Во Владивостоке официально существует 600 км сетей ливневой канализации, построенной в разные временные периоды – от становления города до нынешних лет. Сколько существует ещё неучтённых линий, подобных коллектору под сухим фонтаном на площади, никто не в курсе. Администрация города в следующем году планирует потратить 25 млн рублей на разработку схемы водоотведения ливнестоков с описанием их структуры. На основании этих данных можно будет составить программу реконструкции или строительства новых линий.
Администрация Владивостока больше не считает строительство нетонущих ливнёвок «экономически нецелесообразным». Чиновники уже признают, что характер осадков в регионе изменился. Если раньше это были несильные, но затяжные дожди, то теперь у нас чаще гостят тропические ливни – короткие, но очень насыщенные. Значит, чтобы справляться с ними, нужна уже другая инфраструктура.
Как сообщает МЦУ, в городе функционирует более 600 километров ливневых сетей. Приоритетными направлениями являются строительство новых и реконструкция существующих сетей. При капитальных ремонтах дорог во всех районах города предусматривается строительство и реконструкция ливневой канализации. Например, в текущем году велись и ведутся работы на улицах Авроровская, Комсомольская, Героев Хасана, Пограничной и Батарейной, где обустраивают новые ливневые сети. «Это позволит улучшить отвод воды и снизить риски подтоплений», – считают в муниципальном центре. Правда, на одной только Иманской ливнёвку переделывали пять раз. А она всё тонула. Но после финальной попытки настолько сильных дождей больше не было, вероятно, её «боевое крещение» пройдёт уже в следующем году.
«Системы ливневой канализации любых конструкций не могут быстро справиться с большим количеством осадков во время ливневых дождей. В результате вода постепенно отводится по мере её поступления», – утверждают в мэрии. Нормативным является сход воды после прекращения сильного дождя в течение 1,5–2 часов, но не уточняется, откуда. На Фадеева, например, после летнего потопа вода уходила с улиц определённо дольше двух часов, а в подвалах домов и вовсе держалась несколько дней.
Но здесь уже, как говорят в администрации, другая проблема. Подтопление территории происходит за счёт поднятия из-под земли грунтовых вод, а затопление – из-за разлива рек, озёр, выпадения большого количества осадков. Это задерживает сход воды в районах, близких к водоёмам, хотя не объясняет феномен затопления, например, Пограничной или развязки у стадиона «Строитель».
В настоящее время на территории Владивостокского городского округа работают все сети ливневой канализации, построенные в различные времена – мы об этом писали. Причём в то время их строили с запасом. Отличный пример – не только упомянутые коллекторы царских времён на Светланской, но и, например, огромный «тоннель» под лестницей вдоль фуникулёра. Когда застройщик снял ступени, там обнаружился коллектор с трубой 800 мм для сбора воды (и дождевой, и многочисленных ручьёв) с сопки. За годы (а построили его в 1960 году) коллектор забился бытовым мусором – вряд ли его кто-то когда-то чистил. Вода давила стенки и вытекала свободным потоком на Пушкинскую. После расчистки и ремонта жалоб на подтопление Пушкинской не было.
В ответ на наш запрос о планах по реконструкции и включению в сеть ливневой канализации неучтённых коллекторов, в администрации Владивостока ответили, что рассматривается вопрос о разработке «Схемы города водоотведения ливневого стока Владивостокского городского округа». Правда, без уточнения сроков. Их озвучили 19 ноября на заседании комитета Думы Владивостока по бюджету, налогам и финансам, где рассматривали бюджет на 2025 год.
По словам вице-мэра Дмитрия Долгого, который курирует во Владивостоке дорожные работы, в бюджет заложено 25 млн рублей на двухлетний контракт со сроком исполнения в 2025-2026 году. Это разработка схемы отведения ливневых стоков ВГО.
В схему хотят включить описание структуры системы сбора, очистки и отведения ливневых вод на территории города. А это анализ действующих систем с указанием зон распространения, анализ технологических зон действия ливневых очистных сооружений, анализ территорий города, не охваченных централизованной системой ливневого водоотведения, описание ливневых коллекторов и сетей, сооружений на них, определение возможности обеспечения отвода и очистки ливневых вод на существующих объектах централизованной системы ливневого водоотведения.
В схему должно войти описание структуры сетей и их карта, сводные данные о параметрах, включая годы строительства, материал трубопроводов, тип прокладки, краткую характеристику грунтов; описание насосных станций на ливневых сетях, типов и количества сооружений на них (аварийных выпусков и т. д.). Также планируется описать процедуры диагностики состояния ливневых сетей и планирования ремонтов – текущих или капитальных, анализ парка строительной техники, используемой для ремонтных, строительных и эксплуатационных работ.
Требуется оценить показатели надёжности системы, определить существующий дефицит резерва мощностей сооружений, оценить воздействие сбросов ливневых вод через централизованную систему ливневого водоотведения на окружающую среду, описать возможности эксплуатации утилизации очистных отходов, сооружениях централизованной системы ливневого водоотведения, существующие технические и технологические проблем водоотведения.
Фактически город собирается проводить инвентаризацию, а на основании разработанной схемы уже будет возможное дальнейшее проектирование для последующей реконструкции сетей ливневой канализации, а также определить места под строительство очистных сооружений по бассейнам канализования.