С 1 октября в такси можно будет использовать только машины с определённой оценкой уровня локализации или произведённые по специальным инвестиционным контрактам (СПИК) – такие поправки внесла администрация президента в законопроект о локализации такси, принятый в первом чтении. Во Владивостоке инициативу, мягко говоря, приняли со скепсисом. Крупные агрегаторы предполагают, что рынок перевозок в крае останется в серой зоне и надеются на послабления на уровне регионального законодательства. А местные компании поменьше говорят, что бизнесу проще будет закрыться в такой ситуации и рисуют страшную картину Владивостока, лишившегося 80% такси.
Законопроект «о локализации такси»: кто выиграет?
Законопроект № 481272-8, в народе получивший название «О локализации такси», предложили внести на рассмотрение Госдумы в ноябре 2023 года. В пояснительной записке сказано, что он разработан «в целях предоставления субъектам Российской Федерации права устанавливать обязательные требования к уровню локализации транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, в виде совокупного количества баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации». Из текста следует, что для перевозки будут использоваться только машины с высокой долей российской сборки.
Фактически же главная цель законопроекта, следующая из пояснительной записки, – стимулировать спрос на российский автопром. Продажи отечественных машин падают, импорт авто из-за рубежа растет, как и количество низколокализованных сборочных производств машин из Китая. Среди прочего есть риск усиления зависимости сети такси от импортных поставок автомобилей. А при введении «в будущем обязательных требований по локализации к автомобилям, используемым в качестве легковых такси», получится сформировать значительный (около 100 тыс. авто ежегодно, следует из пояснительной записки) рынок сбыта для отечественных автопроизводителей со стабильным спросом.
Закон приняли в первом чтении, при условии внесения поправок. Недавно их опубликовало издание РБК. Дата второго чтения пока не известна, но есть вероятность, что оно состоится уже в апреле. Среди важных новых дополнений следующие:
– после 1 марта 2025 года СПИКи остаются возможным вариантом для допуска в региональный реестр легковых такси, но только если их заключение согласовано с правительством;
– с 1 января 2033 года единственным критерием для внесения в реестр такси станет количество набранных баллов за локализацию;
– при регистрации такси в региональном реестре будут указаны не только марка машины, ее модель, государственный регистрационный номер и VIN-код, но и год выпуска машины.
Что касается о специнвестконтрактов (СПИКов), – в России этот инструмент работает с 2015 года и предусматривает обязанность инвестора по внедрению или разработке той или иной технологии в обмен на преференции вроде налоговых льгот, особых условий аренды земельных участков для создания производства и тому подобного. В рамках реализации СПИКа, к примеру, работает местный завод Sollers на Дальзаводской, 2/14, который с 2023 года замещал производство автомобилей Mazda пикапами, а с 2024 года – автобусами. Правда, пока завод всё равно функционирует как цех крупноузловой сборки китайских авто с отечественными шильдиками. К тому же производство пикапов Sollers уже переехало в Ульяновск, а сборка легковых автомобилей пока, судя по всему, не предвидится.
Перевозки в серой зоне или Владивосток без такси: а кто проиграет?
Владивостокский автомобильный ландшафт интересен: жители столицы Дальнего Востока ездят на правом руле, предпочитая «японцев», в редких случаях – «корейцев». Не сильно сказались на предпочтениях автомобилистов даже санкции и рост ввоза китайского автопрома – машины из Поднебесной, конечно, вовсю перевозили через Уссурийскую таможню, но в основном на запад, жителей Владивостока они по-прежнему интересуют мало. Если говорить о такси, то китайские авто в основном задействованы в классе «комфорт» и «бизнес», соперничая с японскими и европейскими машинами. А в самыми популярными в целом и в классе «эконом» в частности остаются всем известные японцы Toyota Prius, Aqua, Corolla Fielder, а также Axio и другие.
В компании «Максим» поделились статистикой – в целом Приморском крае всего 0,3% партнеров сервиса выполняют заказы на автомобилях отечественных марок. Эту цифру можно было бы даже принять за некую статистическую погрешность. Такая специфика автомобильного рынка с преобладанием иномарок, по словам представителей компании, складывалась здесь десятилетиями. Подходящих под условия закона о локализации машин в регионе почти нет. К тому же есть ещё одна важная особенность рынка такси в Приморье.
«Больше 95% заказов выполняют частные водители на личных автомобилях. У частников, как правило, один автомобиль в домохозяйстве, который используется и для личных поездок, и для подработки по заказам на поездки. Они по финансовым причинам не смогут выполнить норму о локализации. Эти факторы в совокупности могут привести к тому, что рынок перевозок в крае останется вне закона, в серой зоне. Отметим, что по закону о такси № 580, власти субъектов РФ могут самостоятельно решить, добавлять ли норму о локализации такси в региональное законодательство, регулирующее сферу перевозок. Надеемся, что в Приморье объективно оценят ситуацию и откажутся от этой идеи», – предполагают представители сервиса заказа такси.
Менее крупные местные игроки рисуют не просто «серое», но еще более мрачное будущее – город может остаться без машин такси вообще, потому что на отечественных автомобилях во Владивостоке не поездишь.
«Ситуацию с автобусами вы знаете, а вот представьте, что ещё не будет 80% такси – весь город просто встанет. У нас, насколько мне известно, отечественного автопрома в городе – машин 10 или 15, «Лада Гранта». «Эконом», «Комфорт» – это все Япония. Люди ездят на японском транспорте, и менять его никто не собирается. У нас то же самое – есть машины, которые по полмиллиона проехали, и они в достаточно неплохом состоянии ещё. У нас есть, где брать отечественные машины, «Лада Центр» тот же самый, но никто не пойдёт на это. Проще закрыть бизнес, нежели купить машины, которые будут постоянно в ремонте. У знакомого прокат в Красноярске, в Иркутске – он купил себе «Москвич-3», машины даже полгода не проездили, у них поломался вариатор. Мне проще закрыть этот бизнес, чем постоянно мучиться с этими автомобилями, давать людям выходные», – объяснил представитель компании SMotors Валерий.
Напомним также, что во Владивостоке любые изменения в сфере транспортных перевозок воспринимаются и реализуются с трудом, что в конечном итоге влияет на стоимость поездки для потребителя. Если Владивосток не лишится большей части такси после введения поправок о локализации, то уж переплатить его жителям точно придётся – как в сентябре 2023 года, когда заработал новый «закон о такси». В тот день количество машин такси заметно снизилось, а цены резко выросли в несколько раз.