические сети». А в рамках Передовой инженерной школы с 2024 учебного года мы будем набирать студентов на «Системный анализ и управление/Алгоритмы и методов прикладного искусственного интеллекта для народнохозяйственного прогнозирования, планирования и программирования в биоэкономике, охране окружающей среды и наукоёмких производствах».
В сентябре 2023 года будет осуществлён новый набор на образовательные программы «Прикладная математика: математические и цифровые методы в экономике и аналитике» (бакалавриат) – на бюджет примем 20 человек. А в магистратуру на «Аналитические, социальные и экономические сети» будет госбюджетный набор 15 человек.
Кто может поступить к нам? Здесь всё просто – всё завязано на школьной математике и её применении. Если у вас хорошее школьное математическое образование, мы вас берём. У нас было несколько человек с гуманитарным складом ума, им было очень тяжело, но и они окончили образование и успешно работают. Уже в зрелом возрасте многие люди начинают разочаровываться в своём образовании – те же айтишники, которые выбрали области, быстро ставшие неактуальными из-за непрерывного потока перемен в этой отрасли, – но важно понимать, что наши студенты, способные решать более 5000 контекстно свободных задач, обладающие знанием о современной экономической картине мира и умеющие использовать программно-техническую платформу ИИ, – это аналитики, способные решать практические задачи в реальной высокотехнологичной экономике, способные к целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию на любом уровне (от малого бизнеса до правительства страны).
Важно и другое. Наше направление подготовки регламентировано и закреплено на законодательном уровне в Указе Президента России № 633 от 8 ноября 2021 года, в котором определяется политика применения Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ от 28 июня 2014 года. Россия готова перейти к новому технологическому укладу (как в 1971, 1981 и 1993 годах) и вернуться на государственном уровне к современным системам непрерывного планирования, а сегодня все они основаны на экономико-математических методах и применении прикладного искусственного интеллекта – в чём мы специализируемся и можем подготовить необходимое количество аналитиков.