В четверг, 10 октября, в Нагорном парке в рамках проекта «Авангардисты Владивостока» собрались основатели крупнейших российских глянцевых изданий, известные кураторы, художники и предприниматели. Все приехали во Владивосток, чтобы посмотреть на открытие нескольких инсталляций, первого в дальневосточной столице паблик-арта на плёнке и фотовыставки. Богема и журналисты прогулялись по популярному в народе месту отдыха и со сложными лицами поговорили о владивостокских ветрах, предпринимателях и авантюристах. Сами же местные жители могут взглянуть на арт-пространство под открытым небом в любое время – инсталляции останутся в парке до тех пор, пока сама стихия их не уничтожит.
Презентация предметов искусства должна была пройти сегодня вечером – то ли в 18:00, то ли в 19:00, однако в последний момент её перенесли на более раннее время, так что бегущий впопыхах на самую высокую точку Нагорного парка корреспондент Новостей VL.ru заметил, как художники ровно в такой же спешке украшали деревья инсталляциями и вставляли в землю флагштоки для фотовыставки.
«Авангардисты выше. А мы – вот всё, что ниже, и вот тут. Мы с авангардистами не связаны. У нас своё. Это такой ветролов – это инсталляция, которая взаимодействует с ветром и светом. Если ночью на неё светить фонарём, она будет отражать свет», – рассказала участница объединения «Пятый порт» Аня. По итогу оказалось, что и эти инсталляции имеют отношение к так называемым «Авангардистам» – проекту, старт которому дали как раз вчера. Но об этом мы расскажем дальше, а сами художники не обязаны знать, в рамках каких проектов они творят, – это работа кураторов, они все как раз собрались выше, на видовой части парка, на открытии-презентации.
На самой высокой точке Нагорного парка было пёстро – здесь собралось небольшое количество людей либо в яркой, либо в кричаще строгой одежде. Среди прочих можно было узнать Александра Перепелкина – основателя первого в России глянцевого диджитал-издания The Blueprint, современного художника, которого зовут Евгений Чес, продюсера арт-платформы «Порт приписки Владивосток» Марину Баринову и основателя группы компаний DNS Дмитрия Алексеева.
Лица других гостей были уже не так известны, но на вопрос Марины Бариновой «Кто не из Владивостока?» почти все подняли руки. Именно в этот момент стало понятно, в чём же суть проекта «Авангардисты Владивостока», о котором до этого говорили довольно размыто. На вершине Нагорного парка собрали представителей креативных индустрий и меценатов с запада, видимо, чтобы отсюда они взглянули на Владивосток по-новому и всем рассказали, что наш город в авангарде.
Символично, все они выстроились перед презентуемой сегодня кинетической инсталляцией «Дисковый ветер». По словам авторов, двигаясь за счёт ветра, её металлические детали «напоминают динамику космических аккреционных дисков» – вызывают ассоциации с космическими процессами и заставляют задуматься о природе движения.
Во вступительной речи Марина Баринова поприветствовала и поблагодарила поднявшихся на вершину местных предпринимателей Дмитрия Алексеева и Илью Сухих и «московских затейников», которые позволили быть арт-пространству в одном из лучших мест отдыха Владивостока, позволяющих взглянуть на него по-новому. А после слово дали одному из тех самых предпринимателей.
«Я с большой благодарностью к нашим предпринимателям, потому что они откликаются на все авантюры, а у нас город авантюристов – он был создан ими. И эту ДНК мы несём дальше. Спасибо, что вы приютили наш ветровой диск – я думаю, что это какие-то новые подходы, которые мы могли бы вместе в общественных пространствах реализовывать – предпринимательское сообщество и художники», – предложил основатель ресторанов Zuma и «Супра» Илья Сухих.
После вступительных речей все отправились на прогулку по Нагорному парку. Продолжая вести светские беседы о вайбе Владивостока и интересных экспозициях в музее Арсеньева, пёстрое облако из важных гостей вначале спустилось к известному гроту Хозяина горы, а затем, оглядываясь на необычной формы куски ткани, и к основной площадке Нагорного парка. Летящие инсталляции, за установкой которых ещё недавно наблюдал корреспондент, уже были готовы, они тоже оказались о Владивостоке и о ветре.
«Мы хотели создать впечатление лёгкости и уловить ветер с помощью графики, с помощью тканей. Здесь 8-10 авторов – кто-то проявился буквально на полотнах, кто-то в форме объектов, кто-то – в своей манере», – объяснил представитель сообщества «Пятый порт» Кирилл. Сами объекты звенят колокольчиками или необычными формами развеваются на ветру по всему Нагорному парку. «Путь ветра» – это самая масштабная инсталляция из представленных.
Закрываясь от вездесущего ветра и прислушиваясь к создаваемым им звукам, гости спустились к ещё одной инсталляции, вернее, паблик-арту известного художника по имени Евгений Чес под названием «Полосатый ветер». Долго гадать, что изображено, не приходится – между деревьев Нагорного парка прячется граффити с тигром. Можно сказать, что Евгений Чес прославился благодаря своим граффити животных на натянутой между деревьев прозрачной плёнке. При чём тут ветер, не очень понятно, вероятно, при том, что природная стихия тоже является частью паблик-арта – с движением ветра и течением времени тигр будет потихоньку меняться, из-за них же в какой-то момент прекратит своё существование. Плёнка – вещь недолговечная.
Финальным аккордом прогулки по арт-пространству стала фотовыставка «Город ветров». Фактически для горожан она, наоборот, является открывающим элементом цикла арт-инсталляций и пространств – она же подводит к основной мысли. На флагштоках установлены фотографии, красной нитью через которые проходит идея о том, что Владивосток – город ветров. Где-то ветер играет с волосами девочки, сидящей на улице за пианино, где-то он как будто несёт вперёд мощный корабль. Отражаются и перетекают одно в другое изображения в установленных на таких же флагштоках зеркалах, а где-то с обратной стороны прозаические тексты поэтической силой напоминают о том, что ветер – это символ ритма, движения, силы, пробуждения и воздушного пространства мысли и действия.
Заиграла флейта, гости разошлись рассматривать фотографии, общаться о делах насущных друг с другом или просто за чашечкой кофе, а корреспондент Новостей VL.ru поднялась на самый верх – туда, откуда начинался весь путь, чтобы посмотреть, заинтересовала ли кого-то новая инсталляция. Людей наверху не было от слова совсем, зато даже на самой верхней точке Нагорного парка были слышны звуки флейты, доносившиеся с мощными порывами ветра.