Новости Владивосток

Узнать школу заново: как человек с мечтой и метеоролог стали учителями во Владивостоке

Два года назад 15 участников программы «Учитель для России» отучились на педагогов и отправились в школы Владивостока учить детей математике, русскому, истории, географии и английскому. Из них сегодня осталось четверо. Они берутся за классы, от которых другие отказываются, влюбляют в свои предметы учеников, завоёвывают уважение и доверие родителей. А с этого года будет новая программа – но уже не для тех, кто мечтает стать учителем с нуля, а для тех, кто работает в школе и, несмотря на перегрузки, готов находить время на образование.

Новый учитель

Некоммерческий благотворительный фонд «Новый учитель» запустил бесплатную программу «Учитель для России» в 2015 году. К 2021 году она дошла до Дальнего Востока. К участию приглашали выпускников вузов и специалистов разных профессий, хорошо знающих свой предмет, которые хотели преподавать в школах. Победители отборочных туров отправились в летний институт, где пять недель изучали педагогику, подходы и методы обучения и проходили практику работы с детьми.

В сентябре 2022 года учителя разъехались по школам, где отмечались низкие показатели по успеваемости и дисциплине. В течение двух лет молодые специалисты работали и продолжали учиться. Менторы и методисты были с ними на связи, помогали готовить интересные уроки, разрабатывали дополнительные кружки и занятия для детей, поддерживали в трудных ситуациях.

Все два года учителя получали стипендию – 25 000 рублей от фонда и ещё 10 000 рублей от региона, частичную компенсацию аренды жилья от Приморского края – 10 000 рублей в месяц, а также единоразово от государства – подъёмные 300 000 рублей. У приезжих учителей во Владивостоке все доплаты уходили на жильё, тем не менее они оставались на 1-1,5 ставках (обычно у педагогов принято брать бóльшую нагрузку), успевали готовиться к занятиям, проводить мероприятия с детьми, продолжать учёбу и заниматься своими делами.

Во Владивостоке в шесть школ тогда вышли 15 учителей английского, русского, математики, истории, географии. По итогу доработали свой контракт девять учителей, а после программы остались четверо – все местные. Остальные тоже продолжают работать в образовании в других городах России.

Учитель литературы

Дарья Никитина, бакалавр «Социокультурного сервиса», изначально работала в коммерческом и дополнительном образовании, но профильного педагогического образования у неё не было. Зато была мечта стать учителем русского языка. Узнав о программе, она заполнила анкету, прошла отборочные туры и летний институт и вернулась во Владивосток работать в средней школе № 32.

«Я ехала домой, а ребята уезжали в какие-то богом забытые сёла под Новосибирском, на Ямал – почти за полярный круг к оленям в тундру. Я на всё это смотрела и думала: Даша, почему ты не могла выбрать себе миссию посложнее? У меня было ощущение, как будто я выбираю лёгкий путь. А как только я перешагнула порог школы, я была настолько потрясена тем, как на самом деле здесь всё устроено! Оказалось, у каждой школы свой контекст, свой потенциал и свои сложности, которые нужно учитывать в своей работе. Я заново и гораздо внимательнее начала изучать этот контекст и заново узнавать школу», – рассказывает Дарья Никитина.

В школах, с которыми сотрудничает «Новый учитель», посещают дети в том числе из многодетных, малоимущих, неполных семей, инофоны (дети иностранцев. – Прим. ред.). Интерес учиться, поступать в 10-й класс и вуз, расти в будущей профессии у учеников в такой среде возникает нечасто. За несколько лет в 32-й школе не выпускался 11-й класс: все уходили после 9-го. От 7-го класса, который Дарья взяла на руководство, отказался третий классный руководитель. Учителя постоянно писали на детей докладные, не справляясь с их поведением. И Дарья сама предложила взять этот класс.

«За эти два года много всего было. Один подросток сбежал из дома, и мы с мамой искали его по городу. Дети выносили ночью дверь в квартиру одноклассника. Ссорились иногда так, что нельзя было помириться без привлечения школы и родителей. Были и любовные драмы, причём такие, что две семьи на ушах стояли», – вспоминает Дарья.

Родители с надеждой отнеслись к четвёртому классному руководителю. А перед педагогом стояла задача наладить отношения с учениками. Сначала дети впечатлились, что к ним пришёл молодой учитель, который понимает их шутки и мемы (Дарье было 26 лет). Но потом увидели, что она требовательная, и учиться им придётся. Первые полгода дети срывали уроки, пока не почувствовали доверие к учительнице. Дарья искренне интересовалась жизнью подростков, поддерживала и помогала. Постепенно дети стали доверять ей, а она продолжала готовить интересные уроки и требовать от них дисциплины и учёбы.

«Я очень любила и люблю свои предметы, и планомерно влюбляла в них своих учеников. Дети привыкли к высокому темпу работы, высокой требовательности, уроки стали интересными. Ученики говорили: «Обалдеть, литература, оказывается, прикольная!» Как только они верят тебе как человеку, они начинают верить и в остальном. Но главное – они начинают верить в себя, ты даёшь им понять, что они справляются с образовательной программой, у них случаются первые ситуации успеха: «О! Ничего себе, так я не тупой, оказывается!» Получается, сначала я в них верила, а потом они сами в себя поверили и себя полюбили. И всё у нас стало получаться: и выросла успеваемость, и улучшилось поведение, и выяснилось, что талант есть у каждого, что они спортсмены, художники, танцоры, а не просто сложный класс», – объясняет Дарья Никитина.

После программы Дарья решила остаться со своим классом в той же школе, а ещё станет руководителем нового проекта фонда «Новый учитель». Она отмечает, что её школа очень позитивная с точки зрения руководства – с «божественным директором и чудесным педагогическим составом». И родители её учеников, в общем, не отличаются от родителей в коммерческом образовании – много заинтересованных в своих детях, неравнодушных.

«Когда ты становишься учителем, ты становишься по-настоящему взрослым. Ты начинаешь нести ответственность за себя, за детей, за школу и за ваше общее будущее. Это тяжёлая ноша, но это большой подарок», – говорит учитель.

Учитель географии

Дарья Пенязь до программы была вожатой и методистом во всероссийском детском центре «Океан», затем стала руководителем детского технопарка «Кванториум». В 24 года, дойдя до руководящей должности в дополнительном образовании, она поняла, что хочет преподавать в школе постоянно. По образованию Дарья метеоролог и дефектолог, после отборочных туров методисты порекомендовали ей преподавать географию. Работала она в средней школе № 65 (сейчас центр образования «Вектор»).

«У меня было 16 классов, с пятого по одиннадцатый. Я была единственным учителем географии на всю школу. У меня была, на самом деле, не такая большая нагрузка, всего 24 часа. По нормам переработки учителей это всего полторы ставки. У меня были коллеги в других школах, у которых по 40 часов было. Вот они точно зашивались. На самом деле такая работа с 5-го по 11-й класс помогает посмотреть на путь ребёнка в школе», – рассказывает Дарья Пенязь.

По её опыту, трудно даётся детям пятый класс – переход из начальной школы в среднее звено. Потом седьмой класс – начало переходного возраста. В девятом волнуют вопросы самоопределения, а в одиннадцатом добавляется напряжённость из-за ЕГЭ и выбора профессии. Все эти периоды ребёнок проживает в школе.

Работала Дарья с разными детьми. Часть из них – из детского дома и социально неблагополучных семей. Они нарушали дисциплину, требовали особого внимания – учителю приходилось отдельно работать с ними, оставаться после уроков, разговаривать, особым образом поощрять положительное поведение. И справляться с этим помогали менторы и кураторы программы.

«Их поддержка, на самом деле, помогла не уволиться буквально после первой четверти», – говорит Дарья Пенязь.

Дарья отмечает, что без такой поддержки остаются многие учителя, которые изначально приходят в школу с горящими глазами и желанием преподавать любимый предмет. Но из-за ощущения, что ты один на один со всеми ситуациями, очень скоро приходит выгорание, учителя начинают кричать на детей и наказывать их внеплановыми контрольными. А из-за низких зарплат им приходится брать большую нагрузку (об этом нам подробнее рассказывала председатель Приморской краевой организации Общероссийского профсоюза образования).

С этого года Дарья будет преподавать географию у параллели седьмых-восьмых классов в школе № 6 в посёлке Новый (с директором этой школы у нас выходило большое интервью). Финансовая поддержка программы «Учитель для России» закончилась, но у Дарьи есть муж, который готов её поддерживать. Вместе с этим она планирует стать ментором в новой программе фонда, которую молодые педагоги назвали «На стороне учителя».

На стороне учителя

Не всем владивостокским учителям удалось пройти программу до конца, около трети участников по разным причинам ушли раньше окончания двухгодичного контракта. Обстоятельства у всех разные, и ни учителя, сошедшие с дистанции, ни представителя фонда не готовы об этом говорить открыто. Одним словом – личные причины.

А с этого года благотворительный фонд «Новый учитель» будет работать только с педагогами, которые уже трудоустроены в школах. Участниками новой программы «На стороне учителя» станут 50 педагогов со стажем работы в школе до пяти лет. Хотя стипендии за участие в программе плюсом к обычному рабочему перегрузу фондом не предусмотрены, организаторы обещают качественное обучение, опыт проведения внеучебных мероприятий и навык взаимной поддержки.

«Для учителей это возможность, с одной стороны, прокачать свой профессиональный инструментарий, а с другой стороны – получить профессиональное сообщество для взаимодействия и взаимоподдержки. А дети получают больше возможностей для реализации, когда у педагога расширяется инструментарий для работы. Таким образом, педагоги могут поддерживать большее количество детей, подростковых потребностей, подростковых идей», – объясняет региональный директор программы «Учитель для каждого» Ярослав Артюхин.

Программа «На стороне учителя» реализуется при поддержке управления образования администрации Владивостока и транспортной группы FESCO. Она стартовала с нового учебного года, но заполнить анкету на участие ещё можно. Для учителей проведут сессии по мастерству педагога, например, на темы «Оценивание», «Эффективный урок», «Взаимодействие с детьми», семинары, встречи с интересными спикерами, кинопросмотры и круглые столы. Организаторы планируют дополнительно приглашать на них студентов старших курсов педагогических направлений и завершить учебный год конференцией, которую молодые педагоги подготовят вместе со школьниками.


Обсудить в Telegram
Дарья Пенязь. Фото: «Новый учитель» — newsvl.ru Дарья Никитина. Фото: «Новый учитель» — newsvl.ru Педагогический пикник. Фото: «Новый учитель» — newsvl.ru Конференция с детьми «Мысли вслух». Фото: «Новый учитель» — newsvl.ru Пришкольный лагерь «Контур культуры». Фото: «Новый учитель» — newsvl.ru
Дарья Пенязь. Фото: «Новый учитель» — newsvl.ru Дарья Никитина. Фото: «Новый учитель» — newsvl.ru Педагогический пикник. Фото: «Новый учитель» — newsvl.ru Конференция с детьми «Мысли вслух». Фото: «Новый учитель» — newsvl.ru Пришкольный лагерь «Контур культуры». Фото: «Новый учитель» — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта