Как быть, если происходит что-то криминальное, требующее срочного вмешательства, а в 102 не берут трубку? Что делать, если обещанный наряд всё не едет, а помочь абсолютно некому? Жители Владивостока всё чаще жалуются на проблемы с вызовом полиции, но у ведомства свой контраргумент – страшный недокомплект, в некоторых подразделениях не хватает до половины сотрудников. Редакция Новостей VL.ru попробовала разобраться, как можно достучаться до полиции в экстренных ситуациях и к кому ещё можно обратиться в случае реальной угрозы.
Может коснуться каждого
Показательная ситуация произошла во Владивостоке в конце прошлого года: жильцы многоэтажки на Калинина услышали крики из одной из квартир – как оказалось, мужчина избивал сожительницу. Полицию вызвали, но местные жители её не дождались и пошли выручать женщину сами: забрали её в безопасное место. А через пару дней дебошир отомстил – подкараулил в подъезде одного из соседей, напал на него и избил.
В обоих случаях звонили и на 102, и на 112 несколько раз, но наряд прибыл не скоро. «Интервал от первого звонка до приезда составил два-три часа. К тому моменту мы уже девушку из квартиры вывели. Она была у соседей, ей вызвали скорую. А мы всё стояли у двери и ждали полицейских, чтобы вызов не сочли ложным. Те постучались к «герою», никто не открыл, а вскрывать дверь они не имели права, – рассказал Андрей Сергеевич, на которого позже напали в подъезде. – Во второй раз вся эта история произошла в районе восьми часов вечера, а патруль, по-моему, прибыл около двух часов ночи. Я уже съездил на скорой в Тысячекоечную, провели обследование, голову зашили, вернулся домой, более-менее привёл себя в порядок, собирался спать, и приехала группа. Запротоколировали всё, сказали – сейчас спустимся, в дверь постучим. Видимо, для того, чтобы выполнить все инструкции – мы прекрасно понимали, что никто не откроет. Я с ними спускаться не стал».
Андрей Сергеевич в итоге провёл больше трёх недель на больничном. А могло быть и хуже, схватись дебошир, к примеру, за нож. Оба раза полицейские объясняли ему запоздалые приезды тем, что людей не хватает. Такие или похожие истории могут рассказать многие приморцы: срочно была нужна помощь, но никто не приехал или приехал слишком поздно. Один из сотрудников нашей редакции рассказывает – в 12 ночи попросил полицию унять разгулявшихся под окнами дебоширов. Наряд приехал в 4 часа утра, когда все разошлись. В другой раз дозвониться до полиции вечером просто не получилось. Или хуже: рано утром во Владивостоке после нападения хулиганов пытались дозвониться до полиции, чтобы найти преступников по горячим следам. После десятков минут ожидания ответил сонный голос дежурного по Хасанскому району. Сказал – да, бывает и так, что вызов переводят в другой район, потому что не хватает людей. Искать горячие следы в итоге никто не приехал.
В полиции огромная нехватка кадров. В 2024 году министр Колокольцев сказал, что в Приморье некомплект личного состава МВД составляет 25%. А в некоторых подразделениях вакансий до половины. Не хватает участковых, патрульных, диспетчеров – тех, на кого мы надеемся именно в экстренных ситуациях.
С детства мы знали лишь один номер – 02. Сейчас их много, самые известные – 102 (это тот же 02, телефон полиции) и 112 – единый телефон экстренных оперативных служб. В интернете можно найти телефоны дежурных частей, участковых, а также есть масса официальных и не очень формирований, которые, казалось бы, занимаются похожим делом. Попробуем разобраться, куда можно позвонить и на какой результат можно рассчитывать.
102 и 112
Если нужна срочная помощь, когда речь идёт об угрозе жизни и здоровью, звонить всё-таки сначала нужно на 102. Если ответили, чётко и коротко проговариваем, что произошло и где. Приедут ли полицейские и когда – вопрос. В отличие от скорой и пожарной, время прибытия на вызов строго не регламентировано. По закону, они должны «незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения или место происшествия». Протяжённость маршрута патрулирования общественных мест не может превышать шести километров для патрулей на автомобиле и полутора – для пеших патрулей. Тогда они должны прибыть в течение 5-7 минут. Что будет, если расстояние больше, – непонятно.
Совсем не приехать полиция не имеет права – по закону, она должна обязательно реагировать. И не только на сообщения о совершённом преступлении, но и о готовящемся.
Если трубку не берут, звоним на 112 – единый номер вызова служб экстренного реагирования: пожарных, полиции, скорой, аварийной службы газовой сети, «Антитеррор». Служба 112 никуда не выезжает, лишь направляет сообщения в другие структуры, «по профилю». И если это история для полицейского разбирательства, значит – полицейским.
По многочисленным свидетельствам, дозвониться на 112 всё-таки проще. Но, если оператор не ответил сразу, важно ни в коем случае не прерывать звонок, чтобы позвонить снова. Нужно дождаться ответа: каждый ваш повторный звонок будет воспринят как новый и окажется в конце очереди.
Дежурная часть
В районных отделах полиции Владивостока работают круглосуточные дежурные части. Контакты можно разыскать на сайте УМВД России по Приморскому краю. Заходим в раздел ваш участковый/отдел полиции и набираем в поисковике адрес.
Можно пойти другим путём – найти на главной строку «территориальные ОВД». «Круглосуточные» телефоны следующие:
Ленинский район (Махалина, 3а) – 226 71 71
Первомайский (остров Русский, Аякс) – 249 09 27
Первореченский (Овчинникова, 30) – 240 38 65
Фрунзенский (Посьетская, 46) – 249 09 26, 265 53 41
Советский (Узбекская, 15а) – 232 05 34
Советский (Маковского, 203) – 238 80 03
Есть ещё дежурная часть УМВД России по Владивостоку (Военное Шоссе, 24) – 249 00 04, 249 00 03. И дежурная часть района «Центр» (Алеутская, 44) – 249 04 91.
Все номера обозначены как круглосуточные. К сожалению, многочисленные попытки дозвониться показывают, что шансы примерно такие же, как и в случае 102.
Участковые
Чтобы найти своего участкового, можно действовать по той же схеме, что и в поисках круглосуточной дежурной части. На сайте УМВД России по Приморью заходим «ваш участковый/отдел полиции» и набираем адрес. Вы увидите телефоны, утверждённый приказом МВД России единый по стране график приёма – три неполных дня в неделю. И – много пометок «вакансия», хотя Ф. И. О. замещающего обязательно указаны.
К сожалению, кадровая ситуация с участковыми очень проблемная. Рассказывая в конце января о нападении на женщину на улице Аллилуева, журналисты Новостей VL.ru навестили участковый пункт полиции, к которому относится этот жилой дом. Дверь была закрыта, и, судя по заснеженному крыльцу, нога человека здесь ступает нечасто. Читатели подтверждают, что тоже не могут найти своих участковых:
«Во дворе был брошен автомобиль, явно угнанный, я месяц пытался найти участкового, звонил, другие органы говорят, что это работа участкового, ищите его. Так и не нашёл». «На Сахалинской опорник прикрыли после поджога, а на Киевской отдел закрыли в 2020 году ввиду переезда на Русский. Ещё более печально, если ситуация не изменится, вообще не к кому будет обращаться». «Так и есть. Только на Русском можно написать заявление по Первомайскому району. А туда ещё попробуй доберись». «Мне вчера по телефону сообщили, что из 60 участковых осталось только 4 человека. Первореченский район. Ваше обращение зафиксировано, ожидайте, в течение 10 дней с вами свяжутся, если ответа не поступит, тогда в течение 30 дней. Ну и далее в течение 365 дней».
Своего участкового советуют знать по фамилии и в лицо, иметь его координаты. Однако по срочным случаям, например, сей же час разобраться с буянящими соседями, вызвать его не получится – это задача полицейского наряда. Но прийти на следующий день к участковому с заявлением, чтобы тот привёл дебоширов в чувство, можно. То есть, если вы столкнулись с преступлением, пресечение которого не терпит отлагательств (ограбление, драка и т. д.), срочно звоните с мобильного на 102. В иных случаях (крики из соседней квартиры уже несколько дней) – вызывайте участкового.
А вообще перечень полномочий участкового содержит около 90 пунктов практически во всех направлениях деятельности органов внутренних дел. Может, ещё и поэтому, кроме вечных денежных вопросов, в эту службу идут так неохотно – кому хочется отвечать за всё сразу?
Росгвардия
У Росгвардии, кроме множества функций, есть обеспечение общественной безопасности, охрана жизни, здоровья и имущества людей.
Но представители Росгвардии не приедут по вызову, как полицейские, чтобы защитить человека от хулигана – у них всё-таки другое предназначение. А вот если человек стал жертвой преступления и рядом находятся сотрудники этой структуры, можно обратиться к ним напрямую. Те, при наличии основания и возможности, задержат и доставят в полицию подозреваемых. Такое нередко бывает, и об этом охотно рассказывает пресс-служба ведомства. Росгвардия может досматривать и людей, и транспорт.
«Наши сотрудники действительно могут выявить и нередко выявляют преступления, находясь на маршруте патрулирования, – пояснили в пресс-службе. – И в этом случае оказывают помощь человеку, ставшему жертвой или свидетелем происшествия. Но звонок в нашу дежурную часть только затянет процесс передачи информации: мы обязаны перенаправить сообщение в органы внутренних дел».
Одна из структур Росгвардии – вневедомственная охрана. К ней поступают вызовы от людей или организаций, заключивших договор на охрану – предприятия, квартиры, дома или маленького ларька. Сотрудники прибывают максимально быстро, если на объекте что-то случится. В теории, это действенный способ обезопасить квартиру и себя в ней, но придётся обратиться с заявлением по адресу: Океанский проспект, 123-б – приедут сотрудники и составят акт обследования. Затем с ними нужно будет отправиться в организацию, которая занимается монтажом и установкой технических средств охраны. Абонентская плата для любой квартиры – 435,21 рубля в месяц. А вот оборудование может стоить до пятидесяти тысяч.
Охранные агентства и ЧОПы
Ещё один гипотетический помощник – охранные агентства и частные охранные предприятия (ЧОПы). В интернете много объявлений, где предлагают услуги телохранителя, пультовую охрану квартиры, дома (в среднем 1550 рублей в месяц). И если на таком объекте что-то случится, обещают группу быстрого реагирования. Но звонить сюда, что называется, с улицы с просьбой спасти и помочь – нельзя. Не приедут, даже если пообещаете заплатить. Такие вещи строго регламентированы. У организаций нет функций досмотра, ареста, составления протокола и много прочего.
«Если объект под охраной, в рамках договора мы можем произвести гражданский арест и вызвать необходимые службы, – прокомментировали нам в одном из ЧОПов. – Если вдруг позвонит человек, с которым ЧОП не имеет договорных отношений, и ситуация срочная, можем продублировать звонок в соответствующие службы, объяснить, что там действительно беда. А решить вопрос, как Робин Гуд, – нет. Без договора мы никуда выехать не можем, это нарушение закона».
Дружинники и «Тигр»
Переходим к не самым очевидным вариантам. На сайте администрации Владивостока – перечень добровольных народных дружин с контактными телефонами. Таких дружин шесть. У двух, «Станция Спутник» и «Народная дружина п. Трудовое имени Ю. Г. Орленко», обозначена узкая территориальность – Советский район. Остальные – «Сокол», «Народная дружина охранных предприятий им. А. С. Мамрака», «Русская община» – работают по всему Владивостоку. В этом же списке – созданный в прошлом году «Тигр Правопорядок». Имена всех шести командиров – здесь же, на сайте.
«У нас в частном секторе, где десять улиц, создан ТОС «Спутник Владивостока», – говорит командир дружины «Станция Спутник» Владимир Шумсков. – Мы создали дружину и обратились к администрации и полиции с просьбой: дружинники будут наводить порядок только на этих улицах. Все, у кого есть жалобы к полиции или нужна помощь, звонят мне. Я обычно выезжаю, смотрю, что к чему. Сосед пьяный разбушевался и прочее. Нас 11 человек, все пенсионеры. Они могут только делать рейды по улице. Кто-то копает не там, где можно, насыпал что-то на дорогу. Если есть жалобы – определяем день и работаем вместе с полицейскими. Например, пустующий дом, где собираются наркоманы, или пьяный бузотёрит. У меня постоянная связь с отделением полиции № 6. Участковых очень мало: нужно порядка восемнадцати, а их всего трое-четверо, поэтому они на разрыв. Есть замначальника полиции, которая отвечает за работу участковых. Связываюсь с ней, и, если мне нужен участковый, она присылает.
У нас нет функций и полномочий спасать людей от хулиганов. Но мы выезжаем по мере надобности. У нас удостоверения, жетоны. И местные в общем-то нас побаиваются – мы в любой момент можем связаться с полицией. Но вступать в борьбу с хулиганом… Есть трое дружинников более-менее молодых, которым под пятьдесят. Мы можем, но если это знакомые хулиганы. Но вступать в борьбу не имеем права – у нас нет полицейских полномочий».
В декабре сообщалось, что за неполный прошлый год дружинники пресекли в Приморье более девятисот нарушений. Их основные задачи – патрулирование вместе с полицейскими и обеспечение безопасности на культурно-массовых мероприятиях. Что касается отряда «Тигр Правопорядок», составленного, как сообщалось, из прошедших СВО бойцов, то в прошлом году можно было их увидеть не только в качестве «помощников» на операциях других силовых ведомств, но и самостоятельно патрулирующих, например, центр города. Можно ли допустить, что вскоре они станут выезжать на срочные вызовы? Не будем исключать этот вариант.
«Мы не можем подменять функции полиции, – рассказывает командир дружины «Тигр Правопорядок» Дмитрий Мун. – По-человечески мы прибежим на помощь. Собственно, как любые граждане, не пройдём мимо, поможем. У нас есть гражданская ответственность. Но у нас нет юридических полномочий».
Казаки
О привлечении казацких дружин к охране порядка мы слышали много лет, но в деле не видели. Если, пожалуй, не вспоминать разгоны митингов. В открытом доступе мы не нашли контактных телефонов для обращения за помощью к казакам. В пресс-релизах администрации Владивостока рассказывают, как казаки выходят на патрулирование вместе с полицией. То есть – помогают, но не подменяют.
«Казачьи патрули не являются так называемыми народными дружинами, – поясняет замглавы администрации Владивостока Дмитрий Свитайло. – Парни патрулируют улицы как представители организации, в уставной деятельности которой прописана в том числе правоохранительная деятельность. И делают это безвозмездно».
Добрые северные люди
В инфополе сейчас активно присутствуют некие некоммерческие организации заряженных на борьбу со злом людей, чей официальный статус не совсем ясен. У них есть аккаунты в соцсетях и даже сайты, в перечне задач указано пресечение нарушений общественного порядка. Эти организации много рассказывают и о нарушениях, и о нарушителях, и о собственной роли в таких историях. Но почему-то работают в масках.
Этим объединениям можно написать в чат или на WhatsApp. Оставлять их контакты мы не рискнём, поскольку не до конца понимаем правовые основания для их работы. Но вам наверняка попадались посты этих организаций в соцсетях – подсмотрите контакты. Есть подозрение, что если к вам в квартиру ломится или преследует на улице неадекватный человек, а на 102 только гудки, в такой ситуации пригодятся любые методы.
Послесловие
Очевидно, что полиция сейчас не справляется с валом вызовов из-за острейшего дефицита сотрудников. В мае 2024 года некомплект личного состава органов внутренних дел в России составлял 152 тысячи человек, а на 1 ноября – уже 173,8 тысячи, или 18,8% от штатной численности, сообщает ведомство официально. В Приморье один из самых высоких некомплектов по стране. В МВД Владивостока в мае прошлого года участковым не хватало 32,6% сотрудников, батальону охраны и конвоирования подозреваемых – 43,4%, патрульно-постовой службе (ППС) – 49,3% людей в штате. То есть вакансий ровно половина.
Лучший совет в экстренных случаях, согласно букве закона, остаётся тем же – дозванивайтесь до 102. Кроме полиции, уповать ни на кого не приходится. Но всё же как-то «подготовиться» можно: познакомиться с участковым, сохранить себе в телефон номера дежурных частей, поставить квартиру на охрану, познакомиться с соседями – вдруг среди них окажутся сотрудники силовых ведомств. Стоит озаботиться и средствами и навыками самообороны для встречи с нехорошими людьми на улице или в тёмном подъезде. Но это уже тема для другого материала. Но главный совет: старайтесь не поддаваться панике, сохраняйте трезвость мысли и не рискуйте понапрасну.
Обсудить проблемы с реагированием на звонки граждан и пути выхода из кадрового кризиса редакция планировала с руководством краевого МВД. В декабре представители ведомства пообещали встречу, но до сих пор не нашли времени. Материал приходится выпускать без комментария МВД.
И всё же граждане, кажется, нашли способ, как быстро привлечь внимание полиции (а также СК и прокуратуры): сообщение о преступлении надо как можно быстрее опубликовать в интернете – в новостном паблике или в крайнем случае на своей страничке, желательно приложить фото и видео. Очень часто полиция «подхватывает» криминальные истории, что называется, на лету. Так недавно было с нападением водителя на пешехода на Луговой и на Черёмуховой, с массовой дракой во Владивостоке, Артёме и Уссурийске. Практика показывает, что может пройти несколько дней или даже недель с момента происшествия до публикации в соцсетях, но сразу после резонанса появляется реакция – и дело сдвигается с места. В неформальных разговорах полицейские так и говорят: шлите в соцсети – будет быстрее.
Сообщать о происшествиях можно редакции Новостей VL.ru в WhatsApp: +7-924-423-77-33 и в Telegram: @news_vlru.