В воскресенье, 23 марта, в детском технопарке «Кванториум» во Владивостоке прошёл второй этап турнира по программированию для школьников «Алгоритмический прорыв». Мероприятие собрало более 100 участников, среди которых были не только школьники с 4-го по 11-й класс, но и студенты. В рамках этого интеллектуального соревнования команды из 1-3 человек за одним компьютером решают алгоритмические задачи на скорость и точность.
Всего в турнире по программированию приняли участие 52 команды – 42 школьных и 10 студенческих (включая 11-классников). В первом этапе соревновались около 50 школьников. В этот раз результаты шли в два разных зачёта. При этом задачи были одинаковые для всех, но если школьникам выделили 3 часа на выполнение заданий, то студентам только 2.
Перед началом соревнований все конкурсанты собрались на первом этаже технопарка «Кванториум». Здесь они играли в настольный футбол, хоккей, приставку, ели сахарную вату, знакомились с остальными участниками, а также определялись с составом своих команд. Например, Максим после предыдущего этапа турнира решил сменить сокомандников.
«В прошлом этапе места не занял, потому что возникли недопонимания с командой. Они заранее не сказали мне о своём уровне и не установили мой язык программирования – C Sharp, а в Python у меня нулевые знания, и всё: я ничем не смог им помочь и у нас ничего не получилось. Поэтому в этот раз я позвал своего одноклассника, и мы будем работать на компьютерах организаторов, на которых есть нужный мне язык программирования, так что шансы на победу возросли», – поделился Максим из команды «ДЦП».
С переформатированием команд столкнулся и другой участник соревнований.
«Меня брат выгнал, мы на прошлом этапе с ним вместе были, но теперь он захотел участвовать один. Он в 9-м классе, а я в 5-м, и я его, честно говоря, отвлекал в прошлый раз, поэтому участвуем отдельно», – рассказал Вячеслав из команды «Одинокий Пудж».
Работа в командах для многих участников, действительно, оказалась непростой задачей, но ко второму этапу большинство конкурсантов научились грамотно распределять задания и нашли подходящих по уровню сокомандников.
В 12 часов начался тестовый тур, а затем и основное соревнование. Для студентов и 11-классников выделили зону на первом этаже, а школьников 4-10-х классов распределили по аудиториям на третьем этаже «Кванториума».
Участникам предложили решить 10 задач, ответы должны были содержать написанные кодом небольшие персонализированные программы. При этом можно было использовать различные языки программирования: Python, C, C++, JavaScript, Pascal, C Sharp и другие.
У всех задач была интересная фабула, а для их решения иногда требовались знания не только в сфере информатики, но и в области алгебры и геометрии. Так, школьникам и студентам необходимо было с помощью кода рассчитать стоимость аренды электросамокатов, поставить мат в один ход, вычислить аппетитность съеденных акулой рыб, проверить ингредиенты крабсбургера и многое другое.
Поддержать юных IT-специалистов пришли их родственники – родители, младшие братья и сестры.
«У нас IT – это семейное, отец Дмитрия и старшая сестра пошли в IT, и он, видимо, тоже захотел. Мы сейчас в поисках дальнейшего пути, хотим здесь узнать о местных учебных заведениях в этой сфере», – поделилась Елена, мама Димы.
Многие участники турнира уже определились с будущими направлениями подготовки и сферами работы. Одни мечтают поступить в университет на специальности, связанные с искусственным интеллектом и информационной безопасностью, другие хотят развиваться в сфере развлечений – создавать компьютерные игры.
«Мне интересно игры делать. У меня уже куча идей для игр есть. Например, сделать какой-нибудь «рогалик» – это жанр игр, где случайным образом генерируются комнаты, враги и предметы», – рассказал Женя из команды «Программисты Емара».
Отдельный вид проявления творчества в рамках прошедшего турнира – придумывание названий команд. В общем списке участников можно было встретить отсылки к японским комиксам манга и к строчкам из рэпа, а также случайно сгенерированные наименования.
«На этом турнире есть команда «Айсберг», но только на этот раз не он с нами столкнётся, а мы с ним. «Титаник» тонул долго, а это значит, что у нас много терпения и мы долго продержимся… а потом утонем, но надеемся, что это будет уже в третьем этапе, – пошутили участники команды «Титаник» Всеволод, Вячеслав и Артур. – Но вообще в прошлый раз нам немного до победы не хватило, а сейчас мы готовы побеждать».
Помимо основного соревнования, начинающие IT-специалисты смогли принять участие в квизе на IT-тематику, встретиться с представителями вузов, поиграть в настольные игры и посетить профориентационную лекцию «Какой ты смешарик в IT».
Победителей второго этапа наградили сертификатами, медалями и выдали памятный мерч.
«У нас есть общая мечта, чтобы Владивосток поборолся за звание одной из IT-столиц России. Безусловно, сейчас Владивосток является IT-столицей Дальнего Востока, но есть гипотеза о том, что нам можно потягаться за звание чуть побольше. Сейчас Владивостоку не хватает специалистов, поэтому их нужно растить, помогать им развиваться, в том числе прививать школьникам» интерес к сфере IT», – рассказал Виктор Науменко, организатор турнира по программированию.
Присоединиться к интеллектуальным соревнованиям можно на любом этапе. Заключительный турнир пройдёт 27 апреля, до этого можно успеть собрать команду до трёх человек и попрактиковаться в написании кода. В официальный зачёт результаты идут только при очном участии, но можно поучаствовать и онлайн – вне конкурса. Все подробности – на сайте «Лиги олимпиадного программирования».
Победители второго этапа «Лиги олимпиадного программирования»:
Команды школьников (4-10 класс):
1 место – Cpp
2 место – «Титаник»
3 место – «Дети нкея: Брехов, Петрова, Пархоменко»
Команды 11-классников и студентов:
1 место – T-spin
2 место – «Моя дикая кассандра»
3 место – Far Eastern FU: CODE work Team