Этот объект неизменно притягивает взгляд всякого, кто проезжает по Народному проспекту: монументальный по величине, немного мрачный и точно не заурядный. Зерновой элеватор давно заброшен и не работает. Здание это отнюдь не старинное и не является памятником истории. Однако, по мнению специалистов, несмотря на то, что это довольно-таки рядовое сооружение, и таких по стране и по миру множество, оно может представлять интерес для города как объект истории промышленной архитектуры.
По данным печатных источников, объект построен в 1968 году. И, судя по всему, стройка велась по типовому проекту, причём в непосредственной близости от железной дороги. Зерновой элеватор – сооружение, предназначенное для хранения, сушки и переработки зерна. Обычно они состоят из рабочего здания, силосных корпусов (у нашего – это такие огромные бетонные цилиндры), устройства для погрузки и выгрузки зерна, зерносушилки и т. д.
Интересно, что сооружение построено на том же самом месте, где находилась мельница, возведённая ещё в начале ХХ века русским предпринимателем Иваном Васильевичем Кулаевым. Он был крупным промышленником, учредителем «Русского мукомольного товарищества», в управлении которого было множество мельниц в Маньчжурии, Сибири и Приморской области.
В своей автобиографической книге «Под счастливой звездой. Записки русского предпринимателя. 1875–1930» Кулаев писал: «Во Владивостоке «Русское мукомольное товарищество» выстроило шестиэтажную железобетонную мельницу, которая могла перемолоть в крупчатку 8 тысяч пудов зерна в сутки. Постройка этой мельницы обошлась товариществу в 1 миллион золотых рублей».
Кулаевская мельница, увы, не сохранилась. Но место это с элеватором – можно сказать, намоленное.
Элеватор, построенный в 1968 году, работал, судя по всему, до начала 2000-х. Сейчас о том, что там внутри, говорят только фото, сделанные энтузиастами – любителями заброшенных производств. Остановившиеся навсегда ленты транспортёров, переплетения труб, лифты, пульт управления – всё это останки высокомеханизированного мукомольного производства.
Любопытно, что практически такое же сооружение было полностью восстановлено в 2017 году в Уссурийске – причём в своей первоначальной функции, и, судя по всему, продолжает успешно служить людям и производству.
В мире подобных заброшенных элеваторов, ставших нерентабельными или морально устаревших, – великое множество. Но до последнего времени, а нередко и в наши дни, они воспринимаются как «индустриальный хлам», от которого можно и нужно избавляться. Но в последние десятилетия к ним стали присматриваться.
И вот наряду с проектами реновации заброшенных заводских, портовых и других промышленных территорий появилось множество интересных проектов реконструкции элеваторов, их реновации, приспособления под самые разные функции.
Уже написаны десятки научных статей – как об исторической, так и об архитектурной ценности таких объектов, обобщается опыт использования и проектирования на их базе чего-то нового. Специалисты отмечают самобытность этих сооружений, нередко они являются архитектурными доминантами территорий, важным элементом привычной городской среды. Говорят также об экономической и экологической целесообразности ревитализации. Один из аргументов, к примеру, – пощадить природу и избавить окружающую среду от сотен тонн демонтированного бетона, построив на базе имеющегося сооружения что-то нужное.
Так вот, один из самых ярких примеров – приспособленный под музей портовый элеватор в Кейптауне (ЮАР). Здесь на базе сохранённых силосных башен созданы выставочные залы, образовательные зоны, реставрационные мастерские, центр перформанса и даже атриум – пространство с остеклённой надстройкой.
«Основным аргументом для реконструкции элеватора стало его выгодное местоположение, а также то, что здание играет важную роль в формировании визуального образа города», – пишет в своей статье, посвящённой реновации элеваторов, профессор Государственного университета землеустройства (Москва) Лариса Петрова.
В Йоханнесбурге (ЮАР) элеватор реконструировали в студенческое общежитие, разместив на 11 этажах здания 375 одноместных комнат. В цилиндрических силосах пробили окна, технические помещения надстроили, создали интересные фасады. Именно такое решение было обусловлено тем, что в городе остро не хватало жилья для студентов, как во Владивостоке, кстати. Кроме того, снос элеватора выливался в гигантскую сумму, плюс строительство на этом месте нового здания. А вот реконструкция стоила в десять раз дешевле нового строительства.
Ещё один успешный проект реализован в Копенгагене: на базе бывшего портового элеватора создан жилой комплекс The Silo на 39 квартир. Здесь же разместились ресторан и видовая площадка. Исследователи подчёркивают: вертикальный объём объекта всегда был неотъемлемой частью архитектурного облика города, в некоторой степени даже его кодовый элемент.
«Для архитекторов, проектирующих The Silo, важен был факт ревитализации индустриального наследия, позволяющего сохранить историю города, превращая в общественном сознании так называемый промышленный мусор в архитектурно ценные и социально важные объекты», – пишет профессор Лариса Петрова.
Одним из первых примеров преобразования зерновых элеваторов стал проект реконструкции 1980 года в городе Акрон (США). Он был приспособлен под отель при университете. Силосный корпус перепланирован в уютные номера с лоджиями круглой конфигурации. Элеватор сохранён как памятник истории американской агропромышленности.
Совершенно новая жизнь была дана бывшему зерновому элеватору в городе Оулу (Финляндия) – в 2014 году здесь появился многоквартирный жилой дом с просторными квартирами и стильными лофт-интерьерами, напоминающими о промышленной истории здания. Причём внешний образ силосов решено было сохранить.
К сожалению, в России подобного опыта практически нет. В 2020 году завершена реставрация здания элеватора в Новороссийске, который имеет статус объекта культурного наследия и являлся в своё время одним из крупнейших в мире (построено в 1894 году). Исследователи и общественность отмечают высокое мастерство проведения работ. Однако здание пока так и осталось закрытым для жителей и туристов, никаких выставочных залов там создавать не предполагается.
По данным автора статьи в журнале «Вопросы всеобщей истории архитектуры» Евгения Мосиенко, не функционируют и разрушаются элеваторы Челябинска, Самары, Черкесска, демонтированы элеваторы в Иваново, Краснодаре, Нижнем Новгороде.
Борются за сохранение элеватора, внешне напоминающего средневековую крепость, в Самаре. Здесь вокруг сооружения кипят настоящие страсти. Самарский архитектор Ира Фишман называет это здание шедевром архитектуры брутализма, своеобразным маркером территории и доминантой речной панорамы, отмечает выразительность его силуэта.
К слову, элеватор построен, можно сказать, недавно, в 1980 году. Новый собственник решил возвести на его месте жилой комплекс и в феврале 2023 года начал демонтаж силосных башен. Общественность, активисты Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) вступились за объект, снос остановили. Спор за судьбу объекта перешёл в судебные инстанции – ВООПИК настаивает на включении здания в список объектов культурного наследия, что защитит его от сноса, областное управление госохраны объектов культурного наследия против такого статуса, говоря о банальности сооружения. Собственник уже готов продать объект, обменять или снести – в случае, если не признают памятником.
Какова судьба владивостокского элеватора – пока не ясно. По данным Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок, на котором расположен элеватор, находится в собственности ООО «Центр-СВ». В компаниях, прямо или косвенно связанных с собственником, уклончиво говорят, что собственники – люди не публичные, и комментариев не дают. А жаль, ведь объект этот настолько заметный и общественно значимый, что не замечать его и не говорить о его судьбе уже невозможно. Особенно на фоне того, что немало подобных объектов по стране уже снесено.
«Очевидно, первое, что необходимо сделать при принятии решения, – оценить состояние конструкций, можно ли с элеватором работать, – считает Павел Казанцев, профессор кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ. – Если в нормальном состоянии – я бы предложил провести архитектурный конкурс на варианты реновации элеватора. В архитектурной практике есть много удачных примеров преобразования промзданий в общественно-культурные центры и даже в жилые здания».
Идею сохранения и бережной реконструкции мельницы на Народном проспекте поддерживают и другие эксперты.
«На мой взгляд, подобные объекты достойны того, чтобы их сохранять и восстанавливать – скорее всего, конечно, в каком-то другом качестве, – говорит главный архитектор SPI Planning Group, член градостроительного совета Приморья Кирилл Солгалов. – Нередко такие сооружения представляют ценность прежде всего для сохранения идентичности города и того места в городском пространстве, где они размещены. И наш элеватор как раз в их числе. Как пример ревитализации (раскрытие новых возможностей старых объектов. – Прим. ред.) и уважительного отношения к подобным территориям можно привести объекты ткацкой мануфактуры XIX века в Наро-Фоминске в Подмосковье. Конечно, эстетика промышленных объектов своеобразна, она значительно отличается от архитектурных образцов, которые мастера специально продумывали и украшали. Здесь речь шла о создании функционального объекта, построенного с позиций технологической логики – но в этом есть своя красота и эстетика».
Действительно, бывшая заброшенная промышленная зона в Наро-Фоминске превращается в интересный район с лофт-апартаментами, торговыми центрами и другими общественными пространствами.
И это далеко не единственный пример сохранения и переосмысления подобных территорий. В том числе во Владивостоке (фабрика «Заря»). Элеватор в этом смысле не менее ценен в силу экзотичности облика. Вчера это мог быть «молодой и рутинный объект», а сегодня – уже история, ценная для города.
Впрочем, есть и скептики.
«Сохранение элеватора? Нет, думаю, на сегодня во Владивостоке есть гораздо более ценные объекты и актуальные проблемы их сохранения, – убеждена известный эксперт в области охраны памятников истории и культуры, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Анна Мялк. – К примеру, прямо сейчас нависла реальная угроза уничтожения вида на бухту Золотой Рог со стороны улицы Светланской и композиции памятника погибшим морякам торгового флота, неразрывно связанной с морской панорамой, – в связи со строительством пятиэтажного здания рыбного рынка в районе опоры моста. Что касается элеватора – это, скорее, ординарное промышленное здание».
Однако историки – также за сохранение сооружения.
«В любом случае, несмотря на отсутствие охранного статуса, с архитектурной и исторической точки зрения владивостокский элеватор имеет куда большую ценность, чем активно возводимые высотные жилые бетонные коробки, обшитые сайдингом или того хуже – стеклом, – считает Роман Авилов, доктор исторических наук, автор более сотни научных статей и монографий об истории Владивостокской крепости и военной истории российского Дальнего Востока, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. – Хотя бы потому, что он в городе один, а ужасного вида бетонных коробок, уничтожающих последние остатки вида на сопки и с сопок, то есть главный ландшафтный ресурс Владивостока как туристического города, великое множество. Давно уже очевидно, что в архитектурном смысле бетонные коробки, обшитые сайдингом или стеклом, Родиной быть не могут. Они везде одинаковые, и в России, и в Европе, и в Азии. Подобных элеваторов же в России куда меньше, и у многих представителей старшего поколения они ассоциируются с мощью и величием послевоенного СССР – страны-победительницы во Второй мировой войне».
Безусловно, вопрос – сохранять или сносить элеватор – может иметь разные ответы и мнения. В любом случае, сейчас важно хотя бы начать общественную дискуссию, узнать мнение жителей, экспертов, собственников. Пока не поздно, и пока это брутальное здание безвозвратно не утрачено.