Сразу 16 видных членов коммунистической партии в Приморье попросили на выход из-за «грубого нарушения устава КПРФ по ряду статей» – ранее они покинули конференцию по перевыборам руководства и записали видеоролик, в котором обвинили руководящее звено в попытках превратить местное отделение в «коммерческую структуру» и «партию соглашателей». В список неугодных попали такие видные политические деятели, как бывший депутат Госдумы Владимир Гришуков, действующий депутат ЗС ПК Александр Сустов, активист и депутат Надеждинского района Олег Григорьев и другие. Есть и такие, кто состоял в партии более 50 лет. Некоторые политологи уже заявили, что на приморском КПРФ «можно ставить крест». Однако сами исключённые считают принятые решения нелегитимными и утверждают, что борьба для них только начинается.
Исключение – крайняя мера взыскания, прописанная в уставе КПРФ. Применили её к 16 приморским политикам, среди которых также Александров, Голубка, Шерстобитов, Гаврик, Шестун, Емельянов, Ижко и другие. Ещё одному участнику демарша сделали предупреждение.
Предшествовала массовому исходу отчетно-выборная конференция, которая проходила ещё осенью. Часть делегатов тогда заявили, что был нарушен устав – им не дали внести свои предложения по кандидатурам мандатной комиссии, – и покинули конференцию. Затем записали видео, в котором обвинили руководящее звено в попытках превратить партию в «коммерческую структуру» и «партию соглашателей». Но ничего не помешало принять итоговое решение – председателем крайкома был переизбран Анатолий Долгачёв.
«Следующий этап у них был – это как можно быстрее нас исключить из партии. Потому что 20 числа у Долгачёва суд, на котором, мы надеемся, квартирку незаконную у него отберут. 17 числа, вчера, прошло заседание Бюро Комитета, где они сами себя выбрали, сами себя назначили, сами вынесли решение», – рассказал о ситуации исключенный Олег Григорьев, добавив, что Долгачёва поддерживает депутат Госдумы Юрий Афонин.
Сам Анатолий Долгачев, у которого прокуратура действительно нашла 4-комнатную квартиру в небоскрёбе «Аквамарин» во Владивостоке и требует изъять её в доход государства, считает, что его партийные «товарищи» грубо нарушили устав КПРФ по ряду его статей.
«Покинули конференцию, несмотря на то, что они были избраны делегатами и их товарищи от местных отделений, от которых они были избраны делегатами, наделили их полномочиями представлять их интересы. Пытались сорвать проведение конференции. Записали видеоролик, который выложили в сеть Интернет, в котором высказались по ситуации, которая, с их точки зрения, так выглядит, на самом деле, она не соответствует действительности. Эти и многие другие нарушения товарищи, которые состоят в бюро Краевого комитета, посчитали, что к ним надо принять крайнюю меру взыскания – исключение из КПРФ», – прокомментировал ситуацию председатель крайкома Анатолий Долгачев.
«Исключили из партии за то, что мы покинули незаконно проводимую конференцию – это смешно. Они таким образом просто уничтожают партию в Приморском крае», – возражает Олег Григорьев.
Сдаваться исключенные коммунисты не намерены – местное отделение партии, по словам Григорьева, не признает их исключение из КПРФ. Кроме того, они собираются доказать, что первый, а тем более второй этап конференции не являются легитимными. На втором этапе, по словам Олега Григорьева, и вовсе были подделаны подписи.
«Дальше только борьба», – добавил Олег Григорьев. Борьба и «изобличение коррупции» тех, кто, по словам видных коммунистов, превращает партию в «коммерческую структуру».
Будущее приморской КПРФ пока довольно туманно – несмотря на желание оставшихся без членства в партии коммунистов бороться, некоторые политологи уже ставят крест на заметной общественной и идеологической единице края. Долгое время КПРФ ярко выделялись на фоне своих политических оппонентов, члены партии действительно «выходили в поля» и помогали горожанам в решении проблем. Красный флаг во Владивостоке был символом легального политического механизма, готового помочь, но сейчас этот механизм лишился своих главных винтиков.