Фотограф дикой природы Игорь Метельский из Санкт-Петербурга снял в Приморском крае документальный фильм «Ловушка для тигра». В главных ролях – звери, которые попали в фотоловушки, расставленные в национальном парке «Бикин», заказниках и охотугодьях. За пять лет работы фотографу удалось увидеть 75 тигров, в том числе того, который пришёл к зимовью с капканом на лапе. Помогают Игорю Метельскому приморцы, которые устанавливают аппаратуру, проверяют снятое и сообщают в охотнадзор, если в кадре оказалось раненое животное.
Впервые фотоаппарат в руки Игорь Метельский взял в 2001 году, чуть позже начал заниматься природной фотографией, а в 2020-м открыл для себя фотоловушки. За несколько лет работы в его портфолио накопилось много материалов, которые он хотел бы показать людям, поэтому два года назад начал работать над фильмом «Ловушка для тигра».
– Где вы в основном работаете и какие места, заповедники выбираете?
– Я работаю в Приморском крае. Работаю с национальным парком «Бикин» и с системой заказников, которые находятся в региональном подчинении Приморского края. Работаю с охотхозяйствами, где нет особо охраняемых природных территорий, потому что тигры живут не только в заповедниках. Мне кажется, если показывать только места, где для них созданы определённые условия, это не совсем правдивая информация. С другой стороны, заповедники – это хорошо, и, как правило, у них есть своя инфраструктура для экологического туризма, для съёмки. Но для меня это не очень удобно. Я хочу снимать там, где никто не снимал. А там обычно одни и те же точки, места. Какие-то вариации, понятно, есть, но всё равно это уже нахоженные тропы. Я предпочитаю что-то своё находить и открывать.
– Вы используете съёмку не с фотоловушки, когда приходится выжидать зверя в укрытии, или это совсем другое?
– Нет, это действительно другое. Таким способом я тоже пользуюсь, но в незначительной степени, потому что это достаточно проблематично. Тот же тигр, конечно, может пройти в одной и той же точке сегодня и завтра, но обычно происходит это позже. Если брать большого крупного самца, он обходит свою территорию, и на той же точке он появится, условно говоря, через месяц, но, когда точно, никто не знает. Его может что-то задержать в другом месте, где-то поохотится, где-то поспит. Всё довольно сложно. Сегодня на территории один доминантный самец, а завтра другой. У него совершенно другие привычки, он подходит совершенно к другим местам.
Я знаю, что обычно для съёмки с рук используют приманку, но с тигром такая история может не пройти. Во-первых, если тигр привыкнет, он обязательно пойдёт за тем, кто приносит её, потому что животное умное и будет спрашивать: «Где тут мое мясо?» Во-вторых, ни один уважающий себя конкурс мировой не берёт фотографии, снятые с помощью приманки. Также тигр зимой не будет грызть мёрзлое мясо. Если оно полежит больше, чем полдня, то станет твёрдым.
– В чём особенность работы с фотоловушкой и как долго с ней нужно учиться работать?
– Я до сих пор учусь работать, потому что всё время – это процесс совершенствования. Там много вещей, которые еще бы стоило доработать. Ты сначала должен шишки набить, чтобы выбрать, что тебе больше подходит с точки зрения цена-качество и удобства работы. Потом нужно ставить большие камеры – это уже отдельное оборудование, потому что нужна защита от природных явлений, таких как дождь, снег, наводнения и прочие вещи, и от вандализма. Прежде всего от животных, но иногда и люди могут что-то сделать с камерой.
На рынке сегодня только два производителя официальных. Один в Америке, другой в Великобритании. Американская продукция, она в санкционном списке, её поставлять нельзя, поэтому надо ухитряться каким-то образом, чтобы её доставить. Ну, либо изобретать что-то своё. Дальше надо набраться терпения, искать места, понимать, что ты хочешь снять, подумать, какие необходимые параметры нужны по условиям съёмки.
Иногда год, два, а то и три ждешь этой ситуации. Некоторые камеры у меня стоят больше пяти лет, некоторые через полгода дают результат, какие-то сразу, но это достаточно редко. Очень много всяких факторов, потому что летом у животных одни тропы, зимой другие. Если зимой по следам можно как-то определить зверя, то летом всё гораздо сложнее: больше зелени, больше тени, соответственно, не хватает нормального света для съёмки, влажность большая, насекомые, грибок, окисление контактов... Поэтому действительно это непростой труд.
Помощники нужны, которые будут проверять. Я живу в Петербурге, здесь дистанционно работаю. Сначала нужно найти людей, которые места помогут найти, помогут всё установить, поскольку зачастую не очень лёгкая вся эта конструкция, что нужно установить. Если это где-то в сопках или в местах, до которых трудно добраться, то это отдельная история, как всё это сделать.
– Сколько у вас фотоловушек?
– Если говорить про обычные ловушки, то это порядка, наверное, двухсот.
– А необычных сколько, и в чём у них разница?
– Обычные – я имею в виду небольшие фотоловушки со встроенной функцией съёмки видео. Но надо иметь в виду, что они выходят из строя тоже. И животные их портят, и погода иногда вносит свои коррективы. Поэтому это такой материал, который можно постоянно ремонтировать. А необычные – это уже профессиональные камеры, которые снимают действительно очень качественный продукт, я имею в виду фотографию. Их порядка сорока.
– По какому принципу работает фотоловушка?
– Она работает достаточно просто. Если говорить про маленькие стандартные фотоловушки, там всё в одном. Там и камера, и датчик. Это инфракрасный датчик, который реагирует на движение тёплого объекта.
– То есть она пишет 24 на 7?
– Маленькая – да, а большая – нет, она не пишет 24 на 7, потому что там один из главных вопросов – это электроэнергия и её затраты. Она работает от батареи. Эти фотоловушки очень хорошо продуманы с точки зрения минимизации энергопотребления. Там питание идёт небольшое на датчик, который работает 24 на 7, или можно задать в параметрах какие-то окна времени, когда камера будет работать. Допустим, тебе не нужна ночная съёмка, можно сделать, чтобы камера только днём снимала.
– Сколько по времени работает фотоловушка и насколько хватает заряда батареи?
– На самом деле, бывают места, где очень много «мусора», то есть ложных съёмок, из-за несовершенства инфракрасных датчиков. Он может на падающие листья реагировать, на воду очень сильно реагирует, на шевелящиеся тени в солнечный день реагирует, потому что воспринимает, что движется тёплая часть, а не тень, «мозгов» не хватает у этих камер. Поэтому она может либо очень быстро забиться, либо сесть батарейки из-за того, что конкретное место даёт очень много ложных срабатываний. И, соответственно, тогда камера быстро разрядится. Если ситуация нормальная, она работает стабильно, где-то батарейки месяца на три может хватить. Но это, если качественные батарейки. Летом это щелочные, а зимой только литиевые использовать нужно.
– Вы говорили о том, что фотоловушку могут сломать. А часто ли звери или люди и наносят какой-то ущерб аппаратуре?
– Я не скажу, что часто, но это периодически происходит. В основном проблема с браконьерами. Часто люди придут, покривляются перед фотоловушкой и дальше пойдут. Большинство людей нормально относятся. А браконьерам не выгодно, чтобы кто-то видел, что они тут ходят – это наиболее опасная категория посетителей.
– В фильме я видел, что вы прятали фотоловушку в полене. Вы каждый раз изготавливаете какую-то новую защиту для ловушки?
– У меня есть свой стандартный набор, представляющий из себя чурку, внутри которой находится бокс с камерой. От медведей стараюсь металлическими полосами ещё это все скрепить. Но это всё довольно тяжело таскать, и часто всё на месте делается. Если на реке, там много деревьев, которые плывут, зимой замерзают, можно выпилить из куска дерева что-то на месте. Лучше, чтобы это максимально вписывалось в природу. Животные очень наблюдательны, видят любые изменения, если они носят неестественный характер. Есть, конечно, животные, которые индифферентно к этому относятся, а есть те, которые очень внимательно и будут стараться обходить.
– А много ли в фильме вы использовали кадров с фотоловушки?
– Все съёмки животных с фотоловушек. Идея фильма изначально и пошла от фотоловушек, потому что было очень много интересного материала, и было желание это всё показать людям. Показать просто так – это неинтересно, хотя у меня есть телеграм-канал, где я выкладываю все материалы, но хотелось сделать что-то более серьёзное. Поэтому появились профессиональные операторы, появился фильм, в котором добавилась вся человеческая составляющая вокруг этого. Вроде неплохо получилось.
– Я тоже его посмотрел перед тем, как вам написать. Мне очень понравилось. Я заметил, что в нём в основном зимние кадры, но есть и летние. В какое время года шла основная работа над фильмом?
– Решили оттолкнуться от зимы, потому что зимой больше снимали. Но, как я говорил, съёмками на фотоловушку занимаюсь 5 лет. И материал, который был использован в фильме – четыре года съёмок на фотоловушки и где-то полтора года, скажем так, это живых съёмок, когда родилась сама идея снять фильм.
– В фильме вы говорили, что одна тигрица с котятами прошла под одной камерой несколько раз в разное время года. Как часто такое бывает?
– Это в принципе нормальная ситуация, потому что тигр животное территориальное, и у него есть своя территория – у самца больше, у тигрицы меньше. И получается, что они проходят по тем же местам периодически, попадаются на одну и ту же ловушку. Просто если тигрица с тигрятами, то она, как правило, очень осторожная. Она старается не водить потомство везде и сама не ходит, чтобы никто вообще не понимал, что она там есть. Меняется поведение животного в такой период.
Я всех тигров знаю, они у меня все со своими именами. Я мониторю, как они себя ведут, потому что нужно понимать не только в целом поведение животного, но и конкретной особи. Все разные, со своим характером. За пять лет на моих камерах в восьми разных локациях снялось 75 тигров – это только взрослые, тигрят я не считаю. Мне кажется, я счастливый человек, потому что видел около 10% российской популяции. Некоторые хищники попались на камеры только один раз, другие появляются регулярно. Одни исчезают на время, а потом снова появляются.
– А у вас есть любимчик?
– Наверное, самая любимая моя тигрица – это Хромая. Она прихрамывала, когда первый раз попалась на фотоловушку. Именно про неё идёт речь и в части моего фильма «Ловушка для тигра». Она не побоялась продемонстрировать своих маленьких тигрят перед камерами. И, кажется, что с ней у моей команды сложились наиболее доверительные отношения.
Есть также тигр по кличке Ревущий. Он очень громко и долго рычал в первое своё появление. Этот мощный тигр был доминантом на своей территории, причём фиксировал я его на точках с расстоянием в 60 км между собой. По какой-то причине он стал в одно время очень сильно хромать, выглядел немощным, и я сильно за него переживал. Потом он поправился, хотя некоторая хромота осталась, но поменял территорию и маршруты, поэтому я давно его не видел.
Есть известная тигрица Матильда, но по-другому Мадлен – это имя ей дал другой человек. Я видел три разных помёта её тигрят, но никогда – малышей. Она очень умелый мастер маскировки на практически ровной территории.
В одном месте есть тигр по кличке Крутой. На этой территории каждый год менялись доминантные самцы. Однажды камера зафиксировала огромного тигра. За свои размеры и мощь он получил такое имя. Буквально через полтора года Крутой исчез, а по этим местам стал ходить другой более мелкий тигр. Он один раз уже прошел здесь, изучая все точки, где-то за год до своего второго прихода. Его я назвал Пришелец. Вернувшись, этот тигр пробыл около полугода и исчез, а Крутой стал появляться снова, хоть и реже. Мне было интересно, как так случилось, что некрупный самец подвинул с территории такого гиганта. Однажды я получил ответ на этот вопрос. Камера сняла, как Крутой изучающе подошел к меточному дереву и вдруг услышал какой-то шум. Это была реакция испуга и по поведению, и по взгляду. Вжавшись в землю и озираясь по сторонам, тигр ушёл. Я понял, что в огромном тигре скрывается робкая и где-то трусливая душа. Всё как у людей. Маленькая тигрица в своем материнском инстинкте может легко разогнать огромных самцов.
– А были случаи, когда после просмотра фотоловушки, вам хочется не радоваться, а, наоборот, грустить?
– Были, да. В фильме показано, когда пришли люди, а тигру пришлось из-за этого уйти, чтобы не подвергать опасности себя и своё потомство. Последняя ситуация, которая была, когда тигр с капканом на лапе пришёл. Понятно, что проявляешь чувство сострадания, жалеешь о том, что такие ситуации случаются. Ты видишь не только хорошее, но и плохое, например, раненное животное.
– Но если увидели такое животное, обращаетесь к кому-нибудь?
– Да. Есть центр «Амурский тигр», охотнадзор. Понятно, что такое животное представляет опасность для окружающих, не может нормально охотиться на свою традиционную добычу, и эту информацию необходимо сообщить. Как правило, происходит так, что мои помощники находят эту ситуацию. Допустим, о тигре в капкане возле зимовья, где человек находился, я узнал позже, чем соответствующие органы.
Отметим, что «Ловушка для тигра» стала финалистом кинофестиваля Travel Film, её показали в Москве сегодня, 13 февраля, как один из лучших фильмов в рамках конкурса. Кино идёт чуть больше часа, посмотреть его можно на странице Игоря Метельского во «ВКонтакте».