В ноябре исполнилось три года с момента крушения у берегов Находки контейнеровоза Rise Shine под флагом Панамы. Экипаж, 14 граждан Китая, был сразу эвакуирован и в середине декабря 2021-го отправлен на родину. 300 тонн топлива удалось откачать в марте 2022 года, а закончить разгрузку 200 контейнеров – в мае. Сегодня севшее на мель судно остаётся на том же месте, где его победил шторм. Вопрос о передаче сухогруза в собственность РФ пока не решён.
Новости VL.ru подробно освещали эту историю. Сразу после крушения на воде появились масляные пятна, и пришлось устанавливать боновые заграждения. Откачка топлива растянулась на несколько месяцев. Её начали в ноябре 2021 года, приостанавливали из-за погоды и полностью закончили в марте 2022 года. Драматичности происходящему добавил тот факт, что в ноябре 2021 года водолазы обнаружили множественные повреждения подводной части. Выгрузку 200 контейнеров, которой занималась компания «Терминал Астафьева», закончили мае 2022 года. И всё это время Росприроднадзор отправлял владельцу сухогруза требования о снятии судна с мели, но хозяин так и не объявился.
Судно имеет разлом и несколько пробоин. Оно горело, морспасслужба устраняла пробоину в корме, и его не раз грабили мародёры.
Контейнеровоз принёс массу проблем, но в 2021 году не представлялось, что им не видно конца. В январе 2023 года выяснилось, что Rise Shine намерены обратить в собственность государства, и будет решаться вопрос о его разборе. Об этом со ссылкой на Росприроднадзор сообщила после заседания городской депутатской комиссии начальник отдела экологии и природопользования Находки.
На сегодня ситуация не изменилась – судно в собственность РФ не передано. В марте нынешнего года стало известно, что Росприроднадзор требует с владельца контейнеровоза более 346 миллионов рублей за ущерб акватории: зарегистрированная в Гонконге компания-судовладелец Often Trading Company Limited не возместила эту сумму добровольно. На предварительное заседание в июле ответчик не явился. Следующее заседание, где собирались приступить к рассмотрению дела по существу, Арбитражный суд Приморья намечал на конец октября, но дело перенесли на 16 декабря: поступило ходатайство о привлечении третьего лица – страховой компании.
Сегодня контейнеровоз стал привычной частью панорамы у мыса Козина. Безнадёжно ржавый Rise Shine прочно сел примерно в 200 метрах от берега, прямо напротив посёлка Приисковый. Летом туристы и местные ходят до него на сапах и без труда поднимаются на борт. Рассказывают, что в хороший отлив к нему можно добраться и пешком. Кто-то оставался на ночь или немного пожить – не комфортно, но экзотично. Даже сейчас на ограждении палубной надстройки мёртвого судна полощется то ли полотенце, то ли коврик. С погибшего контейнеровоза давно сняли всё что можно, а палубную надстройку украшают граффити и просто набор слов.