Три пожарных поезда привезли на горящие склады в Уссурийске 360 тонн воды. 20 человек из караулов бок о бок тушили пламя с МЧС. Один из них примчался из Владивостока. Корреспонденты Новостей VL.ru побывали на базе Владивостокского отряда ведомственной охраны на Дальневосточной железной дороге.
Пожарный поезд состоит из вагона-насосной станции и двух цистерн. Помимо этого, состав оснащён всем необходимым для тушения: насосами, пожарными рукавами, баллонами с воздухом для работы на задымлённых участках и установкой для тушения пожара «Пурга», которая способна выстрелить пеной более чем на 30 метров. Один такой состав может беспрерывно работать около четырёх часов на пожаре, независимо от его категории.
«В поезде есть переносные мотопомпы, мы можем заправлять оперативно и работать беспрерывно. Караул, который заканчивает работу, мы сменяем прямо на месте чрезвычайной ситуации. Когда подъезжает МЧС, учитывая, что ёмкости на пожарной машине ограничены, спасатели подключаются к пожарным поездам, и мы параллельно работаем. На серьёзном пожаре одними ручными стволами не справиться. Одновременно необходимо с разных сторон бороться для того, чтобы ликвидировать пожар. Все силы, которые есть, подключаются и сообща работают», – рассказал Магомед Абакаров, начальник Владивостокского отряда ведомственной охраны железнодорожного транспорта России.
Несмотря на то, что поезд имеет всё, чтобы справиться с пожаром, сам он от огня не защищён. В пламя он не заезжает и всегда находится поодаль. Главная его задача – доставка воды на место происшествия. Заправляется такой состав около трёх часов. На станциях поезда стоят уже заполненные водой, укомплектованные всем необходимым и готовые к выдвинуться на место пожара в любой момент. В каждой из двух цистерн состава по 60 тонн воды. Обычная пожарная машина перевозит в среднем 3-8 тонн воды за один раз.
«Чтобы подать воду из цистерны, используется мотопомпа либо сливное устройство, которое находится под вагоном, третий вариант – это самотёк. Также вода может подаваться с одной и другой стороны состава, если, например, загорелись шпалы», – объясняет Геннадий Кислов, пожарный, и. о. начальника караула.
В Приморье пожарных поездов семь, они находятся на Первой Речке во Владивостоке, в Уссурийске, Находке, Смоляниново, Ружино, Сибирцево, Гвоздево. Составы расположены по территории края таким образом, чтобы районы выездов у них максимально составляли до 160 километров. Поезд мчится на вызов со скоростью до 140 километров в час, для него освобождают пути от пассажирских и грузовых составов.
«На станции Уссурийск у нас была течь из цистерны авиационного топлива из-за негерметичности нижнего сливного прибора, – вспоминает Дмитрий Кошубаров, начальник сектора пожарной безопасности. – Авиационное топливо – это опасный груз, поэтому пожарный поезд выезжал туда, мы пенообразователем место изолировали, чтобы предотвратить возникновение пожара, и контролировали работу железнодорожников по устранению этой течи. В Ружино как-то было задымление полувагона с углём. Уголь тоже является опасным грузом, потому что может самовозгораться при неправильном хранении и транспортировке. Чрезвычайные ситуации участились при перевозке сжиженных газов. Не так давно наш стрелок, проходя мимо вагонов, почувствовал характерный запах пропана и обнаружил, как из одной цистерны происходит утечка».
Караул пожарного поезда дежурит сутками. Каждый рабочий день проходят тренировки по работе в экстремальных условиях. В свободное от пожаров и тренировок время сотрудники могут заниматься хозяйственными делами. Когда приехали корреспонденты Новостей VL.ru, члены караула красили забор и наводили порядок на территории.
Однако после того, как поступил звонок от МЧС, у караула есть 10 минут, чтобы собраться и выехать на место происшествия. В пожарном поезде работает шесть человек: начальник, моторист, отвечающий за подачу воды и работающий в вагоне-станции, и четверо пожарных. Работать на пожарном поезде может любой мужчина, который прошёл медкомиссию и отучился на базе отряда ведомственной охраны – других требований нет.
В этом году поезда совершили семь выездов на пожары, три из них – в Уссурийск. На горящих складах в Уссурийске работало 20 человек и три пожарных поезда. Первый состав прибыл из депо Уссурийска через полчаса после вызова. Когда вода в нём закончилась, на его место приехал поезд из Сибирцево, а следом пришёл состав из Владивостока. Это, во-первых, сэкономило время, а во-вторых, пожар в Уссурийске по своей сложности требовал максимального участия всех возможных составов. В тот день в общей сложности поезда привезли 360 тонн воды.
Напомним, пожар на складах в Уссурийске начался днём 18 сентября. Первые огнеборцы прибыли уже через пять минут после вызова. Они работали по повышенному, третьему рангу пожара. Тушение осложнялось наличием на складах лакокрасочных жидкостей и малолитражных газовых баллонов.
Пожар потушили вечером в четверг, 19 сентября. По уточнённым данным, огонь полностью уничтожил четыре склада с хозяйственными товарами и повредил административно-бытовое здание на общей площади 3000 кв. м. Дознаватели МЧС и эксперты испытательной пожарной лаборатории проводят проверку и устанавливают причину возгорания. Никто не пострадал. Всего в тушении было задействовано 119 человек, 30 единиц техники и три пожарных поезда.