Ровно 12 лет назад в этот день во Владивостоке открыли вантовый мост через бухту Золотой Рог. Гигантское сооружение, которое ждали более века, 11 августа 2012 года связало юг и север портового города. А спустя несколько часов велосипедисты и автомобилисты поехали по низководному мосту, соединив город с Де-Фризом полноценной дорогой-дублёром. Как удалось это сделать – в материале Новостей VL.ru.
Золотой символ Владивостока
Этот вантовый мост с необычными V-образными пилонами высотой 225 метров построили всего за четыре года и примерно за 18 миллиардов рублей. Длина руслового пролёта, закреплённого на высоте 64 метра, – 737 метров, а общая длина – 1388 метров. Главным достоинством сооружения многие горожане считают наличие сразу шести полос для движения, главным недостатком – отсутствие тротуаров.
В монографии почётного архитектора Валентина Аникеева «Магистрали и мосты» говорится, что ещё с 1899 по 1903 год инженер Фёдор Никлевич и предприниматель Михаил Суворов несколько раз предлагали городской управе возвести разводной мост. До наших дней даже сохранилась открытка тех времён «Владивосток в недалёком будущем». На ней изображена гигантская переправа через бухту Золотой Рог. Тогда всё это казалось лишь грёзами, Россия тратила много средств на противостояние с Японией, развитие Порт-Артура и Дальнего. Затем три революции, Гражданская война, интервенция 14 государств, и вовсе, казалось бы, похоронили проект.
Прологом к современной идее строительства моста можно считать 1960-е, когда Никита Хрущёв сказал про «наш Сан-Франциско». Мост или даже тоннель под бухтой предлагали сделать разные инженеры, но Госгражданстрой это не поддержал. В 1980-м вновь начались работы по проектам, планировался высоководный мост, по которому могли бы ездить машины, а под ними был бы уровень для трамваев или метро. Распад СССР заставил снова отложить амбициозные идеи, но в середине нулевых Владивосток объявили местом проведения АТЭС-2012. И началось.
В 2008-м Главэкспертиза одобрила проект. Генеральным подрядчиком была выбрана Тихоокеанская мостостроительная компания (ТМК). Летом этого же года началось строительство. Жители города могут ещё помнить, как сносили старые дома на Луцкого, специальным указом выселяли людей с Чуркина, ставили оранжевые и синие металлические опоры для заливки пилонов и анкерных пролётов, взрывали грунт на фуникулёре, надолго перекрыв эту дорогу для строительства тоннеля. Прохожие тогда ходили по оранжевому мостику и часто могли заметить, как спали где придётся уставшие рабочие.
С каждым годом опоры становились всё выше, с двух сторон бухты росли железобетонные «рога» пилонов, к которым по достижении нужной высоты начали крепить ванты от французского производителя со сроком службы на 100 лет. Кроме них, хвастались тогда строители, всё остальное – отечественное. Кстати, что интересно, в самом мостовом пролёте под проезжей частью есть технические галереи, а внутри пилонов лифты, которые поднимают обслуживающий персонал до нижнего ванта (далее подниматься приходится по лестнице).
Несмотря на официальные положительные отчёты о ходе строительства, на объекте порой случались и инциденты. Много шума наделали бейсджамперы, которые спрыгнули в июле 2011-го со строящегося объекта. В декабре того же года случился ещё и пожар. К счастью, на основные конструкции огонь не повлиял. Строители тогда даже сказали, что «пожар только помог», потому что опалубку всё равно надо было демонтировать. Впрочем, оранжевые временные опоры со стороны Чуркина не убирали даже некоторое время после открытия, чем порождали множество разных слухов. Ущерб в итоге оценили в 68 млн рублей, а виновника-рабочего оштрафовали на 50 000.
Соединили две половины моста 14 апреля 2012 года, замковую панель поднимали с баржи «Катя» подъёмными кранами. После этого ТМК занялась укладкой дорожного покрытия. Считается, что гидроизоляцию тогда положили некачественно, плоды этой работы долго пожинали автомобилисты и содержавшая мост компания, которая до капремонта вынуждена была латать новые ямы после каждого сильного ливня. Сейчас мост снова ремонтируют, при этом капитальных работ за 12 лет ещё ни разу не было.
К слову, Золотой мост относительно стойко пережил ледяной дождь, когда серьёзно досталось мосту Русскому. На вантах Золотого скопилось меньше льда, поэтому устранить последствия удалось быстрее. Но не обошлось и без промышленных альпинистов, верхолазы вручную долбили лёд, и закрывали не проезд по мосту, в отличие от Русского, а центральную улицу города под ним. Когда водитель экскаватора решил постучать ковшом по вантам Золотого моста, чтобы с них осыпался лёд, правительство края назвало это самодеятельностью и пообещало его наказать.
Открыли мост 11 августа 2012 года. Несмотря на серую погоду, люди были по-настоящему счастливы. Летели в небо шары, молодожёны запускали в небо белых голубей. В какой-то момент к ним присоединились мэр города Игорь Пушкарёв и уже сменивший к тому времени Сергея Дарькина губернатор Владимир Миклушевский, вдвоём они, как и молодожёны, тоже запустили голубей. В кульминационный момент вся празднично разодетая публика двинулась к центру моста со стороны тоннеля, в этот момент убрали ограждения и с другой стороны, и навстречу пошли менее празднично одетые жители Чуркина. Так мост соединил два мира.
А через два дня, утром понедельника, 13 августа, по нему буднично поехали машины. Словно так было всегда. Некоторое время понадобилось, чтобы перестроить маршруты автобусов, и Золотой мост полноценно влился в транспортную систему города, он разгрузил Луговую и теперь регулярно сам собирает пробки в обе стороны.
Напомним, как много позитивных моментов мост подарил горожанам и гостям города. На нём устраивали забеги, велосипедные гонки и первомайские шествия. Здесь проходила эстафета огней универсиады, Олимпиады, Паралимпиады и «Детей Азии». Два года гражданам разрешали ходить по техническим тротуарам, пока прокуратура не запретила. Правда, 17 ноября 2017-го многие на запрет «забили» и снова пошли пешком, когда город встал в одну большую пробку из-за снегопада.
Городской символ с V-образными пилонами успел засветиться в кино. Среди отечественных картин это «Напарник», «На районе» и «Владивосток». Мелькал он и в гонконгском боевике «Старый солдат». Можно увидеть его в трейлере постапокалиптического сериала «Горизонт» и музыкальном клипе «Четвёртый троллейбус» группы «Мумий Тролль». Засветился он и в продолжении компьютерной игры «Метро: Исход». Разрушен был в фильме-катастрофе «Мира». И, конечно же, попал на легендарную двухтысячную купюру, правда, оказался там в тени своего собрата.
Низководный, безымянный, надёжный
Низководный мост через Амурский залив во Владивостоке стал частью новой скоростной (тогда ещё) магистрали Новый – Де-Фриз – Седанка – Патрокл. Её общая протяжённость около 40 км. Мост стал последним введённым в эксплуатацию участком новой трассы. Строили объект для того, чтобы сделать альтернативный выезд из Владивостока и сократить путь до аэропорта.
Проектировал мост институт «Гипростроймост» – как и Русский с Золотым. Это единственный объект, который почему-то не получил собственного звучного имени, а остался просто низководным.
Согласно данным проекта, длина самого моста составляет 4,38 км, полная ширина – 23,88 метра. Это шестой по длине в России мост. Он держится на 16 пятипролётных неразрезных сталежелезобетонных балках, каждая плеть длиной 273,8 метра. Мост является частью дороги длиной 5,33 км. Над улицей Маковского построен путепровод с клеверной развязкой.
Первые капитальные опоры установили в 2010 году. В августе того же года начали забивку свай. Мост одновременно строили со стороны Владивостока и Де-Фриза новосибирский «Сибмост» и «Тихоокеанская мостостроительная компания», та самая, что строила и Золотой. Через некоторое время она сломает зубы о космодром и обанкротится, на годы внеся Приморский край в антилидеры по невыплате зарплат.
Несмотря на то, что подобных объектов во Владивостоке раньше не строили, велись работы довольно быстро, хотя не обошлось без ЧП: зимой 2011 года при подъёме трубы для свай на насыпи в море сломалась стрела большого крана и вместе с грузом рухнула в воду, никто не пострадал. Почти через год на рабочем участке снова перевернулся кран.
Уже через месяц стали укладывать пролётные строения. В июле 2012 года низководный мост был достроен. Торжественно открыли его в августе – велопробегом, перерезанием ленточки и напутственными речами. Снова ленту перерезали Миклушевский и Пушкарёв, последний даже поехал с остальными на велосипеде.
К дороге от Нового до Де-Фриза претензий было (и остаётся) довольно много – съезды и развязки при строительстве не сделали, они появились несколькими годами позже. На трассе периодически не горит свет, происходят массовые ДТП. Два года назад автомобилисты жаловались на состояние дорожного полотна как раз на клеверной развязке над улицей Маковского – там образовались ямы на стыках деформационных швов.
Но к самому мосту претензий особо никогда и не было. Это одна из немногих городских дорог, которая после каждого снегопада очищается практически сразу же. Он всегда освещён (в отличие от трассы, в которую мост входит).
Интересно, что на въезде на мост со стороны Де-Фриза в сторону Владивостока предполагалось наличие специальной площадки для большегрузов на случай плохой погоды, когда тяжёлые автомобили не пускают в город. Сейчас этой площадки нет, а фуры тормозят ещё на федеральной трассе.
Объект патрулирует служба охраны, а загадочное происшествие здесь произошло всего один раз: в конце июня неизвестный водитель грузовика по какой-то причине протаранил ограждения, спрыгнул в воду и уплыл. Его не нашли до сих пор.
Вопреки всем мрачным прогнозам о том, как первым же дождём разобьёт покрытие (а тогда едва ли не впервые применили технологию укладки щебёночно-мастичного асфальтобетона), дорожного ремонта на низководном мосту не было ещё ни одного. Хотя через 12 лет, конечно, дорога начала немного «уставать»: чётче ощущаются стыки деформационных швов, слегка опускается само покрытие. Но если не придираться и не смотреть в сторону развязки на Седанке, то низководный мост достойно прожил своё первое десятилетие.