Очередную программу по исследованию транспортной связанности, пассажирского потока и оптимизации общественного транспорта заказывает администрация Владивостока. Научная работа должна включать в себя математическую модель транспортного каркаса городского округа, перспективные маршруты и оптимизацию существующих с перспективой до 2030 и 2035 года. Потратить на это готовы около 20 млн рублей.
Разработку этой модели анонсировал вчера в Думе Владивостока вице-мэр города Максим Акульшин. По его словам, от результатов программы будет зависеть количество маршрутов и необходимых на них видов транспорта, новые направления, перспектива и множество других параметров. Вчера же опубликовали и контракт, начальная максимальная цена которого составляет 19,8 млн рублей. Подготовить научно-исследовательскую работу требуется до конца апреля 2025 года. Акульшин говорил, что её рассчитывают утвердить только к лету.
В техническом задании научно-исследовательская работа называется «Разработка документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам Владивостокского городского округа».
От проектанта требуется научно обосновать подходы к изменениям, основные направления и конкретные мероприятия по развитию общественного автомобильного и электрического транспорта во Владивостокском городском округе на период среднесрочной перспективы (до 2030 года включительно) и расчётный срок (до 2035 года включительно).
Также требуется разработать математическую макромодель транспортного каркаса с возможностью моделирования различных сценариев – изменение маршрутной сети, видов регулярных перевозок, загрузки элементов инфраструктуры и других параметров.
Требуется предоставить рекомендации по формированию муниципальных маршрутов регулярных перевозок с определением начальной максимальной цены контракта – а, собственно, под новые контракты с перевозчиками в 2025 году всё это и затевается.
Проектировщики должны предоставить список первоочередных мероприятий по организации дорожного движения на маршрутах общественного транспорта, в том числе план обустройства выделенных полос (которых во Владивостоке нарисовали несколько штук, а потом начали убирать). Полосы вводить планируется поэтапно, это тоже нужно указать. Последняя задача – разработка стандарта транспортного обслуживания населения.
Цели работы, в частности, заключаются ещё и в создании «эффективного мультимодального взаимодействия всех видов транспорта и «безбарьерности» транспортных связей», то есть создание транспортных узлов и пересадочных пунктов. Нужно снизить совокупные издержки людей на использование транспорта. Формулировка в документе сложная, но как будто нужно сделать так, чтобы на общественном транспорте стало быстрее, чем на своём автомобиле.
Администрация, в свою очередь, готова предоставить исполнителям всю имеющуюся информацию о фактическом состоянии сети пассажирского транспорта, данные по пассажиропотоку, выделяемые на общественный транспорт бюджетные ассигнования и всевозможные планы со стратегиями.
Оптимизировали транспортную систему Владивостока уже неоднократно. В 2018 году математическую модель готовили специалисты ДВФУ. В 2019 году Олег Гуменюк утвердил программу развития всей транспортной инфраструктуры, включая общественный транспорт за 80 млн рублей.
Напомним, в последний раз маршрутную сеть крупно меняли в 2019-2020 году. Тогда официально резко снизилось общее количество автобусов на линиях. Правда, мэрия объясняла, что фактически в этом отношении ничего не изменилось – уже тогда на городских маршрутах ежедневно работали 540-560 автобусов, а не 700, прописанных на бумаге. Отметим, что на ряд введённых изменений маршрутной сети горожане активно жаловались, часть из них удалось «откатить» назад.
В 2021 году ещё 28 млн рублей ушло на эскизный проект организации дорожного движения во Владивостоке. Автобусов не стало больше, а в 2024 году их количество на линиях уменьшается уже по независящим от моделирования причинам. Перевозчики жалуются на значительный отток кадров, подорожавшее топливо и запчасти. Всё это якобы делает пассажирские перевозки убыточными.