Создатель владивостокского локального бренда украшений Rising sun («Восходящее солнце») Маргарита Клименко стала лицом Молодёжной столицы. Говорит, обязанностей это звание не накладывает – только приятные моменты. Девушка создаёт украшения с приморским характером – здесь и морские звёзды, и застывшие в металле листики деревьев из лесов края, и коллекция, вдохновлённая чжурчжэнями. Маргарита занимается украшениями семь лет и рассчитывает только на себя – ни начальников, которые ставят задачи, ни зарплаты.
Мастерская
Мастерская Маргариты – в центре Владивостока, на Миллионке. Здесь высокие потолки, а большое окно смотрит на старый двор. Инструменты, материалы, ювелирные приспособления и немного украшений на полках.
Маргарита заправляет бензином горелку – начинается плавка. Она работает с бронзой, серебром, латунью – говорит, технически процесс ничем не отличается. Но любимый металл – серебро. Расплавленный кусок заливает в изложницу – это такая специальная форма. Полученный тонкий прут прогоняется сквозь валы. В них три отверстия – полукруглое, как классические обручальные кольца, квадратное, плоское.
Объясняя, Маргарита показывает, как всё происходит. Она обрабатывает металл в различной технике – гальванопластика, плавка, ковка. И делает не только кольца, конечно. Сейчас в работе – новогодние игрушки. Как она говорит, для тех, у кого всё есть. На столе разложены ажурные восковые формы – морская звезда, гребешок.
«Это ещё одна техника – изделие моделируется в воске, а потом заливается раскалённым металлом, который повторит форму воска. Игрушки будут с местным колоритом».
Такие хорошо передавать по наследству, что называется, на долгую память. На стене на доске – эскиз-расчёт ещё одной будущей работы – моносерьги:
«Её тяжело высчитывать – нужно пропорционально со всех сторон выверить по весу».
На подоконнике – лабораторный блок питания, главный инструмент для гальваники. Гальванопластика – электрохимический способ покрытия металлом предметов. Их устанавливают между медными или серебряными пластинами, и начинается процесс. Он небыстрый. Покрытием медью Маргарита старается заниматься дома – оно требует много времени и постоянного контроля. На украшении гальваническая медь выглядит розовой.
«А вот уже патинированная, – Маргарита показывает ещё одну вещицу. – Мы её погружаем в пары аммиака, и совсем другой вид».
Здесь же, в мастерской, четыре года проходят мастер-классы. Мужчины почему-то «схватывают» процесс гальванопластики быстрее – может, химия им была интереснее? Иногда приходят будущие молодожёны и делают кольца друг для друга.
«Мастер-классы – история единичная. Я не могу сфокусировать внимание больше чем на двух учениках. Много тонкостей: кто-то боится огня, кто-то при раскатке металла не ту толщину заряжает. Везде глаз да глаз».
Возможно, скоро учеников прибавится – Маргарита участвует в проекте социальных идей «Сверхновые 2:0»:
«Мой проект – лаборатория ювелирного дизайна, где мы с ребятами будем разрабатывать ювелирные коллекции, а потом представим их на выставке в День молодёжи. Это предмет моей гордости. Надеюсь, его поддержат, и всё получится».
Как всё начиналось
Как утверждают в одной передаче, любая история начинается с «Однажды». Однажды в интернете Маргарита увидела картинку – покрытый металлом лист с дерева.
«Мне это показалось настоящей магией. Начала вникать в технологию, и получилось. Ну и всегда возникает вопрос – а что дальше? Меднение – верхушка айсберга. Я точно знала, что начну серебрить, у меня этот процесс сразу пошёл как по маслу. Нашла ювелирные курсы, научилась паять и плавить. И так семь лет».
То, что для кого-то кажется магией, для другого остаётся картинкой в интернете – нужна всё-таки определённая предрасположенность. Маргарита давно ходит в походы, занимается туризмом, у неё есть «Приморский барс» – этот знак получают за покорение десяти самых высоких вершин в Приморье. А в таких походах смотришь и рассматриваешь – листья, цветы, деревья, всё вокруг. Что-то из походов она приносила домой. Сейчас природный материал для украшений – забота её и близких.
«Листья сушу, храню между книжными страницами. Дома по конвертам рассортированы целые гербарии. Вся семья на потоке – свекровь главный поставщик кленовых листьев. Материал можно найти где угодно».
Больше всего Маргарите нравится работать с листьями клёна ложнозибольдов – украшения получаются очень красивыми.
«Клён растёт везде, а вот ракушек, которые есть недалеко от пересечения трёх границ – России, Китая, Северной Кореи, – я нигде больше не встречала. Там мыс Островок Фальшивый рядом с посёлком Хасан. Вот с такими вещами стараешься работать».
Природные материалы, с которыми работает Маргарита, – приморские. Ракушки, растения, камни. Есть интересные вещи с горным хрусталём – он из Дальнегорска.
Поиски и ошибки
Поиск не всегда заканчивается удачей. Берёшь природный материал, пытаешься что-то с ним сделать и понимаешь – ничего не получится. Но и ошибки – тоже опыт:
«Первое, что я взяла покрывать, была пушистая ветка вербы. И это был провал. Мохнатые комочки процессу не поддаются – ушла масса времени, металла и нервов. Мхи, всё, что имеет пушистую, ворсистую поверхность, – всё плохо».
В гальванопластике две пластины работают по прямой, и если у предмета, как у ракушек, много выемок – внутрь заливают эпоксидную смолу, потому что медь туда не пойдёт. Не покрываются свежие цветы – только сухие, как листья. Маргарита очень хотела поработать с багульником, но эксперименты ничем не закончились. Высушить так, чтобы нежный цветок не потерял форму, не получалось, а живой токопроводящий слой на лаковой основе его просто «схлопывал».
«Листья клевера тоже покрыть невозможно. Вернее, покрыть можно, но получится очень ненадёжно, хрупко. А украшение должно быть комфортным в носке».
Чжурчжэни, или Наука и жизнь
Коллекция «Листья в металле» победила в прошлогоднем конкурсе «Лучший товар Приморья», а в нынешнем году победу одержала коллекция «Отражения».
Она сделана по мотивам предметов быта чжурчжэней, найденных при раскопках в Приморье. Эти кочевники жили в Х-ХV веках на территории Маньчжурии, Центрального и Северо-восточного Китая, Северной Кореи и Приморья.
На территории Дальнего Востока были найдены десятки зеркал. Именно они, а также другие предметы стали отправной точкой в создании «Отражений».
Зеркала были бронзовыми, и коллекция Маргариты тоже из бронзы – как мостик к людям, когда-то населявшим Приморье. Одна сторона зеркал чжурчжэней была отполирована, а другую украшали узоры – всегда разные.
«Есть научные публикации, я с ними знакомилась, – говорит Маргарита. – Есть зеркала в музее Арсеньева, большая коллекция в ДВО РАН. У них небанальная форма, восьмилепестковая».
При создании коллекции Маргарита использовала элементы, орнаменты, формы, придуманные чжурчжэнями. Но это не копирование – скорее, переосмысление. «Отражения» Маргарита придумала для Дальневосточного конкурса ювелирного дизайна, организованного Корпорацией развития Дальнего Востока и Фондом развития Республики Саха. И стала финалистом.
Маргарита говорит, что очень любит эту коллекцию, которая будет дополняться, «работать» дальше. Бренд вошёл в совместный проект с музеем Арсеньева и Институтом истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. «Отражения» и лекции учёных будут дополнять друг друга. А позже экспозицию хотят разместить в одном из крупных торговых центров.
Зеркал в коллекции как раз нет – есть серьги, подвеска, кольцо, браслет. Нужно сделать ещё шпильку, она отрисована, но пока не отлита. Маргарита говорит, это на следующий год, на выставку:
«Любой человек, любой художник делает вещи, которые ему органичны. У меня это любовь к Приморью и местной истории. Я много сотрудничаю с музеем Арсеньева, и как-то одно вытекало из другого».
Маргарита – социальный предприниматель, и бренд Rising sun напрямую связан с культурно-просветительской деятельностью. Через ювелирное искусство Маргарита рассказывает о местной природе и истории.
Что делает ювелир?
Из последних новостей – Маргариту включили в официальную бизнес-миссию в Китай в рамках всероссийской программы по развитию предпринимательства «Росмолодёжь. Бизнес».
Девушка учится много и постоянно. Сейчас осваивает ещё одно направление – арт, современное искусство. Это не про то, что можно носить. Здесь детали интерьера, сочетание живого и неживого, металла с природным материалом:
«Я люблю работать. Наверное, процесс этот длится 24/7 – если не работаю руками, то работаю головой. Мне нравится процесс появления чего-то из ничего».
Она справляется в основном сама, но для определённых проектов подключает помощников:
«Я ведь не умею всё на свете. Чтобы визуализировать идею, нужен художник. Нужен 3D- модельер, который по его рисунку воссоздаст объём и форму».
Маргарита ювелир, но говорит, это ещё вопрос, что можно считать ювелирным изделием. Она делает украшения:
«Вот гальваника не очень про ювелирку, даже с драгоценным покрытием. Сегодня ювелирное мастерство – широкое понятие. Это набор навыков, которые технически не отличаются, работаешь ты с латунью или серебром. Сейчас законодательная база особенно жёсткая в плане использования драгоценных металлов. И многие от этого уходят. Бывает вообще весело: называешь профессию, и человек начинает рассказывать про домашние залежи золотых украшений – не переделаешь?».
Тонкости сбыта и работа в одиночку
Любой предприниматель, в том числе ушедший в творчество, сталкивается со сбытом – иначе какое это предпринимательство?
У Маргариты – не поточное производство, поэтому маркетплейсы не подошли: больше потратишь на фотографов, чем заработаешь. История получалась слишком сложной: каждая вещь уникальна, и это, по словам мастера, требует тонны переписки. Удобнее оказалось работать через партнёрские сети:
«Есть ряд адресов в городе, где можно прийти, посмотреть, купить. И в музее Арсеньева тоже. Вживую быстрее и нагляднее. И человек знает, что второй такой вещи ни у кого не увидит – это технически невозможно».
Летом добавляется активная торговля – ярмарки, фестивали. На это время Маргарита нанимает продавцов.
Есть ещё личные связи, которые тоже «работают» – бренд сотрудничает с музеем «Вулканариум» на Камчатке, центром современного искусства «Маяк» в Южно-Сахалинске, представлен в крупном торговом центре в Хабаровске. Маргарита говорит, что расширяет географию, оставаясь в рамках Дальнего Востока:
«Ну и скоро на бывшей площади Семёновской от «Моего бизнеса» открывается павильон для предпринимателей и ремесленников. Я, получается, ходячая реклама этого центра. Я их очень люблю, они помогают и большим, и маленьким предпринимателям».
Маргарита отвечает за себя в одиночку – нет заданий и начальников, нет ежемесячной зарплаты. Но ей так комфортнее.
«Мне кажется, люди в принципе должны принимать больше ответственности за свою жизнь. Это касается не только работы. Есть много интересных проектов, в которых я бы поучаствовала – вижу, как это можно интересно реализовать. Но я плохо представляю возвращение в офис. Хотя на последнем месте работы директором торгового предприятия в подчинении было человек 12. Но мысль о том, что я вернусь в жёсткий график и буду отчитываться перед кем-то, мне доставляет большой дискомфорт».