Во Владивостоке продолжается масштабная национализация побережья бухты Улисс. Генпрокуратура ранее подала иски к яхт-клубу «Улисс Марин» и компании «Нико Групп», планировавшей построить тут нефтеналивной терминал, а теперь требует вернуть государству сразу несколько имущественных комплексов – десятки зданий и участков, от которых военные отказались ещё в 2001 году. Нынешние собственники могут получить компенсацию – так указано в иске, но не за всё и лишь по кадастровой стоимости, а в ряде случаев это бремя хотят повесить на компанию-банкрот.
В исковом заявлении, которое поступило в Арбитражный суд Приморского края на прошлой неделе, более 30 ответчиков – юридические и физические лица, власти города и края. Непосредственных собственников, у кого хотят забрать земельные участки и расположенные на них здания (склады, эллинги), – 14, плюс у одного здания есть два совладельца. В качестве третьих лиц привлекают Росреестр, Сбер и АО «Восточная верфь».
Генеральная прокуратура ссылается на распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации № 3771-р «О реализации высвобождаемого военного имущества Минобороны России, находящегося в Приморском крае» от 29.12.2001 и требует признать недействительным пункт 9 перечня. Что входило в этот перечень, редакции найти не удалось. Судя по всему, тогда было решено передать часть береговой инфраструктуры гражданским властям и затем приватизировать. А теперь, спустя более 20 лет, генпрокуратура в интересах РФ и Минобороны требует признать ничтожными все сделки с этим имуществом, применить последствия их недействительности и передать объекты недвижимости в собственность Российской Федерации. В ряде случаев выплатить компенсацию, а некоторые объекты – истребовать из чужого незаконного владения.
Самый большой «кусок» из перечня достался ООО «СЗ «Бархат». Судя по названию, эта компания планировала построить на полуострове Назимова жилой комплекс. Цепочка учредителей ведёт к одному из крупнейших федеральных застройщиков – ГК ПИК. «СЗ «Бархат» владеет земельным участком площадью 7,3 га (25:28:030013:1183) на южном берегу бухты Улисс. Вместе с землёй ей достались восемь построек, судя по всему, руины заброшенного военного городка (казармы, столовая, гараж и т. д.). Правда, на космоснимках этих руин уже не видно. В 2023-м их снесли, и теперь нечего возвращать, кроме земли.
В своём иске генпрокуратура предлагает взыскать в пользу ООО «СЗ «Бархат» около 29,6 млн рублей компенсации, выплатить их должно ОАО «Федеральный центр логистики», видимо, предыдущий собственник. Только вот эта компания в 2020 году признана банкротом, её имущество распродаётся. «СЗ «Бархат» придётся встать в очередь из кредиторов.
Соседний участок вдоль дороги, на котором оборудовали стоянку для импортируемых машин, принадлежит Андрею Л. (25:28:030013:1184, площадь 1 га). Его требуют отдать вместе с руинами АЗС и гаража. Взамен предлагают взыскать 4 млн всё с того же «Федерального центра логистики».
Сразу 24 участка хотят забрать у Полины К. Ей компания-банкрот должна будет возместить 7 млн рублей. Её участки расположены вдоль улицы Бархатной – основной дороги, ведущей на Русский мост. Судя по нарезке, их планировалось продавать или сдавать в аренду предпринимателям под разную придорожную коммерцию.
Тут же, вдоль Бархатной, участок площадью 0,38 га (25:28:030013:841) достался некому Александру К. Его требуют изъять из «незаконного владения», без компенсаций. Также Александру К., Георгию Б. и Константину О. принадлежит в равных долях некое здание «общежитие-склад 6/143» с неопределёнными координатами. За него все трое должны получить по 79,6 тысячи рублей. Платить будет Министерство финансов РФ.
Ближе к морю участок площадью 2922 кв. м (25:28:030013:1254) принадлежит Ирине Б. Вместе с ним она должна будет вернуть государству два склада, общая кадастровая стоимость трёх объектов недвижимости приближается к 12 млн, однако от Минфина ей предлагают компенсацию в размере чуть меньше 700 тысяч.
Похожая ситуация и у Людмилы К., которой предстоит вернуть участок площадью 4489 кв. м, судоремонтную мастерскую и ещё два здания общей кадастровой стоимостью более 27 млн, а ей полагается от Минфина чуть больше миллиона. Правда, ещё два объекта, которые хотят забрать у Людмилы, на том же участке (хозяйственно-бытовой блок и склад), компенсируют по указанной в кадастре стоимости – 6,5 и 10,5 млн рублей.
ООО «Каталея» должно будет отдать два здания на Катерной за 16 и 21,8 млн рублей, за них тоже платит Минфин. А вот за земельный участок под ними площадью 4000 кв. м (25:28:030013:899) вернуть 3 млн рублей должно будет управление финансов администрации Владивостока.
Соседний участок на Катерной площадью 3223 кв. м (25:28:030013:900) изымают из чужого незаконного владения ООО «Деляна». Но за склад на нём Минфин заплатит компании 4,5 млн рублей.
ООО Производственно-коммерческая фирма «Сват Ко» получит от Минфина 4,4 млн за железнодорожный тупик комплекса по утилизации кораблей и судов, а также почти 8 млн за береговой эллинг. Участки площадью 3957 кв. м (25:28:030013:930) и 8124 кв. м (25:28:030013:1250) забирают у компании из незаконного владения. Правда, ещё 5,88 млн в пользу «Сват Ко» взыскивается с министерства финансов Приморского края.
Похожая ситуация у ООО «Спецстройресурс». Федеральный Минфин заплатит 5,2 млн за мастерскую, а краевой – 1,2 млн за участок площадью 5659 кв. м (25:28:030013:176).
У ООО «ГТ-Строй» забирают участок (25:28:030013:173) площадью 1388 кв. м. У ООО «Терра БГ» – участок (25:28:030013:1196) площадью 1153 кв. м, у ООО «Эволюция» – участок (25:28:030013:946) площадью 2186 кв. м, у ООО «Локальная энергетическая компания-ДВ» – участок (25:28:030013:887) 3071 кв. м. Тут без компенсаций.
На всё вышеперечисленное имущество, по требованию генпрокуратуры, суд наложил арест. Следующее заседание назначено на 23 мая.
Напомним, владельцам катеров дали время до 1 мая, чтобы покинуть акваторию бухты Улисс – «в связи с использованием Тихоокеанским флотом». А перед этим Генеральная прокуратура пошла в суды, чтобы выселить крупнейших гражданских резидентов: «Улисс Марин» и поставщика нефтепродуктов «Нико Групп». Тем временем федеральный Минтранс готовится установить в Улиссе запретный для плавания район.