Ровно 60 лет назад, 29 января 1965 года, на улицы Владивостока вышел первый троллейбус, и именно эта дата считается днём рождения городской троллейбусной системы. Маршрут № 1 ходил тогда от центрального парка культуры и отдыха (сейчас – Покровский парк) до остановки «Посёлок Рыбак» (ныне – остановка «Постышева»). На пике развития в 1999 году в городе было более десятка маршрутов, общая протяжённость линий составляла 45 километров, власти даже хотели продлить их до Угольной и аэропорта. Увы, троллейбусу, как в своё время и трамваю, в столице Приморья не очень повезло в 90-е и нулевые – большая часть маршрутов была закрыта. Но два всё-таки остались – сейчас троллейбусы ходят от автовокзала до 1000-коечной больницы и «Варяга». В последние пару лет наметился прогресс – благодаря новому подвижному составу с автономным ходом маршруты хотят продлить в Снеговую Падь и до «Лесной заимки».
Первые маршруты
Под единственное в городе троллейбусное депо (которое, к слову, до сих пор действует) в начале 1960-х был выделен участок в районе посёлка Рыбак (Постышева, район БАМ). Из-за строительства Некрасовского моста в 1962 году и годовой усадки грунта возведение троллейбусной линии задержалось на два года.
Как отмечается в публикации Государственного архива Приморского края, в октябре 1962 года была закончена кирпичная кладка здания депо. Здесь также появились ремонтные мастерские, площадка для мойки, двухэтажные бытовые помещения, столовая на 50 мест, телефонная станция, открытая площадка для стоянки троллейбусов и другие нужные сооружения. Первые водители после окончания курсов проходили стажировку в Омске.
Одновременно строились тяговые подстанции на Океанском проспекте и в районе 11-го километра, были установлены опоры для контактной сети по проспекту 100-летия Владивостока. Строительство троллейбусной сети началось в начале 1964 года.
29 января 1965 года был введён в эксплуатацию 1-й маршрут – от городского парка до посёлка Рыбак. Для этого был построен новый путепровод через Океанский проспект над трамвайными и железнодорожными путями. На линию тогда вышли первые 12 машин марки ЗиУ-5Г. В конце 1965 года маршрут № 1 продлили до остановки «Чайка», а также запустили 2-й – от горпарка на улицу Кутузова.
Одновременно началось проектирование второй очереди троллейбуса, которая бы спускалась от горпарка к стадиону «Динамо». В 1967 году маршрут № 3 пошёл от Спортивной гавани до остановки «Фабрика «Заря». Все троллейбусы стали разворачиваться в Спортивной гавани, а в 1969 году маршрут № 2 удлинили до улицы Багратиона.
1970-е и 80-е – активное развитие троллейбусной сети
За пять первых лет работы парк приобрёл 54 машины, перевозивших до 80 тысяч пассажиров в день. Но в 1970 году не было окончено строительство Нижне-Ишимской тяговой подстанции (сейчас Нижне-Ишимская – это улица Постышева), поэтому на линию выходили всего 30-32 троллейбуса. В начале 1974 года началось строительство подстанции на Партизанском проспекте, которую ждал весь город.
В октябре 1976 года был запущен 4-й маршрут от Багратиона до фуникулёра. К 1980 году во Владивостоке было 38,6 километра троллейбусных путей, ежедневно на линию выходило 45-48 машин.
18 июня 1982 года открыли маршрут № 5 от остановки «Багратиона» до автовокзала. С 1982 года троллейбусы начали разворачиваться не в Спортивной гавани, а на улице Адмирала Фокина (теперь здесь одноимённая площадь).
К 125-летию Владивостока, 2 июля 1985 года, в торжественной обстановке был открыт маршрут № 6 «Постышева – Океанская» – самая протяжённая троллейбусная линия в пригородную зону. С 1987 года 6-й троллейбус начал ходить от Покровского парка, длина маршрута составляла 19,5 км. В 1990 году он тянулся до улицы Адмирала Фокина.
В конце 1980-х годов был введён дополнительный маршрут № 7 от Универсама (Вторая Речка) до Океанской.
Максимальный расцвет...
Все 1980-е годы трамваи и троллейбусы были основными перевозчиками пассажиров в городе. Маршрут № 6 планировалось продлить до посёлка Трудовое, станции Угольная и аэропорта. Много лет обсуждались планы сооружения шестикилометровой линии «Баляева – 3-я Рабочая».
К сожалению, реализацию некоторых планов сдерживало отсутствие финансирования, это приводило и к срывам в работе электротранспорта. Из-за нехватки электроэнергии, особенно в непогоду, скорость троллейбусов резко снижалась, оборудование выходило из строя.
В начале 1998 года появился маршрут № 2к, по которому два троллейбуса-гармошки курсировали между Покровским парком и заводом «Варяг». 9 мая 1998 года маршруты № 4 («Багратиона – Фуникулёр») и № 5 («Багратиона – Автовокзал») тоже были продлены до «Варяга».
Со временем конечная остановка «Фокина» стала тесной, и, чтобы машины меньше простаивали, к 1998 году была построена новая ветка. По ней от завода «Варяг» пошёл маршрут № 4а. Он доставлял пассажиров в центр через фуникулёр, разворачивался возле магазина «Изумруд» и уходил вверх по Океанскому проспекту без заезда на улицу Адмирала Фокина. В 1999 году был запущен маршрут № 8 – от «Чайки» до магазина «Изумруд».
…и упадок троллейбусной системы
К концу 1990-х сеть продолжала расширяться, в 1999 году были открыты два маршрута до Клинической больницы – № 10 (от «Фокина») и № 11 (от автовокзала). Общая протяжённость линий составила 45 километров – пик развития этого вида транспорта в городе за всю его историю.
В 2000 году, к 35-летию троллейбуса, парк пополнился новой двухсекционной машиной, она стала 240-й за все годы работы. Но в этот же год из-за сильного износа и нехватки подвижного состава начали закрываться действующие маршруты. В 2003 году конечная остановка с улицы Адмирала Фокина была перенесена на Семёновскую, маршрут № 6 «Адмирала Фокина – Океанская» укоротили до Покровского парка, а № 2 «Фокина – завод «Варяг» и № 3 «Покровский парк — фабрика «Заря» и вовсе ликвидировали.
Въезд троллейбусов в центр навсегда был остановлен 30 апреля 2005 года вместе с закрытием маршрута № 10 «Фокина – Клиническая больница», проработавшего шесть лет. К этому времени в городе осталось всего лишь четыре троллейбусных маршрута.
25 июня 2008 года началась реконструкция городских магистралей к саммиту АТЭС-2012. Было демонтировано разворотное кольцо возле фуникулёра, в ноябре запретили разворот на «Чайке». В 2010 году закрыли маршруты № 3 («Покровский парк – фабрика «Заря») и № 4а («Покровский парк – Завод «Варяг») в связи с реконструкцией моста через Вторую речку.
Современное состояние
В каком-то смысле уничтожение большей части троллейбусной сети, в отличие от ликвидации трамваев, прошло незамеченным. В пригороде демонтаж контактной сети не бросался в глаза на фоне масштабной реконструкции трассы, то же можно сказать и о ликвидации троллейбусного кольца на фуникулёре во время строительства тоннеля к Золотому мосту. При этом звучали заверения о том, что троллейбусы убирают временно. Тогдашний губернатор Сергей Дарькин в 2010-м, например, обещал, что линию в пригороде даже продлят до Спутника. Но что-то не сложилось.
Сейчас в городе осталось всего два троллейбусных маршрута – № 5 «Автовокзал – Варяг» и № 11 «Автовокзал – «Клиническая больница». У городских властей есть планы по довольно скромному, но всё-таки их расширению. Как минимум один маршрут планируется продлить до Снеговой Пади благодаря 20 новым троллейбусам, которые могут двигаться и под контактной сетью, и автономно. Сейчас на маршрутах работают 5 новых машин. Также мэрия рассматривает вопрос о приобретении трёх тяговых подстанций, которые позволят запустить маршрут по улице Маковского – от проспекта 100-летия Владивостока до разворота в районе ресторана «Лесная заимка».