«Зелёный угол» начали разгонять весной и продолжают до сих пор. Часть продавцов всё ещё работает на прежнем месте, но большинство решили перебраться на более стабильные площадки. На участке в Соловей-Ключе авторынок так и не построили. Так что основным вариантом остался рынок на Подгороденке и покупка с автомобилей японских аукционов под заказ. Продавцы говорят, что это не так уж и далеко от Владивостока, хотя покупатели приезжают в основном по выходным, а перед Новым годом вообще не сезон. Но беспокоит всех больше не временное затишье, а грядущее повышение таможенных сборов и утильсбора.
Авторынок на Подгороденке открылся в апреле. Оборудованная площадка рассчитана на 3500 машин, из них занято 2000 мест. В планах у предпринимателей расшириться ещё на 3000 мест. Земля для этого есть и принадлежит владельцу авторынка, но пока нет уверенности, что будет запрос на новые места. Рядом со стоянкой построили гостиницу, кафе и автомойку, продают шины, открывают рынок японских товаров, ищут возможности организовать филиал ГИБДД, чтобы автомобили сразу ставили на учёт.
«Из Японии часто приходят машины не в лучшем состоянии. Арендаторам тяжело ехать с таможни на Подгороденку, потом искать во Владивостоке или Артёме автосервис, который их подремонтирует, почистит. Для покупателей хотим сделать, как сейчас в Москве. Там человек машину берёт в кредит или за наличку, полностью всё укомплектовывает – сел и поехал. Даже номера получает. На Дальнем Востоке такого пока нет, надеемся, что у нас это получится», – рассказал Максим Иванов, заместитель директора авторынка «Новый».
Сегодня здесь торгуют больше 150 продавцов не только с «Зелёнки», но и из Находки, Уссурийска, других приморских городов и посёлков, а также из Хабаровска. Работают по той же схеме, что и раньше: размещают объявления на Дроме и встречают людей на месте. В периоды затишья договариваются друг с другом и дежурят на рынке группами: если покупатель заинтересовался машиной отсутствующего коллеги, её покажут и владельца вызовут по телефону.
Арендаторы платят в день по 100-150 рублей за место. Продавцов из Владивостока цена устраивает даже несмотря на необходимость ездить на работу за 33 км от города. На «Зелёном углу» аренда обходилась 160-200 рублей в день.
По словам торговцев, не смущает отдалённость от города и покупателей: приморцы обычно приезжают посмотреть машины на выходных, а жители других регионов – Якутии, Забайкалья, Иркутской и Ростовской областей, центральных районов и Калининграда – вообще не привязаны к дням недели. Добираются покупатели до рынка на такси, автобусе, электричке или с друзьями.
«Какая разница покупателям, куда ехать? Для Владивостока далеко, так для Артёма и других городов близко. Здесь просто мало блуждающих людей, которые хотят посидеть в машине, примериться. Сюда приезжают с конкретной целью – купить», – объяснил один из продавцов.
«Покупатели едут на «Зелёный угол» по старой памяти, а после к нам возвращаются. Говорят, что здесь более цивилизованно всё сделано, чище, аккуратней, компактней, проще для них. Люди, которые не первый раз покупают у нас, узнают, что мы здесь и приезжают. Практически 90% продавцов с «Зелёнки» сейчас здесь», – добавил продавец Виталий.
В полдень рабочего дня авторынок пустует. Продавцы говорят, что горячий сезон, совпадающий с летними отпусками, когда за машинами и заодно на отдых приезжают со всей России, закончился. В это время ежедневно продавалось около 50 автомобилей. А сейчас все заняты новогодними праздниками, в день покупают в пять раз меньше. Новая волна интереса поднимется только в январе. Из-за сокращения светового дня сократили и время работы рынка: летом он открыт до 20:00, а зимой – до 18:00.
Среди рядов машин корреспонденты Новостей VL.ru встретили только одного покупателя – Алексея Ивановича из Абакана. За 20 лет житель Хакасии купил в Приморье около 30 машин, в 90-е годы привозил их в родной город на перепродажу. В этот раз он присмотрел Subaru Forester 2018 года выпуска взамен разбитого в аварии автомобиля жены.
«Я только сегодня утром прилетел. Из аэропорта приехал на электричке до Владивостока, из Владивостока сюда на такси за 1000 рублей. Я первый раз на этом рынке. Машину здесь одну присмотрел, но, наверное, поеду ещё в Уссурийск. По ценам пока не понимаю. В общем – всё дорого, но пока не могу с чем-то сравнивать, это первая стоянка, куда я приехал, ближе всего к аэропорту», – рассказал Алексей Иванович.
Перед приездом он ни о чём с продавцами не договаривался, никому ничего не обещал и залоги не давал. Просто посмотрел на Дроме, какие варианты есть, и прилетел, чтобы своими руками потрогать и своими глазами увидеть автомобиль. Так поступают многие другие покупатели, предпочитая вживую исследовать транспорт, а не везти под заказ.
У продавцов же больше переживаний вызывает не сезонный спад – это ежегодная обстановка, а январские изменения. Цены на автомобили уже подросли с 1 октября из-за повышения утилизационного сбора для юрлиц, в последние две недели – из-за скачка курса валют, а с нового года вырастут таможенные сборы и снова может подорожать утильсбор.
«Люди сейчас в режиме ожидания. Сейчас получают и ставят на продажу те машины, что уже приобрели. А по новым машинам пока думают, все ждут январского повышения утильсбора. Продавцы либо задохнутся, либо уйдут куда-то в ожидание. Разговоры такие идут даже в автосалонах по китайским машинам. Везде понимают, что утильсбор может затушить бизнес. Цены растут уже в Японии и на таможне. И до конечного покупателя машина приходит с огромной накруткой», – рассказал заместитель директора авторынка Максим Иванов.
Не все продавцы с «Зелёнки» переехали на новые авторынки – кто-то стал возить машины на заказ. Например, Кирилл ещё год назад открыл компанию в Иркутске. По его словам, в Сибири спрос не такой высокий, многие по привычке ездят за японками во Владивосток. Но и конкуренция там намного ниже. Он, как и другие продавцы, понимает, что перепродажи автомобилей могут скоро прекратиться: с одной стороны – Япония ужесточила санкции, с другой – политика государства к частному импорту очень агрессивна.
«С нового года останется очень узкое игольное ушко, в которое все продавцы будут пытаться влезть. Впрочем, государство каждый год усложняет ввоз машин для перепродажи, потому что серый импорт, кроме таможенных взносов, в казну доходов не приносит. Но рынок на японские иномарки очень живой, спрос на них высокий из-за высокого качества и низкой цены. Поэтому правительство делает всё, чтобы спасти «АвтоВАЗ» и официальные заводы, пусть то Nissan или Toyota, которые платят налоги. А в благополучии частников вроде нас, продавцов с «Зелёного угла», государство не заинтересовано. Но брокеры – люди умные, не первый год в этом бизнесе, и движения хвоста и хребта приходится делать, чтобы обойти проблему, которую создало для нас государство», – рассказал руководитель «Иркутск АвтоХоум».