6 сентября во Владивостоке прошла торжественная церемония памяти Николая Муравьёва-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири, стараниями которого был подписан Айгунский договор, закрепляющий право Российской империи на земли современного Дальнего Востока. Сегодня же главы трёх городов, появившихся также не без участия Николая Николаевича, подписали соглашение об установлении 23 августа памятной даты, которую будут отмечать теперь каждый год во Владивостоке, Хабаровске и Благовещенске. Эта дата – день рождения графа.
К Восточному экономическому форуму во Владивосток привезли венок с могилы Муравьёва-Амурского в Париже. Он был возложен делегацией дальневосточников в 1908 году в честь 50-летия со дня подписания Айгунского договора, сделавшего этот огромный регион российским. Фонд наследия русского зарубежья при содействии Дома русского зарубежья им. А. И. Солженицына выкупил и вернул уникальную историческую реликвию на родину. 4 сентября в рамках ВЭФ состоялась торжественная церемония передачи венка на хранение в Музей-заповедник истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева.
Это уже второй драгоценный венок, оказавшийся в коллекции музея. Первый попал туда при возвращении праха генерал-губернатора на российскую землю больше 30 лет назад. У двух венков одна история, но пути их надолго разошлись. Оба они были изготовлены на пожертвования жителей тогда ещё Восточной Сибири к 50-летию подписания Айгунского договора. Как рассказывает учёный секретарь Музея-заповедника истории Дальнего Востока Анжелика Петрук, в те годы эта дата была по-настоящему праздничной.
«В 1908 году депутации городов Дальнего Востока отправились в Париж, поскольку Николай Николаевич там умер и упокоился на семейном кладбище на Монмартре, – рассказывает Анжелика Витальевна. – И вот один венок, который был изготовлен на средства, собранные жителями Владивостока, Хабаровска и Никольск-Уссурийского, отвезла одна депутация, а благовещенцы привезли свой венок. Тот венок, который привезла наша депутация, поместили в специальную нишу. Судя по фотографиям, которые мы видели, прах Муравьёва-Амурского вынесли из общего склепа и сделали отдельное захоронение. Туда поместили этот венок, и он там благополучно до конца ХХ века, почти 90 лет провисел. Изначально, ещё до изготовления венков, была идея перенести его прах из Парижа сюда, но помешала Русско-японская война. Транссиб был занят военными грузами, и вообще было не до того, никто не стал даже слушать депутатов, поэтому решили ограничиться венками. И когда в конце ХХ века появились сведения о том, что место его упокоения планируется реконструировать, и прах его всё равно потревожат, тогда активные дальневосточники взяли на себя хлопоты по перевозке праха. Он приехал сюда в декабре 1990 года, в сентябре 1991 года была обустроена эта площадка. И здесь упокоился граф. Чуть позднее поставили памятник, уже в XXI веке. А венок остался экспонатом нашего музея. И он висел в экспозиции музея с 1991 до 2011 года. А совсем недавно мы узнали, что был ещё второй венок. Вероятно, депутация благовещенцев поставила его в часовню, которая была рядом с захоронением. Сейчас там уже мало русских захоронений, почти нет диаспоры, никто за этим не смотрит, в часовне нет священника. Этот венок оказался в руках частного коллекционера, русского по происхождению. Живёт во Франции, но он русский. Он написал нам письмо в музей о том, что у него есть такая вещь. Конечно, мы сразу оживились, начались переговоры, которые длились практически два года. И торговля определённая, потому что та сумма, которую он предложил, нам показалась очень большой. Мы сбили её практически в два раза. Но даже при таком раскладе у нас, конечно, этих денег не было. И спасибо большое нашим спонсорам и меценатам, которые пошли нам навстречу, помогли собрать эту сумму».
Сейчас предстоят долгие процедуры оформления, инвентаризации, а позже – реставрации венка. Пока же его отвезут и в Хабаровск, и в Благовещенск. Сегодня главы этих городов и глава Владивостока подписали межмуниципальное соглашение о праздновании 23 августа дня рождения Муравьёва-Амурского. Соглашение подписывается в целях сохранения исторической памяти о формировании географических черт Дальнего Востока.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков также поблагодарил спонсоров, оказавших содействие возвращению исторической реликвии в Россию.
«Мы по праву обязаны гордиться такими людьми, каким был Николай Николаевич Муравьёв-Амурский. Для меня большая честь сегодня участвовать в этой церемонии. И я прошу вас всех, так же, как и буду поступать сам, обязательно рассказывать детям, своим детям, в школах, в университетах, студентам. Потому что никогда не должна тускнеть память о его делах и память о том, каким он был, о достоинстве настоящего русского военного, настоящего государственного служащего, государственного деятеля и настоящего патриота своей страны. Хочу отдельно поблагодарить Виктора Шалая, Музей истории Дальнего Востока, ВЭБ.РФ, FESCO, «Сибур» за то, что сделали возможным возвращение этой реликвии к мемориалу Николая Николаевича здесь, во Владивостоке, поблагодарить наши великие дальневосточные города Благовещенск, Хабаровск и Владивосток и отметить важность объединения усилий дальневосточников в увековечении памяти Николая Николаевича и в увековечении самого принципа служения России, который он олицетворял», – сказал Алексей Чекунков.
Главы всех трёх городов, а также директор Музея-заповедника Виктор Шалай выступили с благодарностями и к собравшимся, и к причастным, и к самому графу. Все пообещали популяризировать дело Муравьёва-Амурского и его настоящий, без всякой мишуры, патриотизм.
Затем почётный караул возложил к могиле графа гирлянду цветов, а гости церемонии возложили цветы к надгробию. Многие кланялись или на несколько секунд замирали, как будто действительно благодаря Муравьёва-Амурского за российский Дальний Восток.