В воскресенье, 21 июля, в Театральном сквере Владивостока состоялось шоу ведущих уличных театров России. Оно стало прологом к вечернему открытию театрального фестиваля «Место силы – Владивосток», куда попасть смогли не все. А вот в сквер Театра им. Горького смогло прийти огромное число горожан и гостей города. Весь день для них выступали артисты из Москвы и Санкт-Петербурга. Одновременно на трёх площадках проходили представления уличных театров «ДаМы», «Театр вкуса», «За углом».
В сквере весь день гуляли целые семьи, да и все театральные представления ориентированы были сразу на всех – взрослых и детей.
«Сегодня замечательный день для семейного отдыха. Хорошая традиция выходить гулять с семьёй, детьми, смотреть театрализованные представления. Сегодня – вот такие театральные зарисовки от ведущих уличных театров России. А на фестиваль к нам приехало много театральных деятелей. Например, Владимир Панков, Центр драматургии и режиссуры, сейчас проводит театральную лабораторию. Ребята – творческая молодёжь, музыканты, режиссёры, композиторы – создают шесть фрагментов, которые объединятся в единый спектакль в жанре саунд-драма, он будет представлен 25 июля на открытии», – рассказала Ольга Максимчук, заместитель министра культуры и архивного дела Приморского края.
Центральная площадка целый день принадлежала уличному театру «За углом». За день театр дважды показал «Лисапед шоу». Ведущий разъезжал на велосипеде с большим передним колесом, подвозил в центр площадки артистов, показывал фокусы и комментировал действие на сцене.
«Почему мы назвали «Лисапед шоу»? – начал он представление с вопроса. – Потому что это – лисапед? Правильно! Нооо, почему ещё? Потому что дети так называют! А просто «велосипед» – это по-взрослому и очень скучно!»
Шоу проходило в добрых цирковых традициях. Зрителей развлекали жонглёры Ян с мячиками и булавами и Сеня с катушками, эквилибрист Руслан, акробатка Клементина. Свои трюки артисты выполняли на земле и на велосипедах. Иногда приглашали зрителей поучаствовать. Например, учили жонглировать. Ведущий вызвал пять зрителей. На вопрос одной из участниц «А что делать?» он отвечал: «Ничего не делать: вы будете улыбаться – вам будут хлопать!» Новоиспечённым жонглёрам выдали по два мяча, провели инструктаж и включили музыку для одновременного жонглирования. Мячики чаще падали на землю, чем попадали обратно в руки, но всем было весело. Ведущий комментировал:
«Только жонгляж развивает две половины мозга одновременно. Поэтому жонглируйте постоянно дома – тарелками, кастрюлями, ложками».
Отпуская зрителей со сцены, он продолжал в том же шутливом духе: «Бросайте мячики и разбегайтесь, чтобы вас не запомнили!»
После первого захода «Лисапед шоу» на сцену вылетели огромные птицы счастья. Они парили над зрителями, опускали огромные головы к людям и с удовольствием фотографировались с детьми.
Интерактивность – общение со зрителями и включение их в процесс создания спектакля – была главной чертой всех выступлений. Зрители стали сотворцами всех постановок уличного «Театра вкуса». Как рассказал Юрий Макеев, руководитель театра, у артистов есть только образ, опорные точки спектакля, но что получится в итоге, во многом зависит от участия публики. Словно вернувшись во времена зарождения уличного театра, артисты расположились под открытым небом в доступном для зрителей месте – в амфитеатре рядом с памятником Владимиру Высоцкому. Они расстелили коврик, очень просто декорировали сцену: поставили открытые чемоданы и картины с изображением Пизанской башни, Колизея, итальянских пейзажей, натянули бельевую верёвку и повесили на прищепках карту Сицилии, разноцветные носки и детские одёжки. Музыканты играли на мандолине и баяне.
«Театр на коврике» – это спектакль-импровизация, спектакль – мастер-класс, где мы показываем, как с помощью коврика, нескольких предметов, музыкальных инструментов может родиться уличный спектакль. Если внимательно читать литературу, связанную с историей театра, именно так он и зародился. В «Театре на коврике» 190 несыгранных пьес. Мы разыграли «История сеньора Раппо». Вы можете мне сказать: «Я хочу тринадцатую пьесу». Вы знаете тринадцатую пьесу? Нет. Отлично! И я её тоже не знаю, я сейчас вам её придумаю! Это всё – импровизация. В этом же фишка, что не было написанного текста, это рождается здесь и сейчас», – объяснил Юрий Макеев.
Кроме «Истории сеньора Раппо», артисты и зрители поставили «Ромео и Джульетту». Конечно же, юных героев играли приглашённые из зала зрители, а ведущий рассказывал и подсказывал, как им себя вести и что делать публике. Рассказывая о цели искусства, Юрий Макеев отметил:
«Актёр знает, что он инструмент небесных сил. Он вышел на сцену, чтобы пробудить в людях любовь, доброту. Если это актёр с доброй историей. Бывает, что злой актёр вышел, и делает пошлую историю, и вытаскивает из людей то, что тоже есть в человеке. Это встречается в современном условно площадном искусстве, которым занимаются люди с экранов. Они смешат, но они почему-то смешат на низком уровне. Мне всегда хочется задать вопрос: «Ребята, да, было и такое, но что вы хотите, чтобы с публикой стало? Они должны стать лучше или должны быть такими, о каких героях вы говорите?» Мне кажется, цель нашего театра – напомнить, что такое семья. Наш театр – семейный. Нам очень важно, что на спектакль приходит папа, мама и ребёнок. Наши зрители становятся героями спектаклей, они становятся актёрами. И представляете, в какой-то момент папа вышел на сцену, и это – узелок памяти для этой семьи. Они будут говорить: «Представляете, наш папа когда–то был актёром!» Он, может быть, никогда больше не будет актёром, но это будет приятным воспоминанием в их жизни».
Уличный «Театр вкуса» гастролировал по многим городам России, а на театральный фестиваль во Владивосток, по словам артиста, приехал, чтобы осуществить мечту – побывать в морском прекрасном городе.
На третьей площадке уличный театр «ДаМы» ставил «Морские истории». Здесь главными сотворцами были дети. Они вместе с артистами в тельняшках, одеждах из мешковин и в шляпах играли, отгадывали загадки, водили хороводы, кричали и смеялись. Время от времени на площадке появлялись лесные духи с огромными рогами и таинственно зазывали на своё представление – интерактив «Душа Миолики». Выйдя к зрителям, артисты захватили всё пространство: играли на основной площадке-сцене, заигрывали со зрителями, запрыгивали на фонари, неожиданно появлялись из разных частей сквера. После основной пьесы и долгих фотосессий с детьми главный герой пьесы устроил танцы со зрительницей, которая, по-видимому, тоже была не такой уж случайной, как и её длинное красное платье, удивительно сочетавшееся с костюмами актёров театра «ДаМы».
К фестивалю присоединились и артисты владивостокского Театра кукол. В течение дня они колонной прогуливались по всему скверу, неся с собой большую золотую рыбу, и приглашали на уже полюбившийся спектакль «Колесница радости» в Адмиральском сквере.
А вечером в Театре молодёжи началась церемония открытия всероссийского театрального фестиваля «Место силы – Владивосток». Он будет проходить по 25 июля, с программой можно ознакомиться здесь.