В субботу, 29 марта, в Дальневосточном морском тренажёрном центре во Владивостоке прошёл День открытых дверей МГУ им. Г. И. Невельского. Будущим студентам, курсантам и их родителям рассказали о специальностях, по которым здесь можно пройти обучение, о поступлении и карьерных перспективах, а также дали возможность попробовать себя в роли инженеров, капитанов и механиков.
Гостей университета встретили выступлением эстрадного оркестра МГУ и Дальневосточного филиала ФГУП «Росморпорт», а затем пригласили на встречу с деканами факультетов и предложили посетить мастер-классы.
Кроме получения теоретической информации о поступлении в вуз и учёбе на Дне открытых дверей можно было посетить мастер-классы и с помощью специальных тренировочных установок попробовать себя в роли инженеров, капитанов и механиков.
Так, абитуриентам предлагали с помощью компьютера рассмотреть машинное отделение судна, узнать больше об атомных ледоколах, а также пройти на тренажёре капитанского мостика по акваториям Владивостока.
«По сути мостик на любом судне имеет примерно такое оборудование. Он состоит из главной панели, ЭКНИСа – электронной картографии – и РЛСа – радиолокационной системы. От этих систем зависит жизнь экипажа, жизнь помощника и капитана, куда же без него. Прежде всего, ребята с помощью этой установки учатся габаритам. За минут 15 я уже человеку объяснил, как рулить. На самом деле, ничего сложного нет, если есть интерес», – объяснил курсант 3 курса судовождения Андрей.
Подобные тренажёры есть не только в тренажёрном, но и в учебных корпусах. С помощью этих имитаций курсанты учатся управлять судном, изучать его внутреннее устройство и ориентироваться в параметрах.
В 2025 году в МГУ можно будет поступить на морские, инженерные, логистические, экономические, гуманитарные, социальные и IT-специальности, но самый большой интерес у абитуриентов на Дне открытых дверей вызвали именно морские специальности: судовождение, эксплуатация судовых энергетических установок, эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики, а также техническая эксплуатация транспортного радиооборудования. После обучения курсантам можно будет работать как в море – капитанами, механиками, помощниками по радиоэлектронике, – так и на суше, в судоходных компаниях, исследовательских учреждениях, Минобороны и университетах.
Поступить несложно
Поступить на эти специальности не так сложно: баллы для прохождения невысоки, а бюджетных мест МГУ предоставляет больше, чем в любом другом университете России. Например, на «Судовождение» 150 бюджетных мест и ни одного платного, на «Эксплуатацию судовых энергетических установок» – 110 бюджетных мест и всего пять платных, на «Эксплуатации судового электрооборудования и средств автоматики» смогут бесплатно учиться 36 абитуриентов, а платно – пятеро, а «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» предлагает 25 бюджетных мест и в пять раз меньше платных.
«У нас самая популярная из морских специальностей – судовождение. Это та специальность, которая готовит будущих капитанов. А капитан – самый важный на судне, второй после Бога. А вот радисты – специальность довольно экзотическая. Они менее популярны, но тут некая несправедливость: это уникальные специалисты, и спрос на них всегда гораздо выше, чем то количество, которое мы готовим», – прокомментировал декан факультета судовождения и связи Руслан Царик.
Для поступления на морские специальности в 2025 году абитуриентам со средним общим образованием необходимо будет сдать ЕГЭ по русскому языку, профильной математике, а также информатике, или физике, или химии. При этом по русскому языку, физике и химии необходимо преодолеть порог в 36 баллов, по математике набрать минимум 27 баллов, а по информатике – 40. Абитуриентам со средним профессиональным образованием нужно будет сдать вступительные экзамены по русскому языку, высшей математике и технической механике. По русскому языку и технической механике необходимо набрать минимум 36 баллов, а по математике – 27.
В прошлом году проще всего было поступить на радиоинженера, проходной балл – 121. А самая высокая конкуренция была при поступлении на судовождение, одному из абитуриентов удалось набрать 283 балла, при этом проходной – 138 баллов.
На морские специальности поступают не только парни, но и девушки. Например, на судовождение в среднем идёт 8-12 девушек в год, а группы радистов обычно состоят наполовину из молодых курсанток. Проживают девушки отдельно от парней в общежитиях секционного типа.
По словам деканов факультетов, в течение первых двух лет места освобождаются достаточно часто, поэтому у курсантов всегда есть возможность смены специальности в процессе обучения.
Морская практика
Но одних баллов здесь будет недостаточно, так как обучение на морских специальностях не похоже на обычную студенческую жизнь. Первые два года курсанты живут по морскому уставу, в кубриках, почти в казарменных условиях, при этом место проживания предоставляется и местным жителям, и иногородним учащимся.
Деканы университета отмечают, что такое обучение подойдет далеко не всем: курсантам необходимо обладать высокой самоорганизованностью и самодисциплиной, иначе учёба будет проходить с трудом, а работа на флоте, тяжелая и ответственная, успехов не принесет.
Еще одна особенность морских специальность – плавпрактика. Курсанты ежегодно ходят на различных судах. В рамках коллективной практики они посещают Сахалин и Камчатку, а при индивидуальных – доходят до Африки, Австралии и Европы.
«Приезжают счастливые: посмотрели мир, на больших судах поработали. Всё это очень интересно. Самых лучших курсантов, конечно, разбирают заранее, но без практики не останется никто», – отметил Руслан Царик.
20 июня в вузе начнётся прием документов, а 6-7 августа будут объявлены списки поступивших.
Всего в этом году университет предоставляет 280 бюджетных мест и 900 платных на направления подготовки бакалавриата, и 369 бюджетных и 87 платных для специалитета. Срок обучения на бакалавриате составляет 4 года, а на специалитете – 5,5 лет.
Во время учёбы студенты получают стипендию, правда, здесь она небольшая: платят бюджетникам от 2600 до 6000 рублей в зависимости от их успеваемости, при этом троечники стипендию не получают. За индивидуальные достижения выплачивают повышенную стипендию, она составляет от 8000 до 32 000 рублей. Также в МГУ можно получать социальную стипендию – 5000 рублей и дополнительную надбавку в 500-2000 рублей за выполнение обязанностей старосты.
Для всех специальностей и направлений подготовки в МГУ установлены одинаковые проходные баллы, отличаются только предметы, которые нужно сдать для поступления. Самый распространенный набор: русский язык, профильная математика и физика. Сдав эти экзамены даже на минимальные баллы, можно рассматривать для поступления 16 специальностей и направлений подготовки из 22. Но подать документы для участия в конкурсе можно одновременно только на 5 из них.