Новости Владивосток

Учёные и рыбаки рассказали, почему в Приморье этой зимой так мало корюшки и наваги

Местная зимняя рыба – корюшка и навага – во Владивостоке в этом сезоне почти не ловится. Учёные и рыбаки объясняют это тёплой зимой – корюшка уходит, ищет места похолоднее, подальше от «цветущих» водорослей и нерп, которые развелись на Русском острове. А у наваги сместился период нереста – мальки появляются раньше, чем зоопланктон, которым они питаются, и в целом за последние 17 лет её популяция в заливе Петра Великого стала меньше.

Сезон зимней любительской рыбалки в этом году не задался – корюшки нет, навага почти не ловится. Цены на свежего зубаря в Тавричанке доходят до 1300-1500 рублей за килограмм, на писуча – до 500 рублей, навагу на Океанской продавали по 1000 рублей за 10 штучек, говорят, что ловили на Песчаном. Во Владивостоке на рынках только замороженная рыба и в основном не местная.

«В этом году ещё хуже, чем в прошлом было. И не ясно, почему. Вероятно, из-за того, что было тепло – лёд поздно встал. Уже третий год пошёл, как уловы стали ухудшаться. И, грубо говоря, рыба в акватории перемешалась: раньше сначала навагу и камбалу ловили, а в конце января – в феврале подходила селёдка, а сейчас рыбаки начинают с сельди, а потом идёт другая рыба», – отметил Дмитрий Семирянко, рыбак, автор канала The Fish.

В региональной Ассоциации спортивного и любительского рыболовства говорят, что в начале зимы навага ловилась в районе Тавричанского лимана, а потом перестала. Небольшое стадо зубастой корюшки (скопление рыб называется стадом. – Прим. ред.) рыбаки в начале декабря наблюдали в Амурском заливе, но тогда лёд был недостаточно крепким.

«Навага не зашла туда, где она должна была ловиться. Не было льда – на полях за Коврижкой не было рыбаков, потому что там либо была открытая вода, либо лёд опасный. Не было также в этом году больших подходов наваги в бухту Парис, но она там «заходная», так как бухта открытая, и есть много факторов – навага то «забегает» туда, то «не забегает». А что касается бухт острова Русского, то там резвились нерпы, и они просто не запустили туда рыбу. В Рынде навага была дней 10-15, но была совсем «на меляках», – рассказал Юрий Нурмухаметов, председатель Ассоциации спортивного и любительского рыболовства Приморского края.

По его словам, рыбаки не раз обнаруживали в бухтах Рында и Воевода на Русском острове порванные вентери – рыболовные снасти-ловушки. Это может свидетельствовать о том, что здесь проказничали нерпы.

Юрий Нурмухаметов отметил, что сейчас очень много рыбаков собирается на Тавричанском лимане и многие из них используют запрещённые орудия лова – хапуги (снасть, которая раскрывается и раскидывает сеть, как зонтик. – Прим. ред.). Там ловят сельдь, камбалу, в том числе мелкую, «с ладошку», превышая суточные нормы в 30 штук, и «всё, что шевелится». Это может привести к тому, что камбалы в лимане просто не останется.

Специалисты Тихоокеанского филиала государственного научного центра «ВНИРО» объясняют, что промысловые запасы корюшки и наваги в Приморском крае на стабильном уровне, однако уловы рыбаков-любителей действительно уменьшились. Например, на севере в уловах рыбаков-любителей достаточно мало зубастой корюшки и наваги, вместе с тем в качестве прилова попадается сельдь, а в устьях рек – ещё и краснопёрка.

«[Во-первых], корюшки – холодолюбивые рыбы, поэтому формирование их плотных скоплений осложняется из-за нестабильного ледового покрова, колебаний температуры в сравнительно тёплый осенне-зимний период. [Во-вторых], увеличение средней температуры приводит к увеличению биомассы фитопланктона в прибрежной акватории Амурского и Уссурийского заливов: происходит интенсификация так называемого цветения микроводорослей. Рыба избегает скоплений микроводорослей и смещается подальше от берега. Как следствие, корюшки распространяются на значительной акватории, а плотность их скоплений в популярных местах рыбалки снижается», – говорят в ТИНРО.

Комментируя ситуацию с навагой, в научном центре ссылаются на положения прошлогодней работы учёных ТИНРО – Юрия Зуенко и Людмилы Черноивановой. Так, биомасса популяции наваги залива Петра Великого находится в депрессии (снижается. – Прим. ред.) с 2008 года. Судя по всему, сказывается появление нескольких неурожайных поколений этой рыбы – темпы воспроизводства не способствуют восстановлению её численности. Помимо этого, на ситуацию влияет тенденция к потеплению климата.

«[В Амурском заливе, где расположены основные нерестилища наваги] происходит смещение сроков нереста на более ранние. Массовой нерест наваги, который ранее проходил преимущественно в январе, в последние десятилетия сместился на декабрь. Сроки нереста наваги зависят от условий нагула и созревания рыб в предшествующие сезоны: чем теплее лето и осень – тем раньше нерестится навага. Существует предположение, что сдвиг сроков нереста привёл к увеличению периода между выклевом мальков и весенней «вспышкой» развития зоопланктона, что неблагоприятно для выживаемости личинок наваги: выклев происходит слишком рано, до массового появления необходимого для их питания зоопланктона», – указывают в ТИНРО.

Какой будет следующая зима, пока говорить рано. Для этого учёным сначала нужно будет собрать и проанализировать данные текущего года. Этим ТИНРО планирует заниматься в ближайшие сезоны.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта