Лето во Владивостоке традиционно вызывает всплеск интереса к покупке домашнего кондиционера. Есть ли в городе дефицит этой техники и очереди на её установку? Какой аппарат лучше выбрать? Появилась ли достойная замена японским и корейским брендам, которые ушли с российского рынка? Что рекомендуют специалисты? Корреспондент Новостей VL.ru провёл небольшое исследование.
Опрос показал, что дефицита техники в продаже нет. А вот очереди на её установку понемногу возникают, особенно в небольших компаниях. Хотя всегда можно найти на рынке тех, у кого найдётся бригада монтажников даже на ближайшие дни.
Из чего сейчас выбирают
Список предложений по брендам в последнее время радикально не изменился. По свидетельству компаний, с рынка ушли единичные марки – японские и корейские. Некоторые из них уже даже вернулись – их доставляют через третьи страны. Из-за этого бывают перебои в поставках, ну и цены, конечно, взлетели.
Так, ушёл и не вернулся японский бренд Mitsubishi Electric. С перебоями проникает в продажу Toshiba, его цена поднялась в два-три раза. Обходными путями везут в город Panasonic и Daikin, но если раньше он стоил в пределах 50 тысяч рублей, то сейчас – больше 100 тысяч. Кстати, в магазинах ДНС указана их сборка – в Турции. Не устойчивы поставки корейских кондиционеров Samsung и LG. Хотя и они есть – китайской или тайской сборки.
«Тем не менее для нас мало что изменилось, – говорит Алеся Михеенко, руководитель компании «МетеоВосток». – Дело в том, что многие японские кондиционеры относились к премиум-сегменту, цена которых была выше среднего. У них, конечно, был свой потребитель, и сейчас остаётся, но такая техника занимала не более 7% продаж. Корейские LG давно производились для нашего рынка в Китае или Турции. Поэтому мы достаточно давно работаем с китайскими производителями. Причём стараемся выбирать бренды, у которых собственные крупные заводы и хорошее качество. И такой выбор есть».
Среди рекомендуемых – китайская техника Kentatsu, Hisense и, конечно, Midea. У корпорации Midea есть хороший бренд кондиционеров – MDV. Всё это – качественный средний сегмент.
«MDV – вообще находка для наших новостроек, – продолжает Алеся Михеенко, – например, тепловой насос (разновидность кондиционера) отлично охлаждает воздух летом, а зимой – эффективно работает как полноценная отопительная система, справляясь с обогревом квартир и иных помещений даже при температуре минус 30. Причём в режиме максимально экономичного расхода энергии. В условиях, когда большинство новых домов во Владивостоке не подключено к центральному отоплению, это оборудование практически вне конкуренции».
Ничего не изменилось с уходом японских и корейских брендов и в компании «Арктик».
«Японская техника давно уже очень дорогая для нашего потребителя, мы ушли от неё лет 10-15 назад, на смену пришли другие бренды – совсем не хуже, к примеру, кондиционеры китайских заводов Midea и Gree», – говорит представитель компании «Арктик» Евгений.
С ним солидарны и в компании «Климат Вл».
«Мы тоже давно работаем с надёжными китайскими брендами, японская техника стала для большинства покупателей недоступной со времён скачка курса доллара, много лет назад, – комментирует директор компании «Климат Вл» Кирилл Кочнев. – Предлагаем своим клиентам кондиционеры Ballu, у них стоят японские компрессоры Toshiba. Ставим их сотнями, нареканий нет. Не хуже китайская марка Hisense».
В «Мире кондиционеров» рекомендуют Energolux, Midea, Kentatsu, Toshiba, Haier. Активно захватывают рынок новые бренды: Dahatsu, Loriot, MBO, Coolberg и другие.
«Если к китайском автопрому российские потребители ещё привыкают, то китайские кондиционеры уже давно и с большим перевесом лидируют по количеству проданных единиц, – рассказывает Наталья Бондарь, директор розничного направления компании «Мир кондиционеров». – Не уступают «китайцы» и по качеству, и по функционалу. Это сейчас безусловный лидер по производству климатической техники в мире. Производители из Поднебесной давно поглощают как отдельные заводы по производству компрессоров или роботизированных станков для своих сборочных цехов, принадлежавшие раньше японским, европейским или американским концернам, так и полностью поглощают крупные иностранные бренды. Заводы в Китае высокотехнологичные с высоким процентом автоматизации, что практически исключает человеческий фактор при производстве и сборке оборудования. Помимо этого, все заводы серьёзно относятся к контролю качества и обладают собственными испытательными лабораториями».
Словом, предложений много, у разных мастеров и компаний – свои предпочтения. Отзывы пользователей о кондиционерах в основном позитивные. Правда, во многих компаниях рекомендуют всё-таки покупку и установку заказывать сразу, и с гарантией – так в случае проблем продавец берётся обслуживать технику, вплоть до замены.
«В целом наблюдается рост на всё: спрос, цены и предложения. Наибольшее количество предложения традиционно у китайских брендов. По сравнению с прошлым годом количество запросов, связанных с установкой кондиционера, выросло на 33%, а запросы, связанные с ремонтом, чисткой и заправкой кондиционера, выросли на 62%. Кажется, что повышенный спрос связан с очередями на обслуживание кондиционера – люди ищут мастеров с наименьшим сроком ожидания», – отметил Максим Ефимов, аналитик FarPost.ru.
Как выбрать кондиционер
Помимо банального охлаждения, современная техника умеет много ещё чего. Вентиляция, осушение и обогрев – это, можно сказать, минимальный дополнительный набор. А есть ещё ионизация, антибактериальные фильтры, функция самоочистки, режим «спокойный сон» с пониженным шумом, управление с помощью wi-fi (включаешь со смартфона и приходишь с работы в прохладную квартиру) и другие. За какие из них стоит доплачивать, а какие вовсе не нужны – решать каждому.
Прежде всего необходимо определиться с типом оборудования. Кондиционеры бывают мобильные (или напольные) – их можно катать по квартире, оконные (устанавливаются в окне и в России не сильно популярны) и привычные большинству потребителей настенные сплит-системы – с внутренним и внешним блоком.
«Мобильные моноблочные кондиционеры не требуют квалифицированного монтажа, но покупка их порой приводит к разочарованию, – убеждена Наталья Бондарь из компании «Мир кондиционеров». – Уровень шума выше, так как компрессор находится в нём, а не висит за окном. Для теплообмена необходимо выводить воздуховод диаметром 100-150 мм на улицу, как правило, через открытое окно. Дренаж придётся выливать вручную. Ещё большинство мобильных кондиционеров работают только на охлаждение».
Так что специалисты рекомендуют настенные сплит-системы. А дальше один из важных параметров – мощность техники.
«Оборудование нужно выбирать исходя из площади, которую ему необходимо будет охлаждать, чтобы достаточно быстро нагоняло прохладу и работало не на пределе, поэтому нужен небольшой запас, – говорит руководитель компании «МетеоВосток» Алеся Михеенко. – Конечно, имеет значение и ряд других параметров – из чего построен дом, есть ли витражные окна – с такими кондиционер нужен помощнее».
О запасе мощности в 15-20% говорят и установщики, и потребители: если есть запас – техника работает не на пределе сил и прослужит дольше. Впрочем, запас должен быть в пределах разумного.
Ещё один важный выбор – обычный кондиционер «on-off» или инверторный. Первый работает «рывками»: когда температура в комнате опускается до заданной, компрессор останавливается, и внутренний блок работает как обычный вентилятор. Когда температура в помещении поднимается на пару градусов, компрессор опять включается.
Инверторный кондиционер – подороже, но это более совершенная технология, компрессор плавно регулирует давление и после охлаждения до заданной величины поддерживает постоянную температуру. Он работает в более расширенных температурных режимах (например, на обогрев до минус 15-30 на улице, тогда как неинверторные только в межсезонье до минус 7).
Специалисты чаще рекомендуют инверторные. Они потребляют меньше электроэнергии, работают тише. Хотя простые аппараты «вкл-выкл» тоже сохраняют своих приверженцев даже среди установщиков. Говорят, они менее капризные и более надёжные. В придачу к более низкой цене. Что касается ценового порога – если речь о качестве и выбираешь для себя, а не для дяди – оборудование начинается с 30 тысяч рублей.
Как часто надо чистить кондиционер
Абсолютно все специалисты в сфере кондиционеров солидарны в одном: чистить нужно примерно раз в год. Если техника работает только несколько недель летом – вызвать мастеров нужно перед началом сезона.
В Управлении Роспотребнадзора по Приморскому краю напомнили, что если кондиционер не очищать вовремя, он может стать разносчиком опасных бактерий, вирусов и грибов. Одной из самых опасных является «болезнь легионеров», или легионеллез. Инфекционное заболевание сопровождается тяжёлой лихорадкой, поражением лёгких, центральной нервной системы, органов пищеварения. Бактерии легионелл как раз живут и размножаются в воде, которая содержится в системах кондиционирования. Фильтры грубой очистки можно промывать самостоятельно раз в месяц с мыльным раствором или в тёплой проточной воде.
Чистить теплообменник и крыльчатку внутреннего блока должен технический специалист, так как она связана с разбором оборудования. В среднем стоимость чистки кондиционера – от 3 тысяч рублей и выше.
Марина Ивлева