Правительство Российской Федерации и правовое управление Госдумы дали отрицательные отзывы на законопроект из Приморья, смысл которого заключается в платном проезде для грузовых автомобилей по дороге, ведущей к пункту пропуска через госграницу. В заключениях говорится, что это повлечёт перепробег для транспорта, который будет искать альтернативные пути, а если не найдёт – то вызовет недовольство перевозчиков. Также возможно подорожание товаров, поскольку транспортные издержки лягут на плечи конечных потребителей.
В прошлом году депутаты Приморского края выступили с инициативой поправок к Федеральному закону об автомобильных дорогах. Региональные власти предлагали сделать платными отрезки пути до автомобильных пунктов пропуска через границу. Взимать плату предлагалось с грузовиков, а объясняли необходимость тем, что дороги к МАПП в очень плохом состоянии, их нужно задорого реконструировать – и это готовы взять на себя неназванные концессионеры.
Действующая редакция Федерального закона № 257-ФЗ позволяет использовать автомобильную дорогу на платной основе при наличии альтернативного бесплатного проезда транспортных средств, за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним. Приморские депутаты предлагали исключить альтернативность из закона на территории Дальнего Востока на дорогах к автомобильным пунктам пропуска.
Инициатива не дошла в Госдуме даже до первого чтения. Отрицательный отзыв на неё дали в Правительстве РФ. Там объяснили, что на территории Дальневосточного федерального округа в настоящее время функционирует двенадцать пунктов пропуска, при этом подъезд к трём из них обеспечивается по автомобильным дорогам федерального значения, к девяти – по автомобильным дорогам регионального значения. Восемь пунктов пропуска расположены на российско-китайском участке государственной границы, четыре – на российско-монгольском участке государственной границы.
В случае принятия предложенных поправок, прогнозируется увеличение стоимости перевозимых товаров и оказываемых услуг, в том числе за счёт включения в стоимость перевозок оплаты проезда по автомобильным дорогам и перепробега автомобилей к пунктам пропуска. При этом только по территории округа проходит граница с КНР. Отсутствие альтернативы бесплатного прямого сообщения вызовет негативную реакцию перевозчиков как с российской, так и с китайской стороны, а также приведет к снижению объёма импорта товаров из Китая.
В отношении российско-монгольского участка утверждение платы может повлечь снижение пропускной способности пунктов пропуска с соответствующим увеличением нагрузки на другие пункты и ведущие к ним автомобильные дороги федерального значения.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту принятие соответствующего федерального закона не потребует затрат федерального бюджета. Однако на реализацию потребуются межбюджетные трансферты в связи с применением механизма государственно-частного партнерства. А правительством Приморского края уже заявлена дополнительная потребность в софинансировании реконструкции данных автомобильных дорог на территории Приморского края в 2026-2028 годах из средств федерального бюджета в размере 15,2 млрд рублей.
Также в Правительстве напомнили, что реконструкция дорог к пунктам пропуска запланирована до 2030-2036 годов в соответствии с Указом президента. Поэтому законопроект Приморья не поддержали.
В заключении правового управления Госдумы говорится также, что платное использование участков дороги без альтернативы не согласуется с целью создания опорной сети автомобильных дорог. Ещё в документе нет переходных положений. Поэтому отзыв правоведов тоже отрицательный.
При этом буквально в феврале правительство Приморского края утвердило порядок взимания платы за проезд по некоторым категориям дорог в регионе. До сих пор ни одной платной трассы в Приморье нет – только планы на них.