Новости Владивосток

Общественные обсуждения по земельным вопросам в Приморье готовятся упразднить – власти утверждают, что это касается только КРТ и стратегических проектов

В Приморском крае готовится законопроект, который может существенно изменить механизм общественного участия в принятии градостроительных решений. На смену традиционным общественным обсуждениям и публичным слушаниям придёт новая система учёта мнения граждан – или не будет никакой. В случае принятия закона (а сомнений в этом мало), краевое правительство сможет решать, в каком случае собирать мнения граждан, а в каком можно обойтись без этого.

Законопроект пока рассматривали только на комитете Законодательного собрания и рекомендовали его принять с учётом обращения губернатора. Фактически у Приморья нет выбора – это приведение местного законодательства в соответствии с федеральным.

В соответствии с законопроектом, правительство Приморского края в области градостроительной деятельности получит право устанавливать случаи, когда без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний можно будет утверждать:

– проекты и изменения в проекты генпланов поселений, муниципальных, городских округов;

– проекты и изменения в правила землепользования и застройки;

– проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается органами местного самоуправления, внесение изменений в такие проекты. 

Никаких уточняющих формулировок или случаев, когда это можно и нужно делать краю, в законопроекте нет, поправок к нему тоже. Порядок не разработан, критерии не указаны. Министерство архитектуры уверяет, что публичные слушания и общественные обсуждения остаются обязательным инструментом при подготовке генпланов и правил землепользования и застройки. Исключения касаются проектов комплексного развития территорий (КРТ жилой застройки реализуется только после проведения голосования жителей) и строительства объектов федерального, регионального, местного значения, размещение которых предусмотрено стратегическими и программными документами.

Откуда это взялось?

Изначально в 2022 году в Москве ввели временную меру поддержки строительной отрасли – убрали обязательство проводить общественные обсуждения по ряду вопросов: изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, проекты планировки и межевания территорий, правила благоустройства территорий, решение о предоставлении участку категории условно разрешённого использования и, наконец, разрешение на отклонение от предельных параметров. При этом регионам тоже разрешили так делать, но на собственное усмотрение. Приморский край в этот список не вошёл, но начал планомерную работу в этом направлении.

Например, в 2023 году край уже собирался забрать у муниципалитетов большое количество полномочий в области градостроительной политики. Планировалось, что краевые ведомства заберут себе установление порядка подготовки местных градостроительных нормативов, непосредственно их подготовку, порядок организации публичных слушаний и общественных обсуждений, подготовку единых документов территориального планирования применительно к территориям двух и более муниципалитетов (вероятно, речь о городе Спутнике и несостоявшемся пока объединении Надеждинского района с Владивостоком). Также край собирался распоряжаться подготовкой проектов планировки территории и их утверждением, выдавать разрешения на строительство и продлевать их. Также из ведения муниципалитетов хотели забрать отклонения от предельных параметров застройки, предоставление разрешений на условно разрешённые виды использования участков, согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и согласование размещения рекламных конструкций.

Правда, после процедуры первого чтения Олег Кожемяко законопроект отозвал в связи с «народными волнениями» в муниципалитетах. Например, в отзыве от Ассоциации «Совет муниципальных образований Приморского края» так прямо и говорится – предыдущая попытка консолидировать градостроительные полномочия в крае закончились возмущением граждан, припомнили отвратительную работу департамента земельных и имущественных отношений. Закон сняли, но, очевидно, нацеленность на изменения осталась.

В августе 2024 года временная мера по упразднению общественных обсуждений стала постоянной на федеральном уровне и была дополнена возможностью регионов самостоятельно определять необходимость общественных слушаний. Федеральные власти предоставили субъектам право самостоятельно решать, в каких случаях проводить обсуждения с населением, а в каких обойтись без них.

Для «стахановских» темпов застройки юга Приморья эти изменения могут иметь особое значение. В регион активно привлекают инвестиции, развивают преференциальные режимы, теперь «укрывают» огромные районы зонами комплексного развития территорий (КРТ). По закону почти все градостроительные изменения раньше должны были проходить через процедуру общественных обсуждений / публичных слушаний. Она довольно длительная, занимает несколько недель, но зачастую это чистая формальность. Например, в случае с КРТ в Снеговой Пади участвовать в обсуждениях мог единственный представитель — застройщик этого самого КРТ.

Что ждёт жителей края в случае принятия нового закона?

Формально большинство общественных обсуждений могут исчезнуть. Здесь есть два момента. Первое – это не означает отказа от сбора мнения среди населения. Прямого указания на такой учёт в законе нет, но его регламентируют положения Градостроительного кодекса и ещё, как минимум, Федеральный закон № 58-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», где говорится, что при принятии решений, затрагивающих интересы населения, органы государственной власти и местного самоуправления должны обеспечивать возможность для граждан получать информацию о принимаемых решениях и высказывать свое мнение.

Вместо традиционных слушаний могут появиться новые форматы взаимодействия с населением (они уже есть, в виде опросов на Госуслугах): электронные платформы для сбора мнений, публичные консультации, общественные советы, опросы, экспертные оценки и даже обратная связь в соцсетях.

Второй момент – все общественные обсуждения и без того носят исключительно рекомендательный характер. То есть мнением населения можно было и раньше пренебречь. И во Владивостоке в последнее время это делают часто. Припомним только самые громкие случаи. Принят со второго раза ППТ на Эгершельде, где люди выступали против застройки бухты Фёдорова, но мэрия всё равно его «протащила». Принято без учёта мнения горожан решение о передаче земли на Патрокле РПЦ под строительство православного храма. Скандальное ППТ на улице Героев Хасана в первый раз «споткнулось» о народное мнение, но со второго раза приняли и его – мэрия голосовала за интересы застройка всем административным ресурсом. Уже упомянутое КРТ в Снеговой Пади, принудительное расселение домов на Аксаковской, застройка парка «Фантазия», разделение и перевод в промышленную зону Тихвинского леса и многое-многое другое. То есть как будто убирают меру, которая ни на что не влияет, но времени и ресурсов занимает много.

Депутат ЗПСК Надежда Телелюева, которая от голосования на комитете воздержалась, считает, что общественные обсуждения служат «градусником» общественного негодования. По ним можно «померять отношение к градостроительным изменениям на территории, и у него есть характеристики, которые можно измерить – количество голосующих, как вполне объективный показатель». Но судя по тому же прецеденту с храмом на Патрокле или по улице Героев Хасана, это отношение чиновников тоже не сильно заботит.

К тому же, напомним, принимать участие в общественных обсуждениях даже внутри одного района могут далеко не все его жители. Если речь идёт о территории с установленными границами, то высказать своё мнение могут исключительно люди, проживающие или владеющие недвижимостью в границах этой территории или (иногда) на смежных с ней участках. Вот и получается, что если людям через дорогу строят «многофункциональный комплекс в районе 3-й Рабочей», то они не могут высказаться против него – ведь их разделяет дорога на самостоятельном кадастровом участке.

Единственный тип «всенародных» обсуждений – это внесение изменений в Генплан и ПЗЗ. Здесь действительно могут участвовать все жители населённого пункта, и периодически они активно это делают. Например, отстаивают скверы. Как это было в 2017 году во Владивостоке.

В частном виде на пользу это пойдёт очень небольшой категории землевладельцев, которые, например, переводят свой собственный участок из садово-огородного в ИЖС или хотят построить дом ближе к забору, чем это позволяют нормативы. Но в общей «девелоперской» массе таких людей маловато.

В плюсе также окажутся проекты, отдалённые от жилой застройки, например, на Русском острове. Там в границах территории на Сапёрном, где собираются строить спортивные дворцы и научные центры, никто не живёт.

Главное преимущество новой системы – возможность более оперативного принятия решений в сфере градостроительства и снижения административной нагрузки на бизнес. Однако есть и риски – потенциальное снижение прозрачности процессов и ограничение влияния жителей на развитие своих территорий. В конечном итоге эффективность новой системы будет зависеть от того, насколько качественно власти смогут выстроить диалог с населением и создать действенные механизмы учёта общественного мнения. Практика показывает, что качество здесь прихрамывает.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта