В конце 2023 года Правительство России утвердило долгосрочный план развития 16 дальневосточных городов, в том числе Владивостока. Начать его реализацию должны были уже в 2024 году, и судя по этому плану, в городе должно было появиться 15 различных объектов – школ, спортивных комплексов и новых дорог. Мы провели небольшой «аудит» и выяснили, какие объекты всё же были построены и сданы (да, такие есть, но их всего два), какие немного не уложились, но близки к завершению, а какие даже не начаты.
В долгосрочном плане комплексного социально-экономического развития Владивостокской городской агломерации до 2030 года указано 10 школ, 8 поликлиник и отделений больниц, два курорта, комплексное освоение территорий жилыми домами на мысах Фирсова, Кунгасном и Калузина, ремонт нескольких сотен километров сетей, полная реконструкция трамвайной и троллейбусной линий с закупкой нового транспорта, благоустройство набережных и Минного городка, строительство развязок и дорог. Планируется разработать дорожную карту по переносу нефтебазы, газификации, «лёгкому метро», переселению людей из аварийного жилья. Всего с 2024 по 2030 год планируется потратить 956,12 млрд рублей, список можно посмотреть тут.
В 2024 году должны были создать одну школу, четыре спортивных объекта, несколько дорог и развязок, а также три логистических проекта.
Не сдано. Школа в Снеговой Пади на 1100 мест за 881,4 млн рублей в 2024 году превратилась в плохо охраняемую стоянку-пустырь, на которой ничего не происходит и неизвестно, произойдёт ли. За год Арбитраж успел признать концессионное соглашение на строительство этой школы между администрацией Владивостока и ООО «Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация» незаконным, в отношении концессионера Станислава Неверова возбудили уголовное дело. Полученные деньги в бюджет до сих пор не вернулись, а судьба этой школы туманна.
Не сдано. Экстрим-парк на Русском острове за 200 млн рублей не построили, только наши под него участок. На заседании комитета по социальной политике Думы Владивостока в ноябре начальник управления спорта Юлия Вельбик говорила, что средства выделены на 2025 год. Парк будет примерно таким же, как на набережной, только больше. Расположат его возле стадиона ДВФУ, где земля оказалась муниципальная.
Сдано! Завершение строительства кёрлинг-центра за 188,9 млн рублей – состоялось. Его официально ввели в эксплуатацию в сентябре 2024 года, а теперь вокруг благоустраивают территорию и «увязывают» её с Нагорным парком. Поиграть в камни и щёточки может любой желающий, но за деньги. А ремонт примыкающих улиц к кёрлинг-центру (Капитана Шефнера, Всеволода Сибирцева, Шилкинская, Славянская) за 240 млн рублей из списка – на самом деле не ремонт, а строительство. Контракт заключён в прошлом году, ремонт начнётся в этом. Тут появится полноценная дорога, улица Тюменская.
Почти сдано. Капитальный ремонт спортивного зала гимнастики за 120 млн рублей – это бывший корпус ТГЭУ на Океанском проспекте. Его действительно ремонтируют, но, кажется, ещё не закончили. Последняя новость была на сайте администрации Владивостока в декабре. В ней говорилось, что ремонт завершается.
Не сдано. Региональный центр по футболу за 1,13 млрд рублей не состоялся. Судя по всему, речь идёт о спортивном объекте на Седанке. Контракт заключили с ООО «ТехПромАтлант». От заказчика компания получила проектную документацию, но она оказалась несоответствующей фактическому положению дел. Подрядчик в итоге отказался от выполнения контракта, но в начале 2025 года на него был подан иск о взыскании 335,8 млн рублей. Манежа нет.
Сдано! Капитальный ремонт за 35,3 млн рублей дома Денби, где располагается музей «Артэтаж», выполнили к сентябрю 2024 года. Планируется ещё и ремонт внутренних помещений, однако, судя по всему, это будет уже за пределами долгосрочной федеральной программы.
Специализированный контейнерный терминал в морском порту Владивосток за 2,5 млрд рублей неизвестно, готов ли. Половину прошлого года порт «Первомайский» вёл отсыпку берега для новых причалов. С тех пор информации о состоянии комплекса нет.
Не сдано. Агрологистический комплекс и рыбную биржу за 3,6 млрд рублей планировали построить на полуострове Назимова с 2021 года. Первоначально рассчитывали на корейских инвесторов, однако по известным причинам проект не стартовал. Территорию под терминал в 2023 году купил бывший вице-губернатор Сахалинской области Аркадий Пинчевский и его ООО «Евразийский рыбный центр». В настоящее время проект проходит подготовительные процедуры по изменению ППТ.
Почти сдано. Остальные объекты – это несколько дорог, которые должны были реконструировать или построить в 2024 году. Из них удавшимся можно считать только строительство дорог на Патрокле, которые начали – и сделали. Да, не на 100%, что-то будут доделывать в этом году, но по мелочи. Основной объём работ всё-таки был выполнен.
Не сдано. А вот капитальный ремонт дороги на Адмирала Горшкова на участке от Майора Филипова до развязки Седанка – Патрокл за 260 млн рублей АО «СпецСУ» почему-то не закончило. В администрации Владивостока нам так и не ответили, что случилось в Снеговой Пади. Дорога и развязка от Нейбута до Зелёного Угла и до трассы Седанка – Патрокл за 610 млн рублей тоже зависли в неизвестности. Проблема крылась в проектной документации. Когда её переделали, наконец, и утвердили, до истечения срока контракта остался месяц. Работы продолжились уже в этом году.
Не сдано. А вот сделанный едва ли наполовину перекрёсток Русской и проспекта 100-летия Владивостока за 210 млн рублей бросили к январю все рабочие. Мэрия обещала расторгнуть контракт с ООО «РСК», московским подрядчиком, находящимся на пути к банкротству, но на сегодняшний день он продолжает действовать. Кстати, виадук на «Радиоприборе» должна была делать та же компания, но не сделала и его. Этот контракт расторгнут.
Последний пункт, зерновой терминал за 3,5 млрд рублей, мы найти не смогли. Есть несколько вариантов: от FESCO за 1,27 млрд рублей; в Славянке за 10 млрд рублей; совместный проект с инвесторами из КНР «Легендагро» за 6 млрд рублей. Какой из них имеется в виду в долгосрочной программе, неизвестно.
В долгосрочном плане развития Владивостока до 2030 года есть отдельный раздел – так называемые организационные мероприятия, не привязанные к конкретному году. В нём помимо прочего значится завершение строительства второй очереди кампуса ДВФУ, инновационного научно-технологического центра и источника синхротронного излучения на Русском острове. В случае с ИНТЦ пилотную площадку точно строят, и обещают сдать к следующему ВЭФ. А вот вторую очередь строить даже не начинали, но недавно выделили деньги. Не было пока новостей и о проекте «Университетский квартал», создании особо охраняемых природных территорий в северо-восточной части полуострова Муравьёва-Амурского и на Русском, утверждении «дорожных карт» по «лёгкому метро», переносу нефтебазы. Не слышно о разработке документов комплексного развития территории для Щитовой, внедрении элементов системы «Умный город», строительстве спортивной базы «Солнечная» и здания дружины «Аквамарин» в ВДЦ «Океан». А по части переселения всех граждан из аварийного жилья имеем пока только задержку с вводом домов для переселенцев на Русской, которые должны были достроить в 2024-м.
В 2025-м по плану нас ждёт (или нет) строительство во Владивостоке трёх поликлиник, капремонты двух школ искусств, реконструкция Матросского клуба за 996,5 млн рублей, Семейный центр «Аквапарадайз» за 13,6 млрд рублей, спортивно-восстановительный центр, благоустройство «Русской лыжни» за 351 млн рублей, ремонт Сахалинской и реконструкция перекрёстка Анны Щетининой и Выселковой за 450 млн рублей. Будем наблюдать на развитием города и сверяться с планами. Тем более, что около 10 млрд рублей Приморью уже выделили.