Автобусные перевозчики Владивостока до сих пор не могут исправить ситуацию с невыходом на маршруты. Редакция Новостей VL.ru проанализировала документы за февраль и выяснила, что по сравнению с осенью автобусы стали ездить чуть чаще, но незначительно. Несмотря на повышение зарплат водителям и рост стоимости проезда, за февраль перевозчики выполнили лишь 67,7% положенных рейсов.
В абсолютных числах за февраль перевозчики должны были выполнить 115 124 рейса, а было сделано 80 033,5 по 20 контрактам (было 19, один добавился в декабре 2024 года). За эту работу перевозчикам по контрактам должны были выплатить 38 920 766,58 рубля, но заплатили только 31 135 127,91 рубля. Остальное пошло на оплату штрафов – в сумме 7 857 639,21 рубля.
Лучше в феврале стали ездить «РостТранс», «Раннер», «ДВ-ТрансСети», «Самокат» и «ВПОПАТ-1». Хуже дела пошли у «ВладАвто», «Медиа-Восток», АО «Электрический транспорт» и «Каслар».
Ситуация к весне стала чуть лучше, чем была осенью, но в процентном соотношении всего на 3%. И если смотреть не на средние значения, а на частности, то улучшилась она лишь у некоторых перевозчиков.
«Худшим» перевозчиком всё ещё остаётся АО «Электрический транспорт», которое обслуживает единственный маршрут № 90. Это электробусы. Из положенных 560 рейсов сделано было только 121, исполнение всего 21%. В течение 12 дней, а это почти половина февраля, пассажиры не дождались ни одного электробуса.
Из коммерческих перевозчиков худшим стало ООО «ВладАвто» с исполняемостью 49,9%, или 3149 рейсов из 6300. На маршруте № 34 (Тихая – Спутник) было пять нулевых дней. № 8 (Луговая – Окатовая) сделал меньше половины рейсов, № 64 (Тихая – Заря) – ровно треть от положенного. Популярный эгершельдовский № 59 отметился на 2/3 от нужного количества рейсов в день.
Чуть больше половины рейсов сделали автобусы ООО «Каслар», которое обслуживает четыре контракта на 16 маршрутов. В общем все свои контракты перевозчик исполнил всего на 46,8%, и только один из четырёх по отдельности вообще «перевалил» за половину. На этого перевозчика пришлось больше половины всех штрафов за февраль – 4,5 млн рублей.
На маршруте № 24 (Луговая – Фанзавод) из 1000 рейсов исполнено 353, № 51 (Центр – Дальхимпром) делал всего по одному рейсу в день из шести в течение 17 дней, остальные вообще не ходили. № 54 (Луговая – Центр – 3-я Рабочая) просто проделывал на треть меньше положенных рейсов каждый день, а № 68 (Семёновская – Шилкинская) – до половины рейсов в день. Автобус № 5 (Центр – Русский мост) делал максимум 9 рейсов из 54, № 22 (ТЦ «Изумруд» – Парис) четыре дня вообще не выходил, № 91 (Автовокзал – Майора Филипова) не выходил два дня, а в остальные дни делал меньше половины рейсов.
Все остальные перевозчики делали от 66,6% до 94,1% рейсов в течение месяца. Но плохие дни были, судя по всему, почти у всех. У «Медиа-Восток» популярный автобус № 40а (Семёновская – Онкодиспансер) сделал меньше половины рейсов.
У «РостТранс» самым проблемным оказался маршрут № 62 (Маяк – Окатовая) – половина дней по нулям, остальные – по 6 рейсов из 24. У «ВладРейса» каждое воскресенье на линию не выходили автобусы № 3 (Луговая – Карьерная). У «Раннера» при отличной исполняемости автобуса № 23 (Семёновская – Кирова) плачевными были дела на маршруте № 32 (Луговая – Тихвинская) – четыре дня он вообще не ходил, ещё три дня делал 1-3 рейса из положенных пяти. ООО «ДВ ТрансСети» на маршруте № 1 (Змеинка – Седанка) исполняло половину и меньше рейсов в день, № 98 (Луговая – Центр – Снеговая Падь) делал 1 рейс из четырёх ежедневно.
По-прежнему лучшим перевозчиком остаётся «Самокат», у которого два контракта на 15 маршрутов. Один, с маршрутками № 16Б, 16Д, 16К, 16Ц, 18, 74, 75. Его исполняемость стала чуть хуже, 86% вместо 89% осенью. Зато второй, на маршруты 14, 17, 33, 37, 66, 85, 92 и 97, исполнен почти на 10% лучше. Более того, это единственный перевозчик, у которого единственный на весь город маршрут (№ 92, Школьная – Сафонова) исполнен на 100%. В общем исполняемость «Самоката» за февраль составила 91,95%.
Значительно лучше дела стали у муниципального перевозчика МПВ «ВПОПАТ-1». Они теперь обслуживают пять контрактов на 14 маршрутов. Как раз с осени на муниципальном предприятии стали привлекать водителей самыми разными способами: повышать зарплаты, организовывать акции «Приведи друга» и так далее.
Общая исполняемость за февраль составила 76,7%, при том, что в октябре «ВПОПАТ-1» делал меньше половины рейсов. Но и здесь есть плохие маршруты. Например, № 93 на острове Попова делал не больше трёх рейсов в день из пяти, а один раз вообще не выходил. Ещё один «островной», № 94Д в селе Береговом, неделю вообще не ходил. № 99 (Центр – Адмирала Смирнова) в течение недели делал 7-8 рейсов из 42 и ни разу не выполнил все. У № 44Д (Фуникулёр – Угольная) и № 95 (Центр – Снеговая Падь) – от половины до 2/3 рейсов в день, № 15К (ТЦ «Изумруд» – Трудовая) делал от трети до половины рейсов.
Транспортные компании объясняют невыходы нехваткой не автобусов, а водителей. Но на FarPost.ru сейчас водителей ищут всего четыре перевозчика. «ВПОПАТ-1» предлагает 80-140 тысяч рублей за месяц и полный соцпакет. «ВладРейс» предлагает 165-195 тысяч рублей в месяц с посуточной оплатой и проживанием на маршруты № 40, 81 и 63. «РостТранс» ищет водителей на 6-7 тысяч рублей за смену (186-217 тысяч рублей за полный месяц) на маршруты № 5, 79 и 62. В объявлении указано, что ставка за смену 5 тысяч плюс «наличка с маршрута каждый день», предлагают проживание. «Каслар» без указания маршрутов ищет водителей на полный соцпакет от 90 тысяч рублей в месяц.
Официальной отчётности за март пока нет, она появится в контрактах только в апреле. Но зато есть «неофициальная» – от пассажиров. На многие маршруты выходят по 1-2 автобуса, рабочей силы не хватает, поэтому транспорт грязный и переполненный. При этом стоимость проезда с 1 января выросла на 11-15% в зависимости от способа оплаты.