Улица Фадеева после наводнения постепенно приходит в себя. Участок с волнистым асфальтом отгородили блоками и лентами, пройти тут можно только пешком. В большинстве домов настежь открыты окна и двери подъездов для просушки. Во дворах сушат машины и вещи. В администрации Владивостока сообщают, что воду начали откачивать, но почти везде ещё залиты подвалы. Жители говорят, что это происходит уже 30 лет – то меньше, то больше. Вся беда в речке Объяснения, которую не чистили с 90-х.
– Нас топит речка, но уже всё сошло, это вам вчера надо было приезжать, – наперебой говорят жительницы дома на Фадеева, 6-б.
Всё сошло – это сегодня вода стоит в подвале на уровне метра. А вчера ещё выливалась за порог подъезда. Кошки погибли, наверное, чуть не всхлипывает одна из женщин. Говорят, у них жила в подвале кошка с шестью котятами – крыс ловили. Троих котят выловили, когда пошла вода. Мать ходит по двору, с опаской оглядывая огромные лужи. А ещё трое котят, возможно, не пережили этот потоп.
– Да хоть прошлогодние фотографии возьмите, каждый год одно и то же, – говорит Татьяна Николаевна. – Вчера только к ночи начала немного вода уходить. А так – все клумбы, все дорожки, всё залито было водой. В прошлом году у нас тоже топило подвал, но вода снаружи была ниже подвальных окон, так что всё это уходило. В этот же раз получился принцип сообщающихся сосудов.
В том подвале – дичайший коктейль из речной воды, водопроводной, подвального конденсата и канализационных стоков. Женщины, глядя на корреспондентов Новостей VL.ru, переживают – не заходите, говорят, в воду, а то ещё инфекцию подхватите.
– Вся проблема в нашей речке, – объясняют соседки. – Сегодня мы читали, что её углублять собираются. Но это можно было делать уже 40 лет назад. Мы тонули всегда, с 60-х годов, как дома построили. Но не так сильно. В подвале же кто картошку хранил, кто дровники держал. В принципе было нормально. Страшнее всего было с «Джуди» [в 1989 году] и после. Тогда первые этажи эвакуировали. И, кроме речки, мы ещё плавали в мазуте с ТЭЦ-2. Толстошеин поручил убрать стелу – и вода ушла. Но трубу с тех пор никто не чистил. Поэтому, как только дождь, вода поднимается и там всё застревает. А все ливнёвки в речку выведены. Вот и получается, что воде некуда уходить сразу, она спадает по несколько дней.
Речь идёт о стеле на кольце Спортивной, на въезде в Первомайский район. Фото затопленной улицы не то в «Джуди», не то годом позже, в тайфун «Робин», сохранилось. После наводнения площадь вскрывали целиком и чистили речку Объяснения. После чего район долго не топило, но всему приходит конец. Пока вода в квартиры не заходила, но впереди ещё два дня дождей.
Вонь почти везде стоит невыносимая – прорвало канализацию. В проходе между Фадеева, 3 и 6-б толстым слоем лежит грунт вперемешку с влажными салфетками и туалетной бумагой. Овраг рядом заполнен водой. В небольшом гаражном кооперативе за домами широкие лужи, но гаражи и машины почти никто не сушит. Работники детского сада № 97 из шланга замывают территорию от наносов грунта, садик тоже подтопило, потому что он ещё ближе к реке.
Чуть дальше по улице – ещё два детских сада. Один ясельный, «Малыш», а другой «взрослый», № 117. В обоих распахнуты двери и окна, вся территория залита. В детском саду потоком воды снесло с площадки песочницу-кораблик. Теперь это выброшенное на берег судно лежит посреди дорожки с неким намёком.
Вчера вечером на Фадеева наконец-то появились машины с насосами. Жительницы говорят, качали силами МЧС. А до того приезжать смысла не было, потому что вода в реке была очень высокой – сказали, что сливать некуда. Сегодня речка Объяснения ещё бурная, но уровень её значительно упал. Как сообщают городские и краевые власти, к её расчистке должны скоро приступить.
– Эту речку давно надо было чистить! Меня вот как человека просто нервирует создание этих бесконечных штабов, – распаляется Татьяна Николаевна. – Чуть что – сразу штаб создали! И сидят. Что они там делают? Звания друг другу присваивают и медали дают? Чего их создавать?
На Фадеева, 10-б из подвального помещения выносят испорченную мебель и вычерпывают воду. Здесь находится компания «ВостокТИСИЗ», которая занимается инженерными изысканиями и исследованием грунтов. Теперь грунты пришли к ним на исследование сами вместе с рекой.
– Нас в прошлом году топило, – говорит сотрудник компании Аркадий. – После первого потопа мы всю проводку подняли, все щиты, всю технику. Только и успеваем менять двери и мебель. Видим уже – если детский садик плавает, значит, мы точно уплыли, можно даже двери не открывать. В этом году затопило в первый раз. В прошлый раз у нас стены МДФом были зашиты, всё вкруг снимали. На полах уже плитку ПВХ положили вместо ламината, третий раз полы вздувает. Но надо отдать должное администрации – в прошлом году нам всё компенсировали, варианты предложили. В этом году пока ещё никто не ходил.
В офисе фирмы убираются и посмеиваются. На настенном календаре так и отмечено 19 августа, день потопа. Сейчас всем некогда сдвигать плашку на актуальную дату. Нам предложили осмотреть лабораторию по соседству, в том же подвале, но со входом с другой стороны.
Здесь лежат образцы грунтов, камней, стоят реторты и пробирки, много оборудования. Сотрудница грунтоведческой лаборатории тоже вздыхает – каждый год одно и то же. Месяц назад столы поменяли, электроприборы подняли повыше, какие могли – но есть кухонные печи и холодильники, которые должны стоять на полу. Их работоспособность пока не успели проверить. Воду не откачивали, сама уходит. Говорят, бессмысленно – это «всю акваторию откачивать надо».
– Мы здесь ещё не убирались почти, вон в санузле нанос грунта такой, что кажется, будто это кафель такого коричневого цвета. А в него просто пока ещё не ступала нога человека, – тоже весело говорит Аркадий.
С другой стороны улицы Фадеева о «большой воде» напоминает уже только вскрытый асфальт – потоп разорвал полотно, уложенное буквально две недели назад. Ремонт здесь ещё не начинали, только установили блоки и натянули ленты. Вокруг во дворах всё в наносах грунта, кто-то сушит машины. Тоже тянет канализационным душком. На Школьной прямо из люка вырывается «канализационный гейзер», а вода разбивает и без того убитые дороги.