Новости Владивосток

Не группами едиными: поток китайских гостей в Приморье после пандемии растёт, но это уже совсем другой турист

После «открытия» Китая в прошлом году поток туристов оттуда в Приморье постепенно восстанавливается. В краевом правительстве рапортуют о сопоставимых результатах с допандемийным периодом, а площади и другие достопримечательности приморской столицы полны групп туристов из Поднебесной. Однако местный бизнес, который традиционно принимал таких гостей, в один голос говорит о том, что не чувствует особого роста турпотока. Корреспондент Новостей VL.ru опросил игроков рынка и попытался разобраться, действительно ли Владивосток популярен среди китайцев и куда деваются «фантомные» группы туристов.

Что говорит бизнес

Директор туркомпании «Дороги мира» и по совместительству исполнительный директор Российского союза туриндустрии в Приморье Анна Филимонова рассказала, что ещё в начале июня проверяла заполняемость трёх- и четырёхзвёздочных отелей в центральной части Владивостока на два месяца вперёд. И с удивлением обнаружила, что даже на конец июля нигде не может найти больше десятка свободных мест. По её информации, на июль и август очень много мест там выкупили для китайских туристов, хотя для расселения турпотока из Китая, как правило, используются гостиницы, которые только на нём и специализируются (и оформлены на китайских граждан).

При этом Анна отмечает, что ситуация с отелями во Владивостоке в целом улучшается, в основном за счёт открытия пятизвёздочных гостиниц – но это сегмент для другой целевой аудитории иностранцев. В то время как в основном во Владивосток из Китая, по её данным, едут организованные группы, по безвизу, автобусами. И таким туристам интереснее более бюджетные предложения.

Подобный спрос на отели в самые жаркие месяцы лета говорит о высоком интересе китайцев к Приморью. Однако в некоторых сферах бизнеса пока не видят восстановления допандемийного уровня. Генеральный директор ювелирных магазинов «Золотой Ажур» и вице-президент клуба «Российская ювелирная торговля» по Дальнему Востоку Надежда Ткаченко говорит, что весной китайских туристов было не очень много – при том, что раньше активный сезон начинался в мае.

По её наблюдениям, наиболее активные посетители ювелирных магазинов – китайцы, которые приезжают на ВЭФ, и представители правительственных делегаций в другое время года. Берут в основном янтарь (самый распространённый сорт которого добывают в России) и другие натуральные камни, а также золото (в Китае оно другой пробы, более мягкое и ограничено в расцветке и типе инкрустированных камней) и родированное серебро, внешне схожее с белым золотом.

Уже в самом магазине китайцы позитивно реагируют на возможность заплатить картой банка своей страны: по словам Надежды Ткаченко, из-за санкций в приморской столице ограничена возможность оплачивать товары китайскими картами, а там, где это возможно, доступен только один тип карты. Молодожёны из Поднебесной, оплатившие покупку обручальных колец переводом из WeChat, буквально обнимали владелицу магазина за такую возможность.

В приморском казино «Шамбала» тоже не замечают особого притока китайских гостей и не строят каких-то планов на туристический сезон. До пандемии такого туриста здесь было больше, сейчас это в основном мелкий игрок, иногда – средний. Ориентация в работе заведения идёт на локального гостя, поскольку доля выручки от китайских туристов незначительна.

В сети ресторанов «Супра» говорят, что место иностранцев в общем потоке гостей в пандемию занял внутренний турист, который раньше не доходил до заведения. Больше всего гостей традиционно из регионов с прямым авиасообщением с Владивостоком: из Хабаровска, Новосибирска, Южно-Сахалинска. Туристов из Якутии в период пандемии стали называть «новыми корейцами» – им так же интересны русские и грузинские обычаи, и они могут позволить себе большой общий чек.

Китайцев сейчас несравнимо меньше, чем в 2019 году, и с учётом специфики ресторана – это преимущественно индивидуальный турист по электронной визе. Они особенно живо интересуются фотографированием в бурке и папахе, хинкали для них – это эволюция национального блюда димсам, так что их они тоже с удовольствием пробуют.

Не все местные обычаи им по вкусу: например, традиционное стояние в очереди в «Супру» в центре ведёт к тому, что они начинают предлагать взятку, чтобы пройти быстрее. Однако в то же время сотрудники сети ресторанов отмечают, что очереди сближают гостей, а языковой барьер легко преодолевается с помощью программы-переводчика в телефоне. На вопрос о том, не вытеснит ли вновь возросший поток китайцев русских гостей из заведения, директор по маркетингу сети Юлия Крутова отвечает отрицательно: скорее всего, просто изменится «логистика» турпотока – сейчас в сети 4 ресторана, и русскому туристу будет гораздо комфортнее добраться до тех районов города, куда иностранцу по объективным причинам будет ехать сложнее.

Что говорят официальные органы

В апреле первый заместитель министра туризма Приморского края Арсений Крепский в своём официальном канале отметил, что турпоток из КНР в первом квартале 2024 года практически сравнялся с аналогичным показателем допандемийного 2019 года. Этому предшествовало поэтапное открытие Китая: сначала в первой половине 2023 года разрешили выезд по электронным визам, а с августа того же года – групповой безвиз. До августа в Приморье въехало более 50 тысяч туристов, всего до конца года – почти 130 тысяч.

При этом строить конкретные прогнозы на лето Арсений Крепский не стал. По его словам, с 2019 года многое поменялось на туристическом рынке обеих стран: от числа автобусов для больших групп до запросов самих путешественников. Именно нехватка больших автобусов в Приморье не позволяет сейчас привезти из Китая столько туристов, сколько можно разместить во Владивостоке – но сейчас там нет и столько желающих.

По словам замминистра, процент группового китайского туризма в общем объёме сокращается, а индивидуальный сегмент растёт.

«Когда Китай открыл пассажирское сообщение, все участники рынка стали ждать восстановления группового безвиза. А оказалось, что китайским туристам это непринципиально, потому что они едут по электронной визе. Да, те, кого мы видим на автобусах, приезжают по безвизу. Но это не 100% турпотока оттуда, и объём этого потока из-за таких туристов в этом году резко не вырастет», – отметил Арсений Крепский.

Для местного бизнеса это означает, что гостям Владивостока можно будет предложить больше развлечений: в случае с группами это больше базовых сценариев отдыха, которые им предлагают в Китае, а индивидуальные туристы могут самостоятельно планировать как всю программу, так и значительную часть вне пакета услуг.

Поскольку индивидуальный турист, как правило, ещё и более обеспечен, меняется и круг интересов таких гостей – это уже не столько стандартный набор «краб, бытовая химия и ювелирные украшения», сколько услуги (театр, музеи, европейская кухня) и специфические покупки (оптические приборы, картины и военная форма). По словам Арсения Крепского, китайские туристы начинают посещать заведения за пределами инфраструктуры, созданной их соотечественниками в России, однако это накладывает и дополнительные обязательства на российских предпринимателей: им необходимо корректно донести до гостей правила пребывания в своём заведении. Также может меняться список компаний-партнёров, с которыми сотрудничает в Приморье китайская сторона.

Чиновник отметил, что изменилась и длительность пребывания китайских туристов в регионе – выросла с одной ночёвки до пяти. С ним солидарна и исполнительный директор Российского союза туриндустрии в Приморье Анна Филимонова – она говорит о средней продолжительности тура в 3-5 дней. Также она рассказала, что выросло число «транзитных» туристов, которые летят из Владивостока дальше (например, на Камчатку), и увеличился обмен детских культурных коллективов через границу.

А вот насчёт разнообразия программ групповых туров Анна не уверена: отечественные компании предлагают китайским коллегам различные варианты, но те не спешат соглашаться, поскольку это удорожает поездку. По её мнению, изменения в этом плане происходят не быстро.

Впрочем, и работа по привлечению индивидуального туриста также началась ещё до пандемии: по словам Арсения Крепского, в крае хотели «нарастить» процент более обеспеченных китайских туристов в общем турпотоке ещё с 2016 года. Это позволило бы увеличить средний чек и загрузить мощности аэропорта.

Подобная практика продолжается и сегодня: в конце мая аэропорт Владивостока провёл фам-тур по приморской столице для представителей китайских авиакомпаний и туроператоров. Им показали местные возможности культурного, гастрономического и активного туризма. Отметим, что, по данным аэропорта, пассажиропоток на китайском направлении в первом квартале 2024 года почти в 2 раза уступал таковому в 2019 году: соответственно, 37 тыс. пассажиров против 60 тыс. Однако следует учесть, что речь, скорее всего, о полётах туда-обратно, и не только с туристическими целями. И указанное количество всё равно почти в 130 раз больше, чем было пассажиров на этих рейсах в прошлом году – тогда прямые рейсы в Китай возобновились только в конце марта.


Обсудить в Telegram
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта