Восьмиминутный фильм Виктора и Алёны Кицан «Дом» о 300-километровом путешествии по Японскому морю на катамаране с собакой Хагги занял первое место в номинации «Лучшее водное путешествие» на конкурсе «Дальний Восток – земля приключений». Кроме славы это ещё и деньги: приз в миллион рублей. После вычета налога получается чуть меньше, но всё равно неплохо. Чтобы путешествие состоялось, Виктор самостоятельно изучил морскую навигацию и получил удостоверение капитана, а теперь занимается организацией фестиваля катамаранов во Владивостоке. Если всё сложится, мероприятие пройдёт уже в этом году.
По условиям конкурса хронометраж фильма был жёстким, и многое осталось за кадром. В том числе самое интересное: как готовились, где спотыкались и как дался поход по акватории Петра Великого юной таксе Хагги.
Виктору 30, он из Волгограда. Алёне 23, она из Краснодара. А пару лет назад поселились в Артёме – сюда Виктора распределили после лётного училища. Алёна закончила университет физической культуры, спорта и туризма, она тренер и кандидат в мастера спорта по плаванию, а также технолог-стилист, она самозанятая в своей студии и работает парикмахером.
Как стать капитаном
– Откуда эта идея с конкурсом? Был ли у вас какой-то мореходный опыт? В фильме вы рассказываете, что увидели белуху, и эта встреча сработала как спусковой крючок.
– Виктор: Если честно, дело не только в ней. Просто, чтобы фильм получился ярким, мы завязали всё на белухе. Но мысли о путешествиях были раньше. И в общем, и конкретно – о путешествиях по воде. Сейчас вот ехали, пытались с Алёной вспомнить, когда всё началось… Наверное, всё-таки с сапов. Приезжали наши родные и близкие. Гуляли, показывали им всё, рассказывали... И как-то проникались идеей морского туризма. К тому времени мне Алёна уже подарила обучение на капитана моторного судна. Это было моей мечтой.
Занимался в учебном центре «Асклепия», а экзамены сдавал в ГИМСе (государственная инспекция маломерных судов). Во время учёбы узнал – оказывается, экзаменоваться можно и без неё. Самому освоить навигацию, попрактиковаться, если есть с кем, и явиться в ГИМС. Сдал – вот тебе удостоверение морского судоводителя. То есть, обучение, как при сдаче экзаменов на вождение, необязательно.
– Алёна: Но по факту базовое знание – это полезно.
– Виктор: Ну да. А потом я начал думать про яхты. Нравилась сама идея – расправляешь полотнище, и, не тратясь толком на бензин, не загрязняя природу, несёшься куда-то вместе с ветром.
– Алёна: Помнишь, как мы на «Воднике» катались на маленькой яхте?
– Виктор: Это был фестиваль Vladivostok Boat Show. Алёне тогда очень не понравилось.
– Алёна: Я поняла, что яхта – вообще не моё. Я не боюсь. Но море это отдельная стихия, которую нужно уважать. Крен очень сильный, Витя гладит воду, ему нравится. А мне – нет.
Катамаран самостоятельной сборки
– Виктор: И выстроилась некая полярность, что ли… Но тяга к морю, приключениям, туризму была постоянной. Но мы не знали, с чего начать. И тут мне Алёнина мама пересылает пост в телеграме о конкурсе. Я думаю – ну, там матёрые ребята, а у нас и опыта нет.
– Алёна: И обрудования у нас толком не было…
– Виктор: Сапы и телефоны для съёмок. Но мысль в голову засела. Я понял – нужно судно, а это дорого. Начал искать варианты – может, купить то, что нуждается в починке? В одной из групп человек пишет – заберите надувную лодку. Думаю, о, классно. Старая лодка ПВХ, живёт в гараже. Цена символическая – ящик пива. Забираю – ну всё, остался двигатель… Надуваю…
– Алёна: А она вся рассохлась. Ей лет десять, наверное, если не больше.
– Виктор: А я уже комплект парусов присмотрел… И наткнулся в интернете на парусный катамаран – даже не думал, что они есть. Нашли в Питере, причём, выбрали один из лучших видов, под пятьсот тысяч. Разборный «Тайфун». Сбросились с товарищем, переправили сюда. Доставка обошлась почти в 60 тысяч. Много деталей, конструкций, которые можно повредить при транспортировке. Решили не рисковать, через транспортную компанию застраховали на всю сумму, потому что в тому моменту уже решили заявляться на конкурс. Для нас это был первый шаг к мечте, очень важный.
Катамаран превзошёл все ожидания. Места много, да мы ещё продумали и заказали водонепроницаемый багажный отсек у ребят, которые которые занимаются ремонтом и изготовлением изделий из ПВХ. В нём хранилось всё оборудование и техника, палатки, одежда. Отсек есть на кадрах – серая прямоугольная конструкция впереди.
Катамаран нельзя собрать за пару часов. У меня ушло дней пять. Он пришёл в шести больших баулах. Собираешь в начале сезона, и он у тебя стоит. Это не сап, который надул, сдул, опять надул. В конце сезона разбираешь – и в гараж.
– Алёна: Это как будто лего для мужчин. Палуба у него где-то «квадратов» двенадцать. Можно и лечь, и походить, и собаке комфортно. Ей было было чем заняться – мы шнурочки цепляли, ещё что-то. Можно близко подойти к берегу, высадиться, вытащить на сушу. Это делал Витя. Наши задачи были разделены на берегу – на нём швартовка, на мне палатка и быт.
– Виктор: У «Тайфуна» корпус из ПВХ, два баллона соединены жёсткой рамой, на которую натянута жёсткая сетка. Внизу – шверт, это как киль у яхт, но здесь его можно поднять. Это своеобразный вездеход, так скажем. Хочу поставить на него маленькую ручную лебёдку – он всё-таки достаточно тяжёлый.
– Алена: Основная сложность – отсутствие мотора, это одно из условий конкурса. Есть вёсла, но постоянно так идти не хотелось. И мы ловили каждое дуновение ветра.
– Виктор: Иногда приходилось грести – допустим, между островами: в бухтах ветра зачастую не бывает. Но далеко не уйдёшь: вес катамарана – 130 килограммов, а наш с Алёной суммарный – порядка 150. Плюс экипировка, оборудование, вода – килограммов 200. Получается под полтонны.
Тщательная подготовка
– Сколько времени заняло путешествие?
– Виктор: 13 дней с учётом ночёвок. Где-то оставались на 2-3 дня: погода, или просто понравилось. Не стояло задачи быстрее прийти, это был отпуск.
– Виктор: Планировались тщательно, просчитали всё возможное. Вес, калории, вода. Анализировали разные ситуации. Был чек-лист, где мы прописали каждый день и сценарии – штатные, внештатные, аварийные.
Конечно, были телефоны и рации. Я немного изучил морской радиообмен, выяснил, какие аварийные каналы отвечают за землю, какие за воду. Был пневматический горн – дуделка такая, чтобы подавать сигнал судам или отпугивать зверей. Вот он прямо очень пригодился.
По правилам ГИМС, у парусников приоритет при движении. Но люди на катерах их не воспринимают. У нас часто бывали крайне нервозные ситуации. Катер несётся на нас, приходится вставать, дудеть, размахивать руками. Мы полностью зависим от ветра, а тут такое – на полном ходу, с двигателями.
– Алена: По условиям конкурса нужно было подать заявку в МЧС и показать весь маршрут. И нас контролировали всё время.
– Виктор: Да ещё получилось так, что мы запланировали выход 2 сентября. И накануне МЧС нас оповестило, что акваторию закроют в связи с ВЭФ. В итоге отчаливали из бухты Новик 1 сентября, при сильном встречном ветре, в 17 часов. Дошли до Рынды, там переночевали. И каждое утро начиналось с общения с МЧС: мы проснулись, выходим на маршрут. Потом – пришли с маршрута, у нас всё хорошо. Я-то думал, это так, для галочки – зарегистрировался и забыл. А вот нет.
– Алена: Особенно интересовались состоянием Хагги. Причём заступали посменно, и каждый уточнял этот момент. Мы, я помню, переходили самый длинный маршрут от Желтухина под Андреевку. И со связью было не очень… Звонит МЧС и спрашивает, как себя собака чувствует. Было приятно.
– И как она себя чувствовала?
– Алёна: Лучше всех, по-моему. Гуляла, наслаждалась морским бризом, загорала.
– Солнечный удар не получила?
– Алёна: Когда было жарко, холодно, ветрено, стелили ей в том самом багажном отсеке, и Хагги спала. Она практически с рождения на воде. Мы её привезли в три месяца, и сразу на сап. Всё отлично, у неё есть спасательный жилет. А в этот поход ей было почти полгода.
Свобода и приключения
– Как выстраивали маршрут? Может, были какие-то очень важные пункты, на которые он был завязан?
– Виктор: Мы отталкивались от работы победителя предыдущего сезона. Антон Конобиевский прошёл на каяке с севера до острова Русского почти 500 километров. У нас, кроме первого шага в сторону туризма, была цель выиграть. Стали продумывать интересный для людей маршрут. Где не нужен разряд, уникальное оборудование и где достаточно навыков, которые под силу большинству. Живописный и красивый. И пошли через острова. От самого слова «архипелаг» веет свободой и приключением. У нас как раз архипелаг Императрицы Евгении. Посмотрели карту, прикинули расстояние, время, если идти под парусом. Выяснили, что у нас на пути Дальневосточный морской заповедник. Написали официальное письмо. Мы не собирались его посещать, нужно было просто пройти морем.
Конечная точка – остров Фуругельма. Был бы сильный попутный ветер, мы бы дошли. Но попали в шторм у мыса Гамова. Наверное, для больших судов это не шторм. Для нашего маленького катамаранчика – вполне себе шторм. И оттуда мы уже возвращались: отпуск заканчивался.
– Маршрут получился длинным?
– Алёна: Если по прямой – в районе 200 километров. Но под парусом судно чаще идёт галсами, и мы прошли ещё порядка ста километров. Вообще, получилось больше трёхсот.
– У вас были планы с учётом разных ситуаций. Всё получилось?
– Виктор: У нас по сути было всего два выхода в море, чтобы ощутить парусную нагрузку. Управлять парусами достаточно сложно. Плюс руль. И в темноте идти некомфортно, а у нас с этого началось. Из опознавательных знаков, по сути, только фонарики. А здесь ходят несоизмеримые с нами суда. Вот это было страшно.
– Алёна: И первая океаническая высокая волна. Когда она подходит сзади и ты в ложбине – выглядит жутковато.
– Виктор: Если волна сильно ударит сзади – надувной катамаран может опрокинуться через нос. Нужно было приноровиться и проходить по диагонали.
– Алёна: Потом я привыкла. Тяжелей всего было на Гамова. Мы планировали добраться до бухты Витязь гораздо быстрее. И тут – волна, ветер.
– Виктор: Когда мы уже вышли из лап шторма, стали искать место для ночлега. Было ближе в полуночи. Нашёл на карте бухту. Заходим – вроде ничем не примечательная, но настолько неприятная... Потом мы уже увидели – она называется бухта Опасная. Было гнетущее ощущение, словно на тебя кто-то смотрит из леса. Я Алёну спрашиваю – у тебя так же? Да, говорит. И мы ушли. А ещё перед путешествием я проверил карту мобильного покрытия по всему маршруту. И оказалось – только в этой зоне отсутствует любой оператор.
– Алёна: Шторм, встречный ветер, волна уносит, связи нет. Решили идти в бухту Теляковского. Витя собирает парус, его сбивает порывом ветра, он падает. Ну, благо не за борт. Я думала, с ума сойду – на мне собака, нужно помочь мужу, видимости никакой. Остановиться или развернуться я просто физически не могла.
– Виктор: А в бухте мы встретили людей. Огоньки на берегу, прямо бальзам на душу. Правда, на подходе чуть не влетели в Остров Томящегося Сердца. На берегу к нам подбежали ребята, Вадим Нечаев. Мы не знакомы ещё были тогда.
– Алёна: Разбили лагерь. Вадим и Ира пригласили нас к себе. У них и еда, и вода, и чай. Оказалось, они тоже участвуют в этом конкурсе. Приехали на машине и планировали на каяке посетить заповедник. Мы до сих пор общаемся. Они из Уссурийска и, к сожалению, призового места не заняли.
– Как выбирали места для ночёвок?
– Виктор: Мы не могли себе позволить просто ходить и выбирать. Чтобы войти в определённое место, нужно построить маршрут. Google карты, Яндекс карты, ГИС, навигационные морские. Смотришь, сравниваешь. Бывает, написано пляж, а это не так – камни или скала. И всё равно промахивались. Подходишь, а там вообще не то.
– Алёна: У нас с собой было 60 литров пресной воды. Понятно, это не на весь поход – нужно было и опресняться, и готовить на чём-то. У нас были три точки для забора воды. Но мы ни разу не потратили её полностью, всегда оставался запас. Витя изначально рассчитывал с запасом. 60 литров на 3 дня.
– А что вы опресняли? Зачем?
– Алёна: Оборудование, одежду, экипировку. Морская вода может разъесть материалы. Всё это нужно смывать.
Совместить дикий отдых с комфортом
– В фильме есть кадры, где вы на стоянках смотрите кино. Как вы это устроили?
– Алёна: На годовщину свадьбы родители подарили портативный проектор. Мы вообще старались сделать этот поход уютным. Я сшила такие флажочки, огоньки, везде была подсветка. Мы не хотели делать проект о преодолении. Была идея совместить дикий отдых с комфортом.
– Виктор: У нас было что-то вроде маленькой электростанции, одна из дорогих покупок после катамарана. Очень хорошо себя показала. Всё всегда было заряжено: телефоны, камеры, ноутбук, дрон. Маленькая коробочка килограмма на 4-5, она попала в кадр в фильме. И к ней – раскладывающаяся солнечная панель. Эта коробка, по сути, большой пауэрбанк. Фонарики были на солнечных батареях. Фонарей было много – налобные, ручные, фонарик на Хагги, прожектор, который можно поставить. Специально искали с функцией красного мерцания, чтобы подавать аварийный сигнал.
– Что особенно мешало?
– Алёна: Палуба у нас сеточная, мы вечно были мокрые: и вода, и туман. Наверное, нужно было подумать о гидрокостюмах. А так – влага везде. Всё, что не в багажнике, мокрое.
– В фильме вы говорили о мусоре, о чужом мусоре. Его действительно так много?
– Виктор: Рад, что заметили – мы ведь сказали буквально пунктиром, а это важно. Мусор – настоящее бедствие, я не преувеличиваю. Мы брали с собой 200-литровые строительные мешки для мусора. Собирали не только свой, его как раз было мало, но и чужой. Мы же не первый раз на море, на сапах ходили – везде мусор. Не только из-за отдыхающих – его и море приносит.
– Алена: Остров Сибирякова жутко грязный. Мы там ночевали. Собирали, и на следующей стоянке, если была возможность, оставляли. И ещё мешок домой привезли.
– Вы говорили, что этот поход нельзя назвать затратным. И сравнивали его с поездкой в Таиланд.
– Виктор: Для нас он затратный, потому что снимали фильм. Но если люди просто хотят провести время… Не обязательно, как мы, идти на две недели, можно на пару дней. У нас катамаран дорогой, но можно купить дешевле, тысяч за двести. Или арендовать. Плюс палатка.
– Кто фильм снимал, кто монтировал?
– Виктор: Монтировал я, снимала в основном Алёна. Я был занят управлением, координацией, навигацией и так далее. Мы пытались написать сценарий заранее, но было невозможно: мы не знали, что нас ждёт. А постановочности не хотелось. То есть, таких кадров, где мы идём по берегу, держась за руки… Хотелось честности. Снимали много, но вот шторма нет – не до того было.
– Что дальше?
– Виктор. Развиваем телеграм-канал, будем рассказывать о путешествиях, не только водных, но и на суше. Делаю полный фильм про эту историю, без ограничений по таймингу. Есть несколько проектов, связанных с туризмом. Но мы не хотим быть просто очередными ребятами, которые водят туры.
Один из проектов – фестиваль парусных катамаранов в сентябре. Их будет не меньше 20, и они пойдут по похожему маршруту. Не погоняться друг за другом, а чтобы познакомить людей с парусным туризмом. Сапы есть, каяки есть, а вот парусные катамараны как-то в тени.
– Алёна: Витю разыскал конструктор катамаранов...
– Виктор: Анатолий Павлович Кулик, кругосветный путешественник, разрабатывает и делает катамараны в Новосибирске и Питере. Ещё до участия в конкурсе мы «залили» фильм на ВКонтакте, и он вышел на связь, предложил сделать в Приморье фестиваль катамаранов. Мы его сейчас готовим – Анатолий Павлович в Питере, а я здесь.