В середине 2025 года во Владивостоке истекают сроки муниципальных контрактов на автобусные перевозки в пределах городского округа. Ещё четыре года назад планировалось, что перевозчики в городе перейдут на систему брутто-контрактов, то есть будут получать оплату по количеству фактически перевезённых пассажиров. Однако скорее всего перевозчики снова получат «традиционные» договоры, потому что на «брутто» у города нет средств.
В Думе Владивостока обсуждают проект бюджета городского округа на грядущую трёхлетку. Комитет по бюджету, налогам и финансам заслушивает планы администрации города и задаёт вопросы, подчас неудобные. Одной из таких «неудобных» тем стали городские автобусные перевозки.
Трёхлетние контракты были заключены в 2022 году, и в середине 2025 года их срок заканчивается. По словам заместителя главы Владивостока Максима Акульшина, на будущий год на городской автотранспорт заложено 850,22 млн рублей, в том числе – на заключение новых муниципальных контрактов и оплату по действующим контрактам.
«Действующие муниципальные контракты у нас истекают в середине 2025 года, – говорит Акульшин. – В связи с этим примерно весной мы должны будем запустить новую процедуру торгов, на которой выставим наши расчётные стоимости для оказания такой услуги. Средства на оказания услуги перевозки предполагаются действующим бюджетом, и исходя из этого финансирования мы будем рассчитывать те причитающиеся перевозчикам суммы, которые сможем включить в контракты. Что касается изменений, то город на месте не стоит – появляются новые микрорайоны и социальные объекты. Наша маршрутная сеть должна в определённой степени трансформироваться. Но для того, чтобы это было сделано качественно, мы, как и требуется по законодательству, планируем привлечь соответствующий научный институт к выполнению работы по созданию транспортной модели. И уже на её основе планировать наши торги на будущий период».
Только программу, по словам Максима Акульшина, сверстают в лучшем случае к лету, а торги должны пройти весной. Денежные средства на её разработку изыщут из собственных средств, из того, что удалось «наэкономить» на торгах. Сейчас. Если говорить о количестве техники по контрактам, то у нас в городе её излишек. Только вот фактический выпуск на линию падает, начиная примерно с апреля, и уже не закрывает даже базовую потребность. Разработка научно-исследовательского труда должна, в частности, определить и то, скольку, куда и какого транспорта должно ехать.
«У нас в стране есть несколько крупных и мелких институтов, которые такими вещами занимаются. Мы поговорили почти со всеми, определили важные для нас нюансы. Торги уже готовятся. В момент, когда потенциальный проектант предоставит нам хотя бы предварительные результаты, сколько и чего нам надо, мы сможем определить финансовую потребность и, конечно же, выйдем на корректировку бюджета. Сегодня о цифрах говорить преждевременно. Пока мы планируем ровно те же суммы, что были запланированы и на прошлый год», – сказал Акульшин.
Депутат Антон Савенко спросил, а что же с планами на «брутто-контракты». Решительные планы по переходу на них озвучивал год назад Константин Шестаков, а до него ещё и губернатор обещал.
«Мы всем руководством нашего города и края об этом мечтаем. Надеемся, что с помощью федеральных коллег когда-нибудь это случится, – ответил заместитель главы. – Но пока таких возможностей у бюджетов краевого и муниципального уровней просто нет. Сколько потребуется финансирования, зависит от того, на какую степень брутто мы планируем перейти. В идеале требуется в 10 раз больше, чем сейчас есть. Безусловно, такого финансирования нет и не будет».
То есть следующие контракты будут снова заключаться «привычным» способом, который уже давно показывает свою неспособность стимулировать перевозчиков хотя бы исполнять их условия. Но пока хотя бы не заложено повышение тарифов. Вице-мэр сказал, что несколько пакетов документов от перевозчиков с обоснованием необходимости очередного пересмотра тарифов в мэрию поступало. Когда накопится достаточное количество, профильный орган их рассмотрит и примет решение о необходимости и возможности такого повышения.
Привлекать водителей, конечно, тоже планируют. На «ВПОПАТ-1» предусмотрено повышение заработной платы. Водители сейчас получают на руки примерно 130-140 тысяч рублей. Муниципальный перевозчик владеет около 20% всех автобусов города. Как обстоят дела у коммерческих перевозчиков, Акульшин ответить затруднился. Отвечать на вопрос о мигрантах развёрнуто в присутствии прессы он тоже не стал. Ограничился формулировкой, что «проблемы с мигрантами возникли в том размере, в котором могли возникнуть».
Из хорошего – за последние несколько лет произошло существенное обновление транспорта. В лизинг берут 30 новых единиц. Эти машины должны получить не позднее второго квартала. Коммерческие перевозчики, которые по требованиям контрактов обновили свой автопарк, тоже получили больше 200 машин в общей сложности. Но и сегодня есть потребность в обновлении – транспорт стареет, ломается.
«С учётом нынешней ситуации обновлять транспорт непросто. Но мы надеемся, что обстановка стабилизируется, чтобы мы сохраняли как минимум уровень комфорта наших пассажиров. Средний возраст подвижного состава сейчас 4,5 лет. У нас несколько лет назад машины были в среднем десятилетние», – говорит Максим Акульшин.
Также согласована субсидия от краевого бюджета в размере 226,93 млн рублей именно на «транспортные расходы». Часть её (около 177 млн рублей) предварительно пойдёт на приобретение 10 новых автобусов. Правда, пока это окончательно не согласовано.