Жизнь мамы с коляской во Владивостоке похожа на ежедневное преодоление полосы препятствий. И дело не только в рельефе, из-за которого порой путь из пункта А в пункт Б увеличивается в разы по сравнению с обычными пешеходами. Проблемы создают припаркованные на тротуарах автомобили, отсутствующие или перекопанные пешеходные дорожки и вездесущие лестницы. Чтобы добраться куда-то без машины, нужно потратиться на такси или отмучиться в автобусе. А многие учреждения вообще не приспособлены для визитов с детьми, хотя они необходимы.
Есть и светлые пятна, в виде благоустроенных парков и отзывчивых людей, которые помогают в сложных ситуациях. Чтобы на примере показать ежедневные трудности, с которыми сталкиваются мамы во Владивостоке, корреспонденты Новостей VL.ru нашли трёх добровольцев и отправились с ними по их привычным, но на деле очень суровым маршрутам: по центру города, на отдалённой улице Карьерной и по построенному с ноля микрорайону Снеговая Падь. Забегая вперёд: идеальной инфраструктуры для мам во Владивостоке найти, к сожалению, не удалось.
Самый «колясочный» район
Застраивать Снеговую Падь начали относительно недавно, всего 15 лет назад. Район создавался для нужд военных – под их молодые семьи. Так и вышло: здесь очень много семей с детьми, но инфраструктуры, которую им обещали, не заметно до сих пор. Все дома новые, и у всех – о, чудо! – есть пандусы, так что можно выйти из подъезда, минуя ступеньки. Однако наша героиня Юлия просит не торопиться радоваться. Семья только недавно перебралась в новый район и уже ощутила на себе, насколько неудобно пользоваться этими «лабиринтами».
Дворы в Снеговой Пади связаны между собой автомобильными дорогами, но не пешеходными зонами. Тротуары обрываются в самых неожиданных местах – приходится постоянно спускать и поднимать коляску с бордюров-гигантов. Тяжело, особенно для хрупкой девушки, но Юлия уже привыкла.
Владивосток в последнее время – место масштабных ремонтов теплотрасс и прочих раскопок. Мамы с колясками страдают от этого едва ли не больше других. Катить ребёнка приходится вдоль автомобильной дороги, уворачиваясь от машин. У регулируемого пешеходного перехода Юлия предупреждает, что придётся бежать. Для пешеходов светофор горит зелёным всего несколько секунд, а автомобили, получив сигнал, без промедления стартуют. Наша задача – обогнать их, аккуратно спустив и подняв коляску по высокому бордюру. Юлия описывает круг коляской, бежит, снова круг – и через считаные секунды мы вновь оказываемся на тротуаре. Сразу видна рука мастера – малыш в коляске даже не проснулся, хотя сон у ребёнка нередко беспокойный из-за таких прогулок.
Даже обустроенные пешеходные дорожки разочаровывают: брусчатка неровная, где-то не хватает плиток, и идти нужно по земле. Мелкие неровности объехать невозможно, поэтому коляску трясёт, как машину на бездорожье. Иногда отсутствующую брусчатку приходится обходить вдоль автомобильной дороги – автомобилисты сигналят в спину. «Лучше, конечно, покупать коляску с накачиваемыми колёсами и усиленной амортизацией. На обычной ребёнка очень сильно трясёт. На ямах всё чувствуется», – комментирует Юлия.
Сама Юлия признаётся, что старается гулять по своему району как можно реже. Что ситуация с пешеходными зонами в Снеговой Пади может улучшиться – Юлия не верит. Показывает в сторону не построенной школы: даже с ней не могут разобраться, что уж говорить об отсутствии пандусов. «Надеюсь, что-нибудь изменится», – говорит Юлия, прощаясь с нами неподалёку от автобусной остановки.
«Я не знаю, как тут без машины»
Ольга и Семён живут на тупиковой улице Карьерной, которую соединяет с остальным городом одна дорога. Район знаменит тем, что тут с сопок периодически сходит сель, а других «достопримечательностей» в этом районе нет, как нет и объектов социальной инфраструктуры, вроде поликлиник – ребёнка приходится возить на машине, к счастью, у семьи она есть.
«Честно, я не знаю, как тут без машины. На Карьерной они как будто у всех есть. Здесь ходит автобус «троечка», достаточно редкий – раз в час где-то ходит, доезжает только до Луговой. Если не ждать «тройку», то надо идти через всю Карьерную туда, на светофор – там ещё есть остановка, откуда можно уехать», – рассказали молодые родители.
Дома старые, пандусов нет – коляску помогает спустить Семён, а Ольга на руках выносит ребёнка. К дому ведёт одна длинная автомобильная дорога без лежачих полицейских, по которой с большой скоростью гоняют автомобили, пешеходных зон нет, так что коляска становится полноценным участником дорожного движения. Местами для пешеходов встречаются лестницы, но даже пешком по ним идти страшно: они полуразрушенные, и, разумеется, никаких пандусов нет.
«Видела вчера, как папа одной рукой нёс коляску, а другой – ребёнка, и так спускался по этой лестнице. Представьте, что тут зимой будет?» – рассказывает по пути Ольга.
Современных скверов в округе нет – гулять приходится на маленькой детской площадке. Спуск по автомобильной дороге к остановкам и магазинам – испытание. Проще донести ребёнка на руках. Если приходится ехать, то управляет коляской Семён, а мама следит за летящими сзади машинами и направляет отца-рулевого: говорит, держаться правее или левее. Родители рассказывают, что они уже привыкли к своему району, хотя и переехали недавно. Но оставаться здесь не планируют – уже купили квартиру в застраивающемся районе. Правда, у Морского кладбища. Но надеются на то, что там будет получше с инфраструктурой для детей. Об этом же когда-то думали молодые семьи, переезжавшие в Снеговую Падь.
«Первое время вот так мимо машин было очень страшно ходить – мне уже даже беременной было страшно. Вот по этому тротуару, ведущему к остановке. Я даже писала в администрацию, просила сделать лежачих полицейских. Но всё осталось так же. Со временем приходится переключаться на позитив, потому что ты понимаешь – тебе отказали, ждать нечего, что теперь, страдать? И начинаешь переключаться на позитив – привыкаешь», – рассказывает молодая мама.
Прогулки, автобусы, магазины и поликлиники
Даже если живёшь недалеко от центра, трудностей у мам с коляской не меньше. Для Екатерины большое испытание – выйти из дома. В старой многоэтажке на Тунгусской лифты останавливаются между этажами, идти к ним нужно по ступенькам. Выйти в запаркованный двор – тоже по ступенькам. Поэтому старается оставлять коляску на улице, в машине.
Лестницы – это вообще боль любой мамы в колясочный период. Они везде. Это бесконечные виадуки, подземные переходы и просто длинные лестницы на подъёмах. И даже установленные на некоторых из них пандусы не спасают ситуацию, так как они сделаны по весьма специфичным стандартам. Колёса коляски просто не входят в эти колеи, либо, как у Екатерины, совпадает только одна ось, и поэтому подъём по пандусу становится тяжким. Спасают только прохожие, которые предлагают помощь. Но чаще всего, если на пути вдруг появляется виадук, приходится искать длинный обходной путь. Часто из-за этого путь из пункта А в пункт Б у мам с колясками оказывается в разы длиннее, чем у обычных пешеходов.
Большое облегчение для мам, что в современном мире существует доставка. Заказать на дом можно что угодно: от смесей до памперсов. Но иногда всё равно приходится заходить с ребёнком в магазины. Удобнее всего в этом плане, конечно, супермаркеты. Там широкие проходы, легко подъехать к кассе и самое главное – автоматически разъезжающиеся двери на входе и выходе. Хотя иногда их отключают, и тогда приходится проявлять чудеса изворотливости – одной рукой держать дверь, а второй протискивать коляску с ребёнком в узкий проём.
Для мам без машин добраться до приличных мест отдыха – огромная проблема. И тут на выбор: автобус или такси. «Ездить с коляской на автобусе – не самое приятное занятие. Хорошо, если водитель может опустить вниз ступеньку. Например, на 68-м маршруте, автобусы которого ездят в моём районе, такая возможность есть. Но даже в этом случае надо поднимать коляску с ребёнком, чтобы в него зайти, – рассказывает Екатерина. – Удобно также, что в автобусе есть специальное место для коляски, но так как оно расположено сзади, на нужной остановке нужно кричать водителю, чтобы он открыл дверь, затем спускать коляску и потом ещё бежать к нему обратно, чтобы оплатить проезд. Честно скажу, удовольствия от такой поездки мало».
Но и заказать такси с детским креслом непросто: таких немного, поэтому цены кусаются, за 5-минутную поездку приложение запрашивает 400 рублей. Иногда такси можно ждать очень долго, а приедет водитель с автокреслом не по возрасту. Если ехать куда-то далеко, например, погулять на остров Русский – можно легко отдать более 1000 рублей в одну сторону. «Недавно я с ребёнком и мамой решила съездить покупаться на пляж Ахлёстышева в будний день. Поездка туда-обратно обошлась в 3 тысячи рублей», – поделилась Екатерина.
Также Екатерина отмечает, что если не считать обновлённые детские поликлиники, в основном государственные учреждения не дружелюбны к матерям с колясками. Порой вообще для этого не предназначены. МФЦ, паспортный стол, налоговая, где оформляют вычет, – находятся в старых зданиях с узкими входами, коридорами, где с коляской не пройти, неудобными лестницами, на этажах без лифта. Оставить коляску негде, покормить и раздеть ребёнка внутри тоже никак. Хорошо, что большинство необходимых бумаг сейчас можно оформить через портал «Госуслуги», а если этого сделать нельзя – проще отправить мужа, чтобы поберечь свои нервы и время», – заключает Екатерина.
Наши собеседницы говорят, что им странно слышать от чиновников постоянные призывы поднимать демографию, в то время как от этих же чиновников и зависит инфраструктура и благоустройство. Сейчас при благоустройстве общественных пространств или дорог во Владивостоке стараются думать о маломобильных: расширяют тротуары, обустраивают дорожки, альтернативные лестницам. Даже виадуки начали строить с лифтами, из которых, правда, пока ни один не заработал. Но очевидно, что проблем ещё много. И хотелось бы, чтобы пристальное внимание, прикованное к теме демографии, помогло их решить.