В этом году завершился нацпроект «Безопасные и качественные дороги», который действовал в России с 2017 года. Ему на смену придёт «Инфраструктура для жизни», который включит в себя и дорожный, и ряд других также завершившихся нацпроектов. В связи с этим Новости VL.ru вспоминают, какие улицы Владивостока и пригорода капитально ремонтировали за эти восемь лет и сколько денег на это потратили.
С 2017 по 2024 год включительно по национальному проекту Владивостоку на ремонт дорог было выделено 3,6 млрд рублей. За эти средства было отремонтировано (в той или иной степени) 70 км, построен один мост, несколько подпорных стен, демонтированы трамвайные рельсы, поставлены «пешеходные заборы», бордюры и многое другое. Общее исполнение за восемь лет составило около 95%. Правда, часть отремонтированных на заре нацпроекта дорог уже выглядят так, как будто на них и не было никакого ремонта.
Как сообщили в администрации Владивостока, в 2017 году по нацпроекту были проведены работы по ремонту дорог по семи улицам: Верхнепортовая, Всеволода Сибирцева, Народный проспект (от Океанского проспекта до кольца Третьей Рабочей), Гоголя, Выселковая, Светланская (от Уборевича до остановки «ДВГТУ» и от Луговой до остановки «Гайдамак») и Русская, общей протяженностью 13,6 км. Правда, Русской в писке контрактов редакция не припоминает, но, возможно, была сделана какая-то часть на сэкономленные от торгов средства. А на Народном проспекте и Светланской демонтировали трамвайные рельсы, которые потом продавали на металл через аукционы.
Всего в 2017 году на ремонт дорог по БКД выделялось 621,9 млн рублей. Фактически исполнено было 568,6 млн рублей, или 91%. Бывший тогда начальником управления дорог Леонид Вильчинский говорил, что это оказалась хорошая школа для подрядчиков – «Федерал-Строй», «Строй-Сети», «Автобан», «Промстрой-ДВ» (почти все они через пару лет вошли в картельный сговор и больше не работают по госконтрактам).
«Раньше мы такого за год не делали, – говорил Вильчинский. – Не укладывали столько асфальта, столько бордюров, новых крышек не устанавливали».
Сделать всё в срок, конечно, не успели – и чуть не лишились федерального финансирования, но обошлось. Правда, денег дали уже меньше.
В 2018 году по БКД отремонтировали дороги по 10 улицам: Карьерная, Бестужева, Адмирала Кузнецова (от Адмирала Юмашева до Спиридонова), Русская (от дома № 55-б по Русской до пересечения с улицей Раевского), Порт-Артурская, Коммунаров (от остановки «Трудовая» до остановки «Малый Улисс»), 50 лет ВЛКСМ, Светланская, Прапорщика Комарова, Спортивная (на участке от Борисенко до площади Луговой), общей протяженностью 11,93 км. Позже добавили ещё один участок улицы Комарова на сэкономленные средства.
Тогда Виталий Веркеенко поручил не копаться и ускориться – сделать всё до середины августа. В принципе, почти все успели.
В сумме консолидированный бюджет выделил на те работы 459 млн рублей. Исполнение составило уже 97% – 445,4 млн рублей.
В 2019 году нацпроект БКД превратился в БКАД. Для Владивостока это был год с самыми большими объёмами по выделенному финансированию и протяжённости ремонтируемых дорог. Он же оказался и самым провальным.
Были проведены работы по ремонту дорог на 16 улицах: Хабаровская, Нижнепортовая, Луговая (участок от площади Баляева (включительно) до Рудневского моста), Добровольского, Сахалинская, Шкотовская, Кирова, Енисейская, Воропаева, Приходько, Спиридонова, Нерчинская, Шепеткова, Калинина, Вилкова (от Интернациональной до Борисенко, 2), Вилкова (от 50 лет ВЛКСМ до Вилкова, 14) общей протяженностью 17,3 км. Подрядчики вступили в сговор, как позже доказали правоохранительные органы, и распределили себе участки самостоятельно. Ремонт катастрофически затянулся и из-за неторопливых рабочих, и из-за очень дождливого лета.
Историю этого провала мы описывали в итогах 2019 года. Вкратце – тогда министр и полпред ругали губернатора, губернатор ругал главу города Олега Гуменюка, а сам мэр ругал подрядчиков. К середине декабря нацпроект был исполнен на 49%.
Несмотря на это, администрация Владивостока сообщала, что исполнение нацпроекта составило по итогу 91,9%. Из 842,8 млн рублей фактически исполнено 774,9 млн рублей. И после провального 2019 года в Приморье больше не было таких объёмов средств и такой протяжённости ремонтируемых дорог по этому нацпроекту (хотя были и другие программы и источники финансирования, которые позволяли выдерживать ремонты плюс-минус на одном уровне).
В 2020 году был проведён ремонт семи улиц: Успенского (от дома № 77 до дома № 100), Монтажная (от дома № 54а до дома № 98), Сабанеева (от пересечения с Луговая до дома № 22 по Сабанеева), Каплунова (от Спиридонова до Невельского), Крыгина (от дома № 12 до дома № 111), Казанская, по Успенского (от дома № 77 вдоль домов № 62, 19 по улице Успенского до пересечения с улицей Маковского) общей протяженностью 7 км. На реализацию выделялось 367,9 млн рублей.
Кстати, до 2020 года мэрия ещё проводила опросы населения, чтобы определить те самые «болевые точки». Но на народные чаяния денег не хватало. Так, по результатам опроса, который проводила администрация Приморского края, в лидерах была только улица Сабанеева. Монтажной в опросе не было вообще, а Каплунова, Крыгина и Успенского набрали минимальное количество голосов.
Ремонт завершили в конце осени. Местами хорошо, местами не очень. Но исполнение составило 98,5%, или 362,7 млн рублей — больше, чем во все предыдущие годы. Правда, через год после ремонта асфальт местами стал проседать, а строительный мусор так и не убрали.
В 2021 году были проведены работы на улицах: Ладыгина (от Нейбута до Адмирала Кузнецова), Окатовая (от остановки «Запорожская» до кольца Терешковой), Харьковская (от кольца Терешковой до пересечения с Черёмуховой), Бородинская (от площади Багратиона до проспекта 100-летия Владивостока), Посьетская (от Бестужева до 1-й Морской), Адмирала Захарова (от Посьетской до Бестужева), Ватутина (от пересечения с Стрелковой до пересечения с Нейбута, 30), общей протяженностью 5 км.
На этот ремонт выделялось 302,6 млн рублей. Фактически исполнено 291,4 млн рублей, или 96%.
В 2022 году впервые было достигнуто 100% исполнения контрактов – все 300 млн рублей, на которые АО «СпецСУ» ремонтировало дороги на Нейбута (от пересечения с Адмирала Юмашева до остановки «Демидюк»), Давыдова (от пересечения с Русской до Давыдова, 42), Калинина (от дома № 78 до дома № 28-б, стр. 2), общей протяженностью 4,6 км.
Это тот самый ремонт, где на Давыдова не включили в контракт новые ливневые коллекторы, и в результате мощных дождей асфальт там разорвало потоком воды. Пришлось переделывать.
В 2023 была отремонтирована Толстого (от пересечения с проспектом Красного Знамени до пересечения с Фонвизина) протяженностью 1,2 км, а также участок от пересечения Русской и Шуйской до пр-та 100-летия Владивостока 103, включая Волжскую и мост через Вторую речку). На это снова было предусмотрено 300 млн рублей, контракт опять забрало АО «СпецСУ», которое его полностью выполнило.
За 2024 год администрация Владивостока, вероятно, пока не рассчиталась. Информации о выполнении контрактов нет. Однако мы помним, что ремонтировали семь улиц: Сафонова, Никифорова, Героев Хасана, Иманская, Комсомольская, Авроровская и Адмирала Юмашева до пересечения с улицами Адмирала Кузнецова и Нейбута, общей протяженностью 4 км. Здесь меняли ливневую канализацию (на Иманской раз пять или шесть), обновляли перекрёсток, сужали дороги.
Контрактов было несколько. Один, за 19,7 млн рублей, на ремонт улиц Никифорова, Сафонова, Героев Хасана, а также реконструкцию перекрёстка, выиграло ООО «ИСТ». Авроровскую и Комсомольскую отдали АО «СпецСУ» за 108,5 млн рублей. А под конец года добавили ещё перекрёсток Иртышской до Гамарника за 25 млн рублей. Работы тут также вело ООО «ИСТ».
Также в 2024 году за счёт остатков лимитов бюджетных обязательств 2024 года и лимитов 2025 года заключён двухгодичный муниципальный контракт на ремонт дорог на Жигура и Стрелочной (от Жигура до Деревенской). Работы запланированы на апрель-сентябрь 2025 года. Это всего 2 км дороги. Исполнять контракт будет АО «СпецСУ» за 270 млн рублей.
Также за счёт лимитов 2025 году планируется провести ремонт ещё нескольких участков, планы будут объявлены чуть позже. Но уже известно, что в них войдёт перекрёсток на Новороссийской и Басаргина, однако цена работ не указана.
Все дороги во Владивостоке, отремонтированные по национальному проекту с 2017 по 2024 год. Улицы и года отмечены на схеме цветом и цифрой: