Представители Владивостока взяли три третьих места на 27-м международном конкурсе снежных фигур в Харбине. 25 команд из 10 стран делали на нём не только четырёхметровые скульптуры из снега, но и ледовые. Какие-то команды участвовали в одной номинации, другие – в обеих. Теперь до весны знаменитый Солнечный остров – туристическую лесопарковую зону на берегу Сунгари – будут украшать порядка шестидесяти арт-объектов. Вечером, в разноцветной подсветке, они особенно эффектны.
Анатолий Тухбатулин приехал на конкурс в двенадцатый раз. И он – единственный житель приморской столицы в команде Владивостока, о составе которой рассказали в местном Генконсульстве КНР. Остальные трое – Виктор Пичуев, Даниил Амбросов и Иван Семикоровкин – хабаровчане. Это обычная практика для таких конкурсов. Причём каждый город может представлять только одна команда. Анатолий Тухбатулин говорит, что в таком составе они работают третий год:
«Я раньше выступал от Владивостока с командой Дальневосточного федерального университета. Началось всё случайно – в университете прошла информация о конкурсе, и мы с преподавателями поехали. Нас было четверо. Мы не знали, что это такое, по сути приехали с пустыми руками. Была ножовка, верёвка, топор и всё. Посмотрели, как работают люди, какие у них инструменты, парочку нам выделили хабаровчане. Начали вникать, заказывать инструменты у кузнецов. Втянулся, но потом остался один, и мы скооперировались с соседями».
Перед каждой номинацией проводится жеребьёвка. Кому какой блок выпадет, решает случай. Бывает, где-то трещина внутренняя, или сколот угол. Порой из-за этого приходится на ходу менять идею скульптуры. Но у команды Владивостока на этот раз всё прошло гладко.
Перед состязанием даётся официальный старт. Люди с флагами городов и стран выстраиваются в шеренги. Разрезается ленточка и вперёд – можно приступать.
Сначала, как выражаются участники, был «конкурс по льду». Здесь работу делают два человека, поэтому команда разделилась пополам. И обе композиции получили третье место. Одна, «Ветер», абстрактная, ассоциативная и напоминает дуновение ветра или движение волны. Высота скульптуры – два метра. Другая, «Грустная рыба-луна» с человеческим лицом, – как будто действительно не в настроении. Первой в конкурсе ледовых скульптур стала команда Монголии.
Работа по льду длилась два с половиной дня. А по снегу – три с половиной. Но здесь и масштаб побольше – команда объединяется и работает вчетвером. У представителей Владивостока был кусок снега высотой в четыре метра и четырьмя сторонами по три метра длиной:
«От него что-то отсекаешь, оставляешь нужное… ну, можно чуть-чуть надстроить снега наверху, это допускается».
Чтобы подниматься, используют стремянки, подиумы, лестницы. Работа команды Владивостока называется «Трио комедиантов»: здесь три героя с музыкальными инструментами. Как говорит Анатолий Тухбатулин, – то ли арлекины, то ли клоуны:
«Когда присылают приглашение, нужно сделать эскизы и послать их организаторам. Соответственно, начинается мозговой штурм. Делается эскиз и описание к нему. Иногда кто-то берёт эту часть на себя».
Композиция получалась довольно детальной, и основную работу по мелким элементам взял на себя автор эскизов Виктор Пичуев. Остальные больше занимались «выгребанием» объёмов, созданием форм. Эта скульптура тоже получила третье место. А первой стала команда Благовещенска.
«Мне больше нравится по снегу работать: материал более податливый, мягкий, – говорит Анатолий Тухбатулин. – А лёд жесткий и хрупкий. Больше мастерства нужно».
Кроме команды Владивостока, в конкурсе участвовали представители Лесозаводска – они получили спецприз жюри за ледовую скульптуру «Зигзаг удачи». В этой группе были жители Лесозаводска, Находки и два хабаровчанина.
Всего участники конкурса сделали 30 ледовых скульптур и примерно столько же – из снега.
У команды Владивостока уже давно есть все нужные инструменты. Для работы по льду – цепные электрические пилы. Стамески самых разных форм: теперь их не нужно заказывать у кузнецов, китайцы делают. А кто-то из участников, говорит Анатолий, привозит утюги, чтобы «склеивать» лёд. Для этого берут алюминиевую пластину, прогревают утюгом и вставляют между деталями, которые нужно соединить. Пластина проплавляет плоскости – шов получается идеально ровным.
Все работают в спецодежде – комбинезон, куртка – и специальной обуви: она прорезиненная, с внутренними вставками. Нужно следить, чтобы не замёрзло лицо. Обязательно – сменные перчатки: мокнут, и во второй половине дня их уже нужно менять. Некоторые используют целлофановые плащи или накидки, чтобы сохранить сухой одежду: мастера работают с фрезами, лёд превращается с мелкую стружку и кружится, как снег:
«Температура в этом году по льду была довольно тёплой, а вот по снегу уже доходило до -28. Есть помещение, где можно погреться, выпить чаю и кофе, перекусить».
Из гостиницы и обратно, на обед и на ужин, людей перевозили в автобусах. Если кто-то чуть задерживался на «объекте», приходилось ждать, но все старались не подводить друг друга.
Женщины тоже участвуют в конкурсе, но их гораздо меньше. Раньше, говорит Анатолий Тухбатулин, были полностью женские команды. Сейчас они выступают только в составе смешанных: работа сложная, физически тяжёлая, плюс холод.
Харбин – своеобразная мировая столица льда и снега, благодаря этим конкурсам. Каждый год администрация десятимиллионного города выделяет средства и строит ещё один город, морозный. Это одна из визитных карточек Харбина.
«Они в принципе справляются и сами, у них достаточно мастеров. Но для поддержания имиджа делают такие международные конкурсы. Конечно, там есть чему поучиться – приезжают мастера со всего мира и делают такие вещи… нужно ещё долго повышать свой уровень, чтобы достичь такого», – отмечает мастер.
Во Владивостоке несколько лет назад тоже оформляли небольшие ледовые композиции. Но, конечно, это совершенно не тот масштаб, а дальше дело не пошло. Да и невозможно устраивать у нас такие конкурсы, считает Анатолий Тухбатулин:
«Зима солнечная, и скульптуры тают на глазах. В Харбине нет такого солнца – как правило, туман и мороз. В Хабаровске похожий климат, и там активно оформляют территории».
Китайская сторона выплачивает командам определённые суммы, частично покрывающие дорогу и визовые расходы. Участие в состязании бесплатное для тех, кто прошёл конкурс эскизов. Призёры получают кубок, медали и денежную премию.
Анатолий Тухбатулин – в прошлом доцент кафедры архитектуры и градостроительства ДВФУ. Он – практикующий архитектор, скульптор, работы которого представлены в арт-парке «Штыковские пруды».