В ночь с 24 на 25 декабря католики всего мира празднуют Рождество. Накануне вечером в католическом приходе Владивостока тоже собрался весь мир – представители разных стран, объединённые нашим городом и большим праздником. Правда, праздник подпортило традиционное для Владивостока отключение света. Большой костёл освещали несколькими свечами, так что ёлочные венки и гирлянды были едва заметны, и люди узнавали друг друга, только подойдя очень близко. А вместо электронного органа звучала арфа.
Костёл наполнился людьми задолго до начала, все места были заняты. Места, потому что у католиков не принято стоять всю службу, а можно комфортно усесться и наслаждаться процессом: рождественским концертом, детской сценкой, самой мессой – богослужением.
Большинство прихожан – местные, но тут и там виднелись лица иностранцев. Восемь девушек-индианок стояли и рассматривали ряды, искали себе место. Франка и Харшана, студентки из ДВФУ, рассказали, что приходят в католическую церковь, когда есть свободное от учёбы время.
«Я изучаю медицину в ДВФУ, живу в кампусе. Я приехала из Тамил-Наду, это юг Индии. Все думают, что в Индии только индусы, но у нас около 18 миллионов христиан», – рассказала Харшана.
До начала официальной мессы приходской хор начал концерт. Певцы расположились под самым потолком церкви в противоположной части от алтаря, так что звук окутывал всё помещение, будто покрывал куполом. При этом поющих людей почти не было видно. По плану рождественские колядки – те самые, которые горожане уже привыкли слышать во всех кафе и магазинах в предновогоднее время, – должны были исполнять под орган. Но без электричества он не работал, так что «Тихую ночь» запели под мягкие струнные звуки арфы.
Хор, как и вся церковь, оказался многонациональным: русские прихожане, американские монахини, индонезийские, индийские и нигерийские студенты, вьетнамские рабочие. Всех объединили рождественские песни на русском языке и латыни.
Но не всегда было так. Изначально католичество в Приморье привезли польские переселенцы. Во Владивостоке первый католический деревянный костёл появился в 1890 году, а каменный неоготический храм Пресвятой Богородицы, почти такой, какой он сейчас, освятили в октябре 1921 года. В то время на службы ходили около 10 000 польских военных, беженцев и переселенцев. С 1931 по 1991 год приход не функционировал – советская власть разогнала. Реставрировать здание костёла начали в 1994 году, когда для восстановления католических традиций во Владивосток приехали американские священники. Они же установили в храме первый на Дальнем Востоке механический орган и стали приглашать органистов с международной известностью.
После советского разгона в церковь в 90-е годы вернулись около 30 католиков с польскими корнями. Затем приход стал обрастать новыми людьми – другими местными, студентами разных национальностей, испанскими, филиппинскими и американскими священнослужителями.
«Моя мама пришла в церковь, когда мы с сестрой маленькими были. Тогда мне не интересно было, не хотел ходить. Но потом я с католической молодёжью затусил, было классно. Так и остался», – рассказал свою историю прихожанин Алексей.
Рождественская месса началась с процессии Святого Семейства. Дети из воскресной школы, переодетые в Марию, Иосифа, волхвов и пастухов, пронесли между рядами Вифлеемскую звезду и в стихах рассказали библейскую историю рождения Иисуса Христа. Затем процессия направилась к вертепу – большому столу, на котором восстановили обстановку рождественской ночи: хлев, ясли на сене, коровы и овцы, Святое Семейство, пастухи и волхвы. В пустовавшие ясли Мария положила фигурку младенца, и священник начал службу.
Молитвы и гимны сменяли друг друга. Прихожане подпевали хору и все вместе отвечали на реплики священника. Священник спускался к прихожанам, чтобы поклониться им и окадить ладаном, а в праздничной проповеди на русском языке поздравлял всех со светлым праздником.
После причастия рождественскую песню спел не только приходской хор, но и вьетнамские гости. Большая группа около 50 человек регулярно приезжает в церковь из Артёма. Но на вечернем празднике были не все, так что 25 декабря специально для диаспоры организуют богослужение на вьетнамском языке.
Большая часть праздника 24 декабря прошла без света. Электричество пыталось появиться после проповеди: костёл вдруг ярко осветился и в глубине алтарной зоны заиграла яркими огоньками высокая рождественская ёлка. Но через несколько минут храм опять погрузился в таинственный сумрак свечей. Окончательно свет победил и тьма рассеялась только к финалу служения. И тогда торжественно заиграл орган и хор запел гимн «Радуйся, мир!».
После службы люди ещё долго не расходились. Разные иностранные группы собрались вместе, поздравляли друг друга, знакомились с теми, кого ещё не знали. Священники раздали детям подарки и пришли поздравлять взрослых.
Выходя из костёла, один из гостей, который впервые пришёл на такой праздник, прокомментировал: «Вроде во Владивостоке, но как будто за границей побывал».