Часы летних каникул, проведённые за компьютерными играми, бесконечный скроллинг «видосиков» в соцсетях, «Мам, ну ещё полчасика!» – это реальный повод для беспокойства или пустое ворчание старшего поколения? Как распознать, что смартфон в руках – уже проблема, а не часть нормальной жизни современных детей? А может, в семье растёт будущий айтишник?
Как понять, что проблема есть
Начало учебного года в Приморье могут перенести на середину сентября. В это время смен в лагерях уже нет, у родителей заканчиваются отпуска, и для большинства детей это просто две недели за компьютером или в телефоне. Что делать и начинать ли беспокоиться уже сейчас?
«Если время, отведённое родителями на компьютер, закончилось, и ребёнок, подросток спокойно отложил телефон и пошёл заниматься своими реальными делами, без скандала, если у него хорошее настроение, он весёлый, бодрый, активный, спокойно делает уроки, у него есть друзья – тогда беспокоиться не о чем. А вот если без телефона у него портится настроение, он раздражён, не может себя занять, мается, ни на чём не может сосредоточиться, ничто его не радует – это тревожный сигнал», – объясняет психолог, директор Центра детской психологии «Крылья» Татьяна Кацура.
По наблюдениям психологов, многочасовое погружение в виртуальный мир – это чаще всего показатель большого числа реальных внутренних проблем ребёнка. И, самое главное, проблемы его взаимоотношений с родителями. Как ни обидно это звучит для вполне хороших, любящих и заботливых мам и пап.
Почему детей тянет в экран
Компьютерные игры создаются умными людьми, в том числе, психологами, которые умеют зацепить. Учёные отмечают: бесконечный контент в социальных сетях, яркий и подвижный, это сплошной дофамин – гормон удовольствия, причём легко добываемый, создающий имитацию участия в интересной жизни.
И всё же глубинные причины погружения ребёнка в смартфон с головой – в другом, убеждена Татьяна Кацура. И этих причин несколько. Во-первых, в виртуальном мире ребёнок может добирать то, чего ему остро не хватает в реальном – там у него имидж «героя», «успешного воина», а тут – он почти всё делает не так и не то, он неловкий, ленивый, троечник…
Во-вторых, ребёнок почему-то не научился занимать себя сам. Почему? Может быть, ещё и потому, что лет с двух уставшая мама «нейтрализовывала» его, сунув в руки планшет с мультиками. А потом он уже и сам жить не мог без этого – ведь там ничего не надо придумывать и делать самому...
На приём к детскому психологу приходят обычно, когда проблема зашла уже слишком далеко. Ребёнок грубит, вообще ничего не хочет делать – ни уроки, ни дела по дому, ничем не интересуется, стал неуправляем и только целыми днями торчит в телефоне.
Причём тут отношения в семье
Ребёнком до поры до времени надо грамотно руководить. Однако авторитарное жёсткое воспитание практически всегда приводит к проблемам взаимоотношений родителей и детей, и уход в виртуальный мир вместе с нежеланием учиться – лишь одно из последствий.
«Но и без разумной требовательности воспитание будет попустительским, – говорит Татьяна Кацура. – В требованиях к ребёнку необходимо сочетать тепло и твёрдость. Твёрдость без тепла будет жесткостью. Тепло без твёрдости – сладкие слюни. Мы все любим детей. Но любовь такое обширное понятие, из любви к ребёнку мы можем давить, кричать на него, потому что – я же тебе добра желаю. Уважительное отношение к ребёнку – хороший ориентир для родителей».
Именно от родителей ребёнок должен узнавать о себе – что он «в порядке». «Ты проявил смелость», «ты помог младшему», «тебе не хотелось, но ты навёл порядок в комнате» – конкретные поддерживающие фразы помогут держаться правильных ориентиров.
И эмоции тоже нужны. Такое мимолётное восхищение, взгляд любви. «Как хорошо, что ты у меня такой», «какая же ты у меня красавица» – эти искренние и будто невзначай сказанные слова дают опору, делают самоценным. И тогда не нужно искать успокоения в телефоне.
В своей книге «Тайная опора» известный психолог и педагог Людмила Петрановская пишет, что не «развивающие методики», а отношения с родителями дают детям лучший старт в жизни. Причём в каждом возрастном отрезке – свои тонкости. Например, в 10-12 лет роль наставника чужая для родителей: они должны помогать, а не ругать и контролировать.
А в 12-15 лет – ещё не взрослый, но уже и не ребёнок, колючий и конфликтный. Поэтому родителям важно и плюсы детства сохранить, принести с работы его любимые конфеты, вместе погулять-поболтать-посмеяться, и дать быть самостоятельным, самому решать какие-то свои проблемы.
Как научить ребёнка занимать себя
Помогут увлечения. А вот будут ли они – во многом зависит от родителей. Если мама с папой сами чем-то увлекаются, то и дети к ним примкнут. Если постоянно в телефоне – не стоит от детей ждать чего-то другого. Важно практически в любом возрасте проводить время с ребёнком: в играх, на стадионе, на пикниках, на концерте или просто за ужином.
Ещё один путь – всячески организовывать и поощрять занятия ребёнка со сверстниками, организовывать их совместное времяпрепровождение, подружиться с соседскими ребятами, приглашать домой. Это тоже даст огромный спектр необходимых навыков, и, самое главное, уметь строить социальные связи в реальном, а не виртуальном мире.
Впрочем, было бы ошибкой объявлять телефоны и компьютеры тотальными врагами.
«Современный ребёнок может и должен пользоваться смартфоном и компьютером. Ведь технологии дают огромный спектр возможностей. Там и учёба, и познавательные каналы, и общение. Поэтому можно и нужно помочь выбирать полезное», – заключает Татьяна Кацура.
Марина Ивлева