Лето у учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования во Владивостоке в этом году получается довольно нервозным. Сначала компенсационные выплаты хотели снизить – но в итоге оставили их бех изменений. Теперь пришла очередь выплат социальных – хотя конкретных изменений педагогам ещё не озвучили. Председатель Приморской краевой организации Общероссийского профсоюза образования Ирина Мариш рассказала корреспонденту Новостей VL.ru, как устроена оплата труда учителя в Приморье, о чём с профсоюзом говорят власти и что настораживает.
– В пятницу, 26 июля, вы встречались с представителями министерства труда и социальной политики Приморья. О чём шёл разговор?
– О социальных выплатах. На встрече были не только представители нашего Профсоюза, но и других отраслевых – соцвыплаты касаются нескольких категорий бюджетников. В том числе и педагогов, чьи интересы мы защищаем.
Меры соцподдержки педагогам, вернее, необходимость этих мер, зафиксирована в ч. 8 ст. 47 Федерального закона об образовании. Субъект Федерации обязан «гасить» плату коммунальных услуг за тепло, отопление, освещение. Во исполнение этого закона в ст. 14 206-го краевого закона о предоставлении мер соцзащиты отдельным категориям работников предусмотрена стопроцентная оплата [услуг ЖКХ] нескольким категориям бюджетников, и педагогам тоже. И всё до последнего времени так и было.
Для работников городских образовательных учреждений, живущих в домах без коммунальных услуг, есть единовременная ежемесячная выплата, а живущим и работающим в селе педагогам компенсируют полностью. Всё, других выплат нет.
Но инициаторы встречи не озвучили никаких предложений – мы просто поговорили. Но мы ведь понимаем – просто так нас никогда не собирают. Значит, будут изменения. И, скорее всего, в меньшую сторону, если уж нас решили выслушать. Профсоюзы высказали свою позицию – однозначно нет.
Конкретики мы так и не услышали. Как и разъяснений того, что предполагают делать власти. У нас было полное непонимание, что вообще происходит. Не предоставлено норм и цифр, чтобы сравнить, что было раньше и что предполагается. Мы не получили ответов на вопросы о предполагаемом размере компенсационных выплат и не знаем, будут они рассчитываться на одного человека или на всех членов семьи.
– Получается, профсоюзы не были готовы к этому разговору?
– В мае пришло письмо из министерства образования – нас просили поделиться мнением по поводу социальных выплат. Причём в подтверждение, видимо, «бессовестности» учителей приводилась история некой пенсионерки, которая ради оплаты ЖКХ вновь устроилась на работу на 0,1 ставки, это примерно час в неделю, а получив льготу, уволилась. И на встрече 26 июля эта история опять прозвучала! Честно говоря, я возмутилась – зачем приводить один и тот же пример? Это что, система? У нас хапуги-учителя? Это ведь отдельный случай, который возводят в ранг вселенского зла.
Мы спрашивали на встрече – почему такая спешка? Ведь на федеральном уровне говорится, что в 2026-м оплату труда бюджетников, в том числе и педагогов, приведут в единые рамки. Нам объяснили – мы и так уже долго ждём. Краевой профсоюз крайне обеспокоен тем, что меры социальной поддержки педагогов могут быть урезаны.
– А что это такое – привести оплату труда в единые рамки?
– Если говорить о системе оплаты труда – у нас её как таковой нет. Я в 2018 году рассказывала губернатору об этой проблеме – у нас каждый муниципалитет имеет свои расчёты. У краевых и муниципальных учреждений разная окладная часть. Следовательно, и зарплата разная. В Спасском районе она одна, а в Михайловском за те же часы уже другая, а во Владивостоке – третья. Тогда была создана рабочая группа для разработки такой системы, но всё в итоге сошло на нет. Нам объяснили, что прокуратура не согласилась с предполагаемыми изменениями.
– Считается, что учителя сейчас получают очень неплохо.
– Ну, давайте посчитаем. При полной ставке 18 часов в неделю оклад получается около 40 000 рублей. Как-то не очень, верно? Кто-то скажет – у людей обычно 40 рабочих часов, а вы ещё и недовольны. Поверьте, у учителей их по факту гораздо больше. 18 часов – макушка горы, только уроки. Нужно составлять планы, вести дневники, разрабатывать программы, готовиться к занятиям, заниматься воспитательной работой… Плюс классное руководство – это не должность, а воспитательная функция. Значит, ты должен проводить много времени с классом.
Зарплата получается неплохой, если брать полторы-две ставки – не превышая 36 часов по Трудовому кодексу, но реально работают и больше. Нагрузкой в 40 часов уже никого не удивишь. И люди в большинстве идут на это. Во-первых, не хватает учителей – в отрасли дефицит кадров. Ну и трудно жить на одну ставку.
В итоге – постоянные переработки, бесконечная отчётность, электронные таблицы и прочее. Человек практически не отдыхает, выгорает. Я сама много лет вела в школе географию и экономику. Уходила из школы – моими первыми словами было, а как же дети? Человек встраивается в эту систему и сам себе не принадлежит, понимаете? Но тогда был обычный рабочий процесс. Сейчас какая-то вечная гонка, как белки в колесе.
Да, есть большие отпуска. Но летом – пришкольные лагеря. Мы всё-таки смогли доказать, что это совсем другая работа – теперь с учителями оформляется дополнительное соглашение. А вообще, можно привлекать сотрудников дополнительного образования, вожатых, которых готовит «Океан». Используйте эти ресурсы. А у учителя – сложный учебный год, подготовка к экзаменам, сами экзамены... А ещё нужно к сентябрю привести в порядок кабинет – они тоже относятся к этому как к личному делу. Я уверена, оплата труда несоразмерна расходам душевных, моральных, физических сил педагогов.
– Но ведь учителям подняли зарплату?
– Значительно подняли оклад работникам краевых государственных образовательных учреждений. Это был апрель 2023 года. Муниципалитеты, в том числе и Владивосток, остались при своих интересах.
Краевые учреждения – те, которые финансируются из бюджета региона. Хотя и муниципальные по сути тоже получают деньги из приморского бюджета, запрашивая необходимый объём. К краю относятся коррекционные школы-интернаты, учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей. Возможно, у таких педагогов и учителей другой контингент, им нужно по-другому платить. Но такие же учителя в других учебных заведениях, оказалось, получают значительно меньше. Чем отличается педагог Партизанского района от педагога краевого учреждения? У них те же задачи, а зарплаты разные. Профсоюзы с этим не согласились. Были и обращения к губернатору, краевым депутатам. Общались и с главами – те, кто был откровенен, сказали – мы не против, если краевой бюджет даст деньги.
После этого зарплату в муниципалитетах дважды проиндексировали. И в краевых подведах тоже. То есть она подросла, но разрыв не исчез.
– Кроме соцвыплат, учителя, воспитатели, педагоги получают квалификационные выплаты. В июле администрация Владивостока опубликовала три приказа об их снижении, но приостановила действие документов. Чем закончилась эта история?
– Ситуация подвисла – после вмешательства профсоюзов городские власти решили пересмотреть пункты документов. Но приказы ведь не отменены (Обновление 16:33: В пресс-службе мэрии сообщили, что квалификационные выплаты работникам образования в городе меняться не будут). Напомним, они предусматривают снижение за высшую категорию – на треть, с 15% до 10% должностного оклада, а за первую – вдвое, с 10% до 5% (квалификационную выплату ещё нужно заработать, её получают не все учителя. – Прим. Новостей VL.ru).
Есть статья 35.1 ТК РФ – и субъекты, и органы местного самоуправления должны направлять в профсоюз все проекты нормативных правовых актов с обосновывающими документами, касающимися изменений в оплате труда – для рассмотрения и окончательного решения. Этого не сделали, права профсоюзов оказались нарушены, как и нормы Трудового кодекса.
19 июля на встрече губернатора с профактивом мы говорили о принципе социального партнёрства. О том, что очень важно выполнять его условия. У нас есть отраслевое соглашение с министерством образования. У главы региона с профсоюзами подписано соглашение, и у главы Владивостока с городским отраслевым профсоюзом тоже. Я просила главу региона напомнить эти принципы главам муниципалитетов, чтобы не возникали такие бури, как случилась во Владивостоке из-за постановления, которое не было согласовано.
– Если вы не согласитесь с предложениями по части социальных и компенсационных выплат, их не изменят?
– Это происходит так: субъект или муниципалитет обязан направить в профсоюз обосновывающие правомерность своих предложений документы, а тот должен высказать своё мнение – тоже обоснованное. И тогда уже администрация решает, настаивать или согласиться с профсоюзом. Эта процедура обязательная.
Может случиться, что при несогласии профсоюза позиция администрации будет утверждена. Но очень важно информировать людей о том, кто и что стоит за определённым решением. И что в нём, по нашему мнению, не так. И почему, несмотря на слова президента страны о значимости педагога, получается наоборот.
Ранее в администрации Владивостока корреспонденту Новостей VL.ru уточняли, что на сегодня краевой центр испытывает острый дефицит и учителей, и воспитателей – в приморской столице порядка 300 вакансий.