Третий год во Владивостоке работает филиал «Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства» «Приморский». Здесь музыкально одарённые дети могут учиться с 5 лет, сначала на подготовительном отделении, а потом получить среднее специальное и высшее музыкальное образование. Завершив обучение, они станут профессиональными артистами симфонических оркестров. Учёба непростая, но она того стоит. Корреспондент Новостей VL.ru посетил учебное заведение, чтобы посмотреть, как живут и учатся юные музыканты.
Как устроен филиал
Комплекс филиала состоит из трёх блоков, объединённых общими переходами. Первым делом гости попадают в большой холл с огромной круглой лестницей. Его в ЦМШ называют «муравейник». Здесь входы в общие помещения, библиотеку и столовую, дети через холл переходят из класса в класс, на лестнице с подушками проводят открытые разговорные уроки.
Правый блок – три этажа учебных классов, как общеобразовательных, так и универсальных, где учатся дети с первого класса до получения высшего образования, а также те, кто обучается по программам допобразования, готовясь к поступлению. Всего здесь 112 учеников при проектной мощности в 350. Это молодые музыканты из Владивостока, Артёма, Уссурийска, Находки, Дальнегорска, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурска, Южно-Сахалинска, Анадыря. Уже есть здесь и шесть обучающихся из КНР. Преподаватели говорят, что взаимодействовать с ними, конечно, посложнее – языковой барьер всё-таки. Но музыка – самый универсальный язык на свете, поэтому сложностей на уровне объяснений не возникает.
«Центральная музыкальная школа готовит музыкантов-исполнителей. – объясняет директор филиала Наталья Мальцева. – Они, к счастью, очень нужны Дальнему Востоку. Мы все хотим слышать качественное, профессиональное исполнение музыки. Например, скоро во Владивостоке начнёт работу вторая сцена Мариинского театра. Им тоже нужны будут новые кадры, а мы их готовим уже сейчас».
Левый блок – спортивный. Здесь огромный светлый спортзал, два бассейна, тренажёрный зал. Как и во всех школах, у учеников здесь есть обязательные часы физической культуры, которые здесь и проходят. А при необходимости можно ещё и заниматься факультативно. Правда, у музыкантов есть ограничения на упражнения, которые потенциально могут травмировать руки, например, с мячом. Пальцы воспитанникам надо беречь, это же основной рабочий инструмент. Так что физкультура для музыкально одарённых детей тоже особенная.
Тёплый переход ведёт в соседнее здание — интернат для постоянного проживания на 250 мест. Здесь живут дети в возрасте от 12 лет. Просторные комнаты на двоих, санузел, места для хранения вещей – и обязательное пианино. Музыкантам необходимо играть каждый день и помногу. Наталья Мальцева говорит, что даже пара недель «простоя» без занятий отбрасывает учащегося примерно на месяц, и нагнать его потом в рамках учебной программы очень сложно. Проживание в интернате даёт детям ещё и базовые бытовые навыки. Готовить здесь нельзя, но что-нибудь разогреть или выпить чаю – можно. А кормят детей в столовой, обеспечивая горячее пятиразовое питание.
Ученики начальной школы не могут проживать в интернате самостоятельно, но у ЦМШ-АИИ предусмотрена возможность предоставлять иногородним семьям жильё в комплексе для сотрудников – он тоже сдан и находится в шаге от учебных корпусов.
Третье здание – учебный корпус специальной музыкальной школы – с полноценными концертными залами, студией звукозаписи, оркестровым классом, учебными классами и репетиториями. Специальные сети позволяют вести профессиональную, в том числе многоканальную, аудиозапись прямо со сцены. То есть можно записывать во время выступления оркестр, ансамбль или индивидуального исполнителя. Гордость школы – рояль-дисклавир Yamaha. Это современный акустический музыкальный инструмент, который с помощью дополнительных электронных датчиков может записывать и воспроизводить живое исполнение без участия человека. С помощью этих дисклавиров, в частности, приморские студенты играют для московской комиссии.
Основной концертный зал выполнен из профессиональных материалов, которые используются в отделке мировых концертных залов. Это итальянские натуральные стеновые панели, паркет, звукоизоляция, аудио-, видео- и световое оборудование.
Как стать учеником ЦМШ
Малышей принимают на «подготовительные курсы» уже с пяти лет с обязательным прослушиванием – ритмика, слух и память. Один-два года они учатся по дополнительной образовательной программе, затем могут поступить в первый класс. В начальной школе они обучаются 4 года, с 1-го по 4-й класс, по экспериментальной программе с ранним погружением в профессию.
После 4-го класса ребята оканчивают начальное общее образование, получают свидетельства и поступают в пятый класс на общих конкурсных основаниях. Связано это с тем, что с пятого класса начинается подготовка по специальной программе среднего профессионального образования в рамках эксперимента, утверждённого в 2023 году Правительством РФ и рассчитанного на 16 лет. Обучение ведётся по самым современным технологиям. После 9-го класса ребята также сдают ОГЭ, а вот ЕГЭ после 11-го класса – по желанию, ведь в 11-м классе ребятам предстоит сдать государственные экзамены и выпуститься с квалификацией «Артист-исполнитель. Педагог».
В школе индивидуальный подход к каждому ученику, так как пока наполняемость классов не очень большая. Это позволяет преподавателям уделить внимание каждому ученику и помочь ему развиваться в соответствии с его потребностями и способностями. В 2025 году состоятся уже третий школьный выпускной и третий набор в вуз.
«Чем раньше дети поступают в ЦМШ, тем больше у них шансов на успешное освоение программы, – говорит директор филиала. – Программа у нас сложная, особенно профессиональная. Это с первого класса погружение глубокое в специфику. Нигде так, как в ЦМШ, не преподаётся глубоко весь комплекс профессиональных дисциплин. И слушание музыки, и история искусства, история музыки, композиция, инструментовка, сольфеджио, гармония и много ещё того, что обычные люди даже никогда не слышали».
Для школы принципиально найти талантливых детей и создать все условия для их профессионального роста. Конкурс проводит московская комиссия ЦМШ – Академии исполнительского искусства. В филиале полностью набран квалифицированный педагогический состав, в том числе преподаватели общеобразовательных предметов.
Поступать в школу можно в любой класс в соответствии с возрастом и уровнем музыкальной подготовки абитуриента. Приёмная кампания обычно начинается в мае, всю актуальную информацию можно найти на официальном сайте филиала, а записаться на прослушивание на дополнительные образовательные программы можно на протяжении всего учебного года. На уровень начального образования, с 1-го по 4-й класс, ежегодно выделяется 10 мест для приёма. На уровень среднего профессионального образования, с 5-го по 11-й класс, 8 мест. В этом учебном году, уже второй год, на высшее образование тоже выделяются бюджетные места – четыре в прошлом году, шесть в этом. Это достаточно убедительная динамика, учитывая уровень требований, которые предъявляются к абитуриентам. Но вместе с этим, конечно, могут приниматься дети и на платной основе, за счёт средств родителей или организаций. Уроки здесь, кстати, с утра и до вечера – дисциплины профессионального цикла чередуются с общеобразовательными.
«С 5 лет мы берём детей, которые ещё ничего не умеют, и начинаем подготовку. Малыши проходят прослушивание. Тем, кто не играет на инструментах, нигде ещё никогда не учились, предлагается повторить услышанный ритм, пропеть мелодию и рассказать заранее заготовленное стихотворение – очень важна для музыканта память. Ну а те, кто уже где-то обучается, в частном порядке или в школах искусств, исполняют то, чему уже научились к этому моменту. Не всегда дети, которые играют на каком-то инструменте, могут поступать только на тот инструмент, которым они овладели. В юном возрасте вполне можно осуществить переход с одной специальности на другую. Например, у нас есть фаготист, который до этого был вполне успешным аккордеонистом. Или гитарист в этом году поступил на валторну. Очень приветствуются такие переходы, потому что это редкие музыкальные специальности. И педагогов мало в регионе, и самих исполнителей. Родители в основном знают скрипку, флейту, фортепиано. Про саксофон часто спрашивают. Есть, говорят, у вас? Нет, это эстрада, это не к нам, у нас симфонический оркестр. Нам важно знакомить регион и педагогическое сообщество, и родительское, и детей с симфоническим оркестром, с классической музыкой».
Профессиональные инструменты
Оснащение ЦМШ вызовет зависть, пожалуй, у многих музыкальных исполнителей и коллективов. Рядом с учебными классами соседствуют профильные кабинеты и репетитории – помещения для самоподготовки. Все они, естественно, обладают прекрасной звукоизоляцией, чтобы занятия не мешали другим классам. Также к услугам воспитанников и большая библиотека с музыкальной и профессиональной литературой.
У филиала «Приморский» огромная коллекция профессиональных музыкальных инструментов, в которую входит более 300 единиц, в том числе, от производителей с мировым именем. Звучание у них, конечно, соответствующее. С каждым ребёнком, который здесь учится, помимо преподавателей, работают ещё кураторы из московской ЦМШ-АИИ. Каждый ученик ежемесячно получает не менее двух часов мастер-классов от московских педагогов. Это либо дистанционный формат с использованием интернет-технологий, либо очные занятия, когда мастера приезжают во Владивосток лично.
Также 3-4 раза в год проводятся творческие школы, когда московские педагоги приезжают во Владивосток с мастер-классами для учеников. Через эту систему постоянного сопровождения видна динамика, обеспечивается объективность оценки и возможность скорректировать процесс подготовки детей. Ну а для региона это всегда возможность получить совершенно безвозмездно мастер-классы от ведущих педагогов Академии исполнительского искусства. Многие из них являются солистами и ведущими артистами национальных оркестров.
В «Приморском» ЦМШ-АИИ есть кафедры специального фортепиано, оркестровых струнных инструментов, оркестровых духовых и ударных инструментов, кафедра музыкально-теоретических дисциплин, кафедра межпрофильных дисциплин и ещё общеобразовательная. Все ученики углублённо изучают свой инструмент и фортепиано на базовом уровне. Успех музыканта в том числе зависит от качественного музыкального инструмента. В ЦМШ создана совершенно уникальная система: ученикам предоставляются в безвозмездное пользование профессиональные музыкальные инструменты по договору. На родителей возлагается ответственность за сохранность, текущее обслуживание, текущий ремонт инструмента. И, конечно, они его в обязательном порядке страхуют. Когда ребёнок вырастает, ему может быть предоставлен другой инструмент, по уровню. Наталья Мальцева говорит, что это лучшая коллекция на Дальнем Востоке. Есть уникальные экземпляры: вибрафон, электроорган, концертные рояли, клавесин, барабаны.
Есть в филиале ЦМШ и совершенно уникальные мастерские по ремонту и обслуживанию музыкальных инструментов. На Дальнем Востоке до настоящего момента не было мастеров, которые могли бы ремонтировать, обслуживать струнные инструменты, духовые, медь, деревянные инструменты. Для школы собрали таких специалистов из разных городов под эгидой ЦМШ. Поэтому теперь у приморских музыкантов появилась возможность не отправлять инструменты на обслуживание в центральную часть страны.
Лучшие педагоги
Среди педагогов, которых, к слову, точно так же, как и детей, выбирают на конкурсной основе, – ведущие артисты Приморской сцены Мариинского театра, специалисты, переехавшие во Владивосток для работы в «Приморском» филиале ЦМШ-АИИ из других регионов страны и зарубежья. Все они – выпускники самых престижных консерваторий: Московской государственной им. П. И. Чайковского, Санкт-Петербургской им. Римского-Корсакова, Ростовской, Новосибирской, Уральской консерваторий, Белорусской академии музыки, победители и лауреаты международных и всероссийских конкурсов.
Многие студенты на постоянной основе либо по приглашению уже трудятся в оркестре Приморской сцены Мариинского театра, проходят стажировку. Преподаватели работают в оркестре и с собой берут ребят. Те сидят в «яме», смотрят на работу оркестра, а через пару лет станут коллегами своим преподавателям.
Также ЦМШ приглашает гостей из-за рубежа. Очень интересуются нашим искусством представители ведущих консерваторий Китая. В прошлом году во время проведения Восточного экономического форума школу посетил господин Хань Чжэн, заместитель председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. Он остался в восторге и от уровня подготовки учащихся, и от условий, в которых они живут. После этого состоялось несколько визитов делегации Национального исполнительского центра КНР. То есть базис для сотрудничества уже заложен – приезжают и студенты, и преподаватели.
Большое внимание в школе уделяется изучению традиций, истории исполнительского искусства, развитию классической музыки. Традиции Центральной музыкальной школы, которой уже 90 лет, соблюдаются и в Приморье. Дети погружаются в эту среду и проникаются ей, им недозволительно бросать тень на статус ЦМШ. Например, зачёт для обычного студента – это не просто рядовая аттестация, а серьёзная веха профессионального становления, каждый раз требующая тщательной подготовки. И дети сдают их здесь много, вдвое больше, чем в любой школе искусств. Перед каждым зачётом музыканты играют на различных концертах. И на концерты приглашают гостей – это бесплатно. Анонсы размещают в своём телеграмм-канале, нужно только заполнить форму и прийти в условленный день с паспортом.
Кроме того, воспитанники дают концерты в Приморской картинной галерее в проекте «Музыка на фоне живописи», а также в Приморском океанариуме. Это «Музыка на фоне моря». Такие выступления не только очень красивы, но и подготавливают юные дарования к игре перед самой разной публикой и на разных площадках.