В воскресенье, 15 сентября, на площадке Порохового погреба № 13 на Русском острове состоялась премьера концерта-сюиты «Крепость» Сергея Филатова в исполнении симфонического оркестра и большого академического хора. Это знаковое событие должно было произойти ещё вчера, но дождь испортил планы и заставил перенести концерт на утро воскресенья. Несмотря на перенос и раннее время, на премьеру смогли добраться более 250 зрителей, наградой для которых стала ещё и отличная погода. Глава Музея Арсеньева Виктор Шалай, представляя сюиту, назвал её первой попыткой языком высокой музыки описать историю Владивостокской крепости, которая «строилась не для войны, а для сохранения мира».
Как мы помним, 2024-й объявлен в Приморье Годом Владивостокской крепости. По сему поводу в течение всего года во Владивостоке проходят разные примечательные мероприятия, как, например, выступление 22 июня на Форте № 1 ансамбля древнерусской музыки «Сирин» с произведением «Небесный Иерусалим».
Очередным праздником для всех горожан стал фестиваль на площадке у Порохового погреба № XIII, назначенный на 14 сентября. Для его гостей экскурсовод Лариса Дударовская выступила с лекцией «Чему военные инженеры могут научиться у насекомых», кандидат исторических наук Николай Воронцов рассказал о проекте развития Приморья, а доктор исторических наук Роман Авилов – о тех, кто строил крепость на острове Русский.
Также можно было поучаствовать в мастер-классах от музея, Третьяковки во Владивостоке, Школы дизайна и архитектуры ARCHi. Из кинетического песка и гипсовых «кубиков» дети строили собственные форты и батареи, придумывали открытки с видом крепости, участвовали в музыкальных экспедициях в тёмное хранилище таинственного погреба. Конечно же, гостей проводили с экскурсией по тоннелям погреба, рассказали подробнее про пять бетонных туннелей у моря и маленькую железную дорогу, а также устроили мастер-класс по колокольному звону.
Однако суббота выдалась дождливой и неожиданно очень холодной, поэтому ключевое событие – вечернюю премьеру сюиты «Крепость» – пришлось перенести на 10:00 воскресенья. Организаторы понимали, что для многих купивших билеты этот перенос неудобный, но ещё меньше хотелось, чтобы зрители испытывали дискомфорт из-за суровой погоды. И действительно, сегодня над пороховыми погребами вышло очень дружелюбное солнце. А для удобства из центра города в 09:00 запустили бесплатный шаттл.
В итоге в «зрительном зале» на берегу Новика собралось не менее 250 гостей. Глава Музея Арсеньева Виктор Шалай поблагодарил всех за то, что нашли время в воскресное утро ввязаться в «историческую авантюру». И напомнил, что фестиваль «Владивостокская крепость» начали на этом же погребе год с небольшим назад с потрясающей постановки сюиты Карла Дженкинса Adiemus.
«Полтора года назад при поддержке Фонда культурных инициатив мы начали серию музыкальных событий на объектах Владивостокской крепости, которые должны вписать крепость в вашу повседневную жизнь, в жизнь города. Все эти когда-то военные бастионы отданы сейчас для мирной жизни. Их много, они разные, находятся в разных местах. И нам нужно было придумать им новый сценарий жизни. Нам показалось, что музыка – тот самый жанр, который поможет нам перестроиться с военного, милитаристского лада на лад повседневной доброй, хорошей, красивой жизни», – объяснил Виктор Шалай.
Он представил композитора Сергея Филатова, назвав его главным героем этого события, а также симфонический оркестр Радио «Орфей» (художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный артист России Сергей Кондрашёв) и Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Радио «Орфей» (художественный руководитель – народный артист России, профессор Лев Конторович). Объявил дирижёра, художественного руководителя постановки Дмитрия Волосникова и специального гостя, заслуженную артистку России Ирину Апексимову. С этого концерт начался.
По словам директора музея Виктора Шалая, его ожидания от фестиваля оправдались. И дело даже не в том, что концерт всё-таки состоялся.
«Главным во всей этой затее был не концерт, а определение миру самостоятельного музыкального произведения, которое было написано специально для Владивостока и о Владивостоке. О крепости. Это было сверхзадачей, сверхцелью нашего фестиваля. Всё это время, пока год шли музыкальные события, композитор Сергей Филатов писал эту сюиту. Важный для нас день: публичная презентация, но не менее важно, что она уже, как мы видим, нашла место в сердцах людей. Потому что это действительно первая попытка языком высокой музыки описать историю города Владивостока. Хороших симфонических произведений нашему городу посвящено до обидного мало или не посвящено вообще. Владивостока на музыкальной карте мира, можно сказать, нет. Целью этого фестиваля было вписать его туда. Вы слышали тексты Элеоноры Прей, видели уходы в допетровскую Россию, торжество трубача, который отсылает нас к ритуалам жизни в военном городе. Это первая попытка собрать художественный музыкальный образ Владивостока. Надеемся, что наш эксперимент оценит широкий слушатель и выберет для себя любимую часть», – поделился мнением Виктор Шалай.
«Русский человек на Русском острове играет русскую музыку. Что-то в этом есть, – подтверждает композитор Сергей Филатов. – Солнце, океан. Город-крепость, страна-крепость – то, что надо».
Сам композитор считает перенос премьеры на утро прекрасным решением. Потому что концерт в 10 утра – это идеально. Однако были, конечно, и те, кто не смог приехать на остров во второй раз.
«Мы вчера приехали с подругами, но сегодня они не смогли, я приехала одна. Обещала отправить им видео. Сама сюита очень понравилась, считаю, что талантливый композитор написал её. И звучание на свежем воздухе, когда музыка разносится во все стороны, ветер аккомпанирует произведению, связанному с морем, с Владивостоком – это чудесно», – говорит Екатерина Пригоровская.
Впрочем, все, кто сегодня добрался, остались очень довольны и поддержали перенос.
«Нам очень понравилось. Вообще мероприятия на исторических объектах воспринимаются как-то очень мощно. Я всегда с предвкушением приезжаю, это такая радость, какое-то приключение. Вчера мы тоже мчались в дождь, жуткие пробки. Доехали, но слава богу, что всё перенеслось на сегодня. Сегодня это воспринималось ещё более радостно. Думаю, и музыкантам игралось легче. Я сама занималась музыкой, знаю, что такое в холоде сидеть. Сегодня они показали больший максимум, чем могли бы дать вчера, – поделилась впечатлениями зрительница Мария Степанова. – Мы всегда ходим с детьми, с животными, с родителями. Чтобы впитывать эту энергетику, делиться своей энергией. Желаю, чтобы таких мероприятий было больше. Учитывая, что сейчас такие переломные времена, должно быть больше классики, больше чего-то русского, больше чего-то значимого для молодёжи, для людей».
Кто-то приехал поздно и застал только самый конец, но всё равно остался доволен. Таких пропускали без билетов.
«Мы только приехали, а мероприятие уже заканчивается, застали 5-10 минут. Но даже за непродолжительное время всё очень понравилось. Если бы знали, приехали бы заранее, и к 9, и к 8. Потому что очень понравилось. Даже маленькому ребёнку было интересно слушать», – поделился мнением житель Владивостока Алексей Яворский.