Новости Владивосток

«Главное в кино – умение выкрутиться»: художник по костюмам, супруга Балабанова, рассказала зрителям из Владивостока, как сказка и быль уживаются на съёмках

«События» Меридианов Тихого подготовили для владивостокцев несколько интересных встреч в рамках своего кинолектория. И первой гостьей стала художник по костюмам Надежда Васильева. В её фильмографии больше 40 картин, за три из которых Васильева удостоилась премии «Ника». Она создавала образы в большинстве фильмов своего супруга Алексея Балабанова – например, подобрав для Сергея Бодрова запоминающийся свитер из «Брата». Она же воплощала во плоти героев киносказок, которые в последние годы снова и снова оживают на больших экранах страны.

Лекторий в рамках программы «События. Меридианы Тихого» начал работу в субботу, 14 сентября, в общественном пространстве Третьяковской галереи (Алеутская, 15). Как ранее писали Новости VL.ru, вход на площадку бесплатный – требуется лишь предварительная регистрация.

Визит Надежды Васильевой во Владивосток стал не первым – например, в 2017 году она прибыла сюда вместе с режиссёром Алексеем Учителем. Тогда же горожанам представили 30-минутный фрагмент их киноленты «Матильда» (как раз в нём работа художника по костюмам удостоилась премии «Ника»). Очередная встреча в нашем городе прошла под барабанную дробь дождя за дверью – погода получилась практически «питерская», а атмосфера в помещении напоминала небольшой кинозал.

Сказочная пора

Над новыми русскими сказками Васильева работает уже несколько лет подряд – начиная с 2019-го, – и во Владивосток она привезла три чемодана волшебных костюмов. Получилась небольшая выставка – здесь и показанный весной 2024-го «Летучий корабль» (6+), и образы из сказки «Огниво» (6+), которой только предстоит выйти на экраны в октябре. 

«Авторы сценария решили, что это «Огниво» по мотивам Андерсена, и сочинили свою сказку. А мы с коллегами и с моим соавтором Олей Михайловой придумали, что господин Ганс Христиан Андерсен приехал в Россию, увидел все небылицы нашей страны, все штуки, которые происходят ни с того ни с сего, с божьей помощью, и написал своё «Огниво» на нашей земле. И мы эту сказку, которую он написал тогда здесь, в России, сейчас воплощаем на экране», – рассказала художник по костюмам Надежда Васильева.

Небольшой спойлер для зрителей: от Андерсена в этой истории остались только солдат и огниво. Собак, например, заменили гмуры (напоминающие гномов рудокопы), причём в больших количествах – 50 маленьких людей приглашали на роли со всей страны. Доспех одного из них, украшенный узором в виде грозного лица, как раз прибыл в столицу Приморья.

В костюмах этой картины авторы постарались выразить «нерусский взгляд на русскость». Каждая новая сказка, по словам Васильевой, должна выглядеть по-особенному, а создание таких образов – каждый раз поиск чего-то необычного, сочетание несочетаемого. Так, в наряде заколдованной принцессы должен был проявиться её боевой характер: поэтому воздушное платье органично дополнили необычными элементами доспеха, а газ юбки вышили серебряной нитью.

«Когда вдруг, ни с того ни с сего, возрождается детское кино, и при этом отпускаются средства, у тебя есть деньги, сценарий, мир, который тебе предлагают самому придумать, – мне кажется, что это подарок, который бесценен. <...> Когда мы первую сказку сделали, «Конёк-Горбунок» (6+), какие-то кулуарные вести ходили, что она первая, но не последняя. Тогда мы ещё с коллегами обсуждали: ну, вот мы сделали русскую-русскую сказку, а что же будет дальше? Надо же какое-то другое решение искать, нельзя же повторяться – те же костюмы перетащить… А дальше пошла третья сказка, а потом четвёртая, а потом пятая – и все сказки русские. Надо что-то придумывать, чтобы картинка не надоела. <...> Чтобы не надоесть самой себе тоже», – отмечает Надежда Васильева.

Упомянула она и киносказку, которой не случилось. Для «Маленького Мука», по её словам, уже готовы были эскизы, закупили ткань в Индии, но «восточную историю немецкого автора» оставили без финансирования – собственно, как и владивостокский фестиваль «Меридианы Тихого», вместо которого теперь и проводятся «События». 

Кинематографическая быль

Правда жизни просачивается в любую сказку, ведь как объяснили зрителям – это именно продюсерское кино. Так, очень трудным в «Огниве» стал персонаж Чудо-птицы.

«Долго думали, какая это должна быть птица: птица-феникс с человеческим лицом и с куриным тельцем? В результате продюсер сказал: «Я хочу, чтобы она была в платье. – В каком? – Просто в платье!» <...> Ты можешь представить кучу платьев, но что в голове у продюсера, представить невозможно», – шутит Васильева.

В итоге костюмеры предложили картинку из коллекции дизайнера Гальяно – так и было решено, что «платьем» фактически станет халат. Но на этом сложности не прекратились. Перья на голове птицы должны были перерасти в условно металлические. Почему так? «А почему бы и нет?» – говорит Надежда Васильева. Опять же здесь стремились сочетать несочетаемое, всё-всё сразу – это зачастую даёт хорошую картинку для экрана. Пришлось задействовать и 3D-принтер и химическую обработку материала – «художник по костюмам должен знать и физику, и химию, и математику».

Интересный случай связан и с шапкой-невидимкой, которую, как думала съёмочная группа, нарисуют с помощью компьютерной графики. Но слово продюсера неумолимо: «Давайте сделаем вживую…» В итоге шапку спешно скроили из обрезков ткани, найденных в автобусе на стройплощадке, – из остатков прошлых картин. Накануне её смогли даже примерить некоторые владивостокцы (перед публикой никто из них прозрачным не стал). 

Про любимые фильмы

Изыскивать средства, материалы, способы – для Надежды Васильевой не в новинку. В своих интервью она не раз говорила, что покойный супруг Алексей Балабанов умел снимать фильмы фактически без бюджета.

«Это самое интересное, что может быть. Потому что когда у тебя есть бюджет, ты уже не знаешь, что ещё придумать… А когда нет денег, ты до такой степени напрягаешь мозг – и он тебе отвечает, как можно выкрутиться. Самое главное в кино – это [умение] выкрутиться. <...> На съёмках «Брата» (18+) пиджак хороший, с золотыми пуговицами, был один. Вот я его нацепила на Сухорукова. Одно пальто хорошее велюровое – моё, мне его Лёша покупал в Германии. Вот и оно на Сухорукове. Спортивный костюм – у папы моего я его стырила», – рассказала Надежда Васильева про съёмки культового фильма.

Однако любимая её картина – другая. «Про уродов и людей» (18+) того же Балабанова занимает особое место в разуме, душе и сердце художника по костюмам – потому что наряды здесь имеют свою историю и буквально связаны с исторической действительностью. Напомним, что действие фильма происходит в Петербурге конца XIX – начала XX века, а его сюжет связан с подвальной фотостудией.

«Кино возникло из фотографии, а в фотографии тогда было большое количество серебра (первые технологии были основаны на светочувствительности йодистого серебра. – Прим. Новостей VL.ru), поэтому на старых снимках был чёткий-чёткий абрис (контур, очертания предметов). Мне нужно было добиться, чтобы абрис костюма был очень-очень чётким – если мы использовали контуры [белой] ткани, то только накрахмаленные. У нас прямо на площадке стоял огромный таз с крахмалом разведённым. <...> Подкрахмаливали даже банты на голову. А если тёмные ткани, то это было сукно, которое тоже держит форму».

Рассказала Васильева и про любимый фильм одной из гостей лекции, отвечая на вопросы из зала. В картине «Капитан Волконогов сбежал» (18+) Наташи Меркуловой и Алексея Чупова в управлении внутренних дел сотрудники носят красные спортивные костюмы. Это объясняется энергетикой образа – такая одежда напоминает о банальном наряде «гопников», людей, от которых исходит скрытая или откровенная угроза. Для создания пущего эффекта авторы пошли и не на столь очевидные шаги – для съёмочной группы специально (несмотря на скудный бюджет и повсеместный карантин) доставали дорогие американские прыжковые ботинки.

«Я очень долго доказывала: давайте потратим все имеющиеся деньги на ботинки. Я говорила, что высота ботинка очень важна для этого образа. Потому что наши военные ботинки – они короткие и не дают той агрессивности, которую даёт форма ботинок американских солдат – когда затянутая щиколотка, и выше они сантиметров на пять. <...> Я так заартачилась и сказала, что без этих ботинок не буду ничего делать», – описывает Васильева свой замысел, который в итоге увенчался успехом.

Рекламная пауза и не только

Историй о костюмах в этот дождливый день было очень много. Как для «Летучего корабля» придумали страже надувные латексные штаны галифе (чтобы солдаты как поплавки не тонули в воде), а потом бегали за каждым «служивым» с насосом. Как ездили в Индию и просили местных мастеров вышить канителью (практически утерянный в России вид ремесла) ряд образов – русалка получилась с коричневым лицом.

«Летучий корабль», по задумке создателей, должен был стать «ситцевой сказкой» – среди прочего этот материал подходил к убранству дворца. Ситец закупали в огромных количествах, даже поехали за ним в Иваново и дальше.

«Все костюмы, даже вся обувь и шапки, сделаны из ситца, который мы добывали по всему свету. И старинные ситцы 30-50-х годов тоже использовались – на рынках блошиных их покупали. Мы приехали в Иваново в музей ситца, много времени провели в запасниках и смотрели на образцы ситца, которые производила замечательная мануфактура. И дальше мы попали в город Шуя – на фабрику «Шуйские ситцы». <...> Выпросили много образцов того ситца, который уже больше не производится», – рассказала Васильева.

В итоге сотрудничество с «Шуйскими ситцами» приняло новые формы. Во Владивостоке показали, как платье принцессы и наряд моряка Ивана пошли на пододеяльники – Васильева представила «мерч» в виде постельного белья по мотивам картины.

Показала художник по костюмам и другие образцы современного «мерча» – некоторые из которых уже не получится купить. По её словам, многие молодые люди сегодня переосмысливают кино Алексея Балабанова и приходят к тому, чтобы имеющимися средствами отдать должное его творчеству – в качестве примера показали футболку не с банальным принтом, а с выполненным в более сложной технике изображением из фильма «Груз 200» (18+). Представили гостям и любительские картины по фильму «Брат», который взялась иллюстрировать энтузиастка из Санкт-Петербурга. Сама Васильева для себя сделала футболку с изображением рукописей режиссёра, а эти бумаги потом сожгла.

Отметим, что она не смогла привезти во Владивосток знаменитый свитер крупной вязки Сергея Бодрова (а точнее, его героя Данила Багрова) – этот предмет одежды ранее был утерян. Его отправили жене актёра в качестве памятного сувенира, но, как и сам актёр, свитер пропал бесследно.

Зато горожанам показали рубашку с воротником, украшенным стеклом, собранным на популярном пляже в Приморье. Элементы местной достопримечательности нашли своё место в кинематографе – «стекляшки» украсили и роскошный головной убор в «Коньке-Горбунке». А другие похожие на них изготовляли по подсмотренной у природы технологии – тоже из битого стекла.

Напомним, что встречи в лектории «Событий» Меридианов Тихого будут продолжаться. Так, 15 сентября о знаменитом художнике кино Петре Пашкевиче расскажет искусствовед Наталья Рюрикова, его дочь. А в соседнем сквере Юла Бриннера запланированы кинопоказы – организаторы заверили, что в случае непогоды их перенесут в помещение, в общественное пространство Третьяковской галереи на Алеутской, 15. Представленные во время лекции Надежды Васильевой костюмы в течение трёх дней любой желающий может посмотреть там же, в общественном пространстве Третьяковки. 


Обсудить в Telegram
Вице-мэр Владивостока Екатерина Сиволовская открыла программу лектория в рамках «Событий» Меридианов Тихого — newsvl.ru Слушателей было достаточно много, несмотря на дождливый и холодный день — newsvl.ru Художник по костюмам Надежда Васильева привезла с собой три чемодана кинонарядов — newsvl.ru Эту встречу организовали в общественном пространстве Третьяковской галереи (Алеутская, 15) — newsvl.ru Сказочные костюмы порой создаются по старинным или изобретаемым заново технологиям — newsvl.ru Гости с интересом слушали и часто снимали фрагменты беседы на видео — newsvl.ru Надежда Васильева в окружении слушателей и своих работ — newsvl.ru В небольшом зале практически не осталось свободных мест, и то лишь потому, что некоторые гости предпочли стоять — newsvl.ru Надежда Васильева – одно из самых авторитетных имён в цехах создания кинокостюмов — newsvl.ru Доспех гмура (маленького рудокопа) богато украшен, и потребовалось на это немало сил — newsvl.ru Синих тельняшек для главного героя фильма «Летучий корабль» изготовили сразу десять – в разной степени художественной потрёпанности — newsvl.ru «Если по-серьёзному относишься к сказке, то она и выходит хорошей» — newsvl.ru Александр Пономарёв, художник, создатель арктической биеннале — newsvl.ru Шапку-невидимку во время съёмок пришлось впопыхах шить из того, что было под рукой — newsvl.ru Во время встречи демонстрировалось много слайдов – здесь изображены принцесса и король из сказки «Огниво» — newsvl.ru Фабрика «Шуйские ситцы» теперь изготавливает и сказочное постельное бельё, и товары по фильмам Алексея Балабанова — newsvl.ru Художник по костюмам Надежда Васильева – лауреат престижной кинопремии «Ника» — newsvl.ru Генеральный директор «Шуйских ситцев» Анна Богаделина — newsvl.ru Костюм принцессы из «Огнива» – яркий пример сочетания несочетаемого — newsvl.ru Эту мантию костюмеры постарались сделать более «объёмной» и добились успеха — newsvl.ru Газ в юбке принцессы дополнительно прошивали металлической нитью — newsvl.ru
Вице-мэр Владивостока Екатерина Сиволовская открыла программу лектория в рамках «Событий» Меридианов Тихого — newsvl.ru Слушателей было достаточно много, несмотря на дождливый и холодный день — newsvl.ru Художник по костюмам Надежда Васильева привезла с собой три чемодана кинонарядов — newsvl.ru Эту встречу организовали в общественном пространстве Третьяковской галереи (Алеутская, 15) — newsvl.ru Сказочные костюмы порой создаются по старинным или изобретаемым заново технологиям — newsvl.ru Гости с интересом слушали и часто снимали фрагменты беседы на видео — newsvl.ru Надежда Васильева в окружении слушателей и своих работ — newsvl.ru В небольшом зале практически не осталось свободных мест, и то лишь потому, что некоторые гости предпочли стоять — newsvl.ru Надежда Васильева – одно из самых авторитетных имён в цехах создания кинокостюмов — newsvl.ru Доспех гмура (маленького рудокопа) богато украшен, и потребовалось на это немало сил — newsvl.ru Синих тельняшек для главного героя фильма «Летучий корабль» изготовили сразу десять – в разной степени художественной потрёпанности — newsvl.ru «Если по-серьёзному относишься к сказке, то она и выходит хорошей» — newsvl.ru Александр Пономарёв, художник, создатель арктической биеннале — newsvl.ru Шапку-невидимку во время съёмок пришлось впопыхах шить из того, что было под рукой — newsvl.ru Во время встречи демонстрировалось много слайдов – здесь изображены принцесса и король из сказки «Огниво» — newsvl.ru Фабрика «Шуйские ситцы» теперь изготавливает и сказочное постельное бельё, и товары по фильмам Алексея Балабанова — newsvl.ru Художник по костюмам Надежда Васильева – лауреат престижной кинопремии «Ника» — newsvl.ru Генеральный директор «Шуйских ситцев» Анна Богаделина — newsvl.ru Костюм принцессы из «Огнива» – яркий пример сочетания несочетаемого — newsvl.ru Эту мантию костюмеры постарались сделать более «объёмной» и добились успеха — newsvl.ru Газ в юбке принцессы дополнительно прошивали металлической нитью — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Полная версия сайта