Световую инсталляцию «Часть чего-то большего» представили в «Ночь искусств» в общественном пространстве Третьяковской галереи во Владивостоке. Художница и преподаватель ДВФУ Влада Дуглас создала её из шести известных картин прошлого и позапрошлого веков, которые с помощью цифровых технологий объединились в завораживающую игру красок.
Чтобы показать зрителям инсталляцию, оконный проём в Третьяковке затянули полотном, на которое проектор выводил большую раму. Внутри рамы, выходя за её пределы, цветовые молекулы создавали волны. Одно цветовое сочетание сменялось другим. Рядом, на втором экране, одновременно сменялись картины с той же цветовой палитрой, которая высвечивалась на первом. Цветовые волны завораживали своим движением, и посетители, рано пришедшие на презентацию, садились на диванчики напротив экранов и, не двигаясь, подолгу следили за играми света.
Для инсталляции Влада Дуглас, художница и преподаватель магистерской программы ДВФУ «Цифровое искусство», использовала шесть общеизвестных картин 19-20 веков: «Золотая осень» И. Левитана, «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Демон» М. Врубеля, «Композиция VII» В. Кандинского, «Вихрь» Ф. Малявина и «Рожь» И. Шишкина.
Художница выбрала картины, которые находятся в Третьяковской галерее и легко узнаваемы всеми хотя бы на уровне ощущений, то есть «вшиты» в культурный код русского человека. Автор отметила и цепь преемственности, в которую включилось и современное творение: художники 20-го века вдохновлялись произведениями авторов 19-го столетия, а сейчас творцы 21-го века создают свои произведения на основе созданного в 20-м веке. И по всем параметрам новое произведение цифрового искусства, или диджитал-арт по-современному, стало частью чего-то большего.
Влада Дуглас рассказала о каждой картине и цветовых особенностях, привлёкших её внимание. Особо она отметила роль рамки, которая проецировалась на полотно и за границы которой выходит изображение, становясь чем-то большим, чем картина.
«Однажды на парах по философии я услышала невероятную для меня фразу, что в каждом определении содержится самоотрицание. И меня это вдохновило. Рождается ли искусство в рамке или выходит за его пределы? И для меня рамка стала таким важным элементом, из которого хочется выйти, выплеснуть. И здесь мне нравится, что частицы в какой-то момент выходят за пределы. Они её покидают и в какой-то момент исчезают вовсе».
Создавалось творение на игровом движке, с помощью программного обеспечения для разработки компьютерных игр. И по словам автора, это – тоже особенность произведения искусства, ведь создано оно в не предназначенной для этого программе.
«Это генеративный арт, - объяснила Влада Дуглас. - Он генеративен не потому, что он сгенерирован в нейросети, а потому, что он генерируется каждую секунду. Стоит компьютер, который просчитывает буквально каждую секунду этой работы. И каждая секунда, которую вы видите, уникальна. Потому что каждый раз изображение абсолютно новое, абсолютно другое. И, если можно так назвать, то это уже такое пространство, временное искусство, которое существует именно в этот момент, в этом зале, именно в эту секунду».
Зрители на презентации явно знали толк не только в искусстве в общем, но и в современных тенденциях. И потому после выступления художницы принялись фотографироваться на фоне экрана и с бликами современного диджитал-арта на лицах.