Самую большую в мире плавбазу «Владивосток 2000», конфискованную у Дмитрия Дремлюги, продали с четвёртой попытки. Судно подешевело почти в 10 раз. Купило его коллекторское агентство «АктивБизнесКонсалт», дочерняя структура «Сбера». Итоговая цена составила 274,5 млн рублей. Рыбой покупатель не занимается – он взыскивает долги, так что на промысел плавбаза уже вряд ли выйдет. Новости VL.ru разбирались, почему бывший актив беглого олигарха не привлёк рыбопромышленников.
Участники рыбохозяйственной отрасли предполагают, что причина кроется в недостаточной обеспеченности комплекса добывающими судами. В этом случае плавзавод просто не может быть заполнен сырьём, чтобы что-то перерабатывать и создавать готовую продукцию.
Плавзавод – это судно, которое не ловит рыбу само. На него сдают улов добывающие суда, которых на Дальнем Востоке сильно не хватает. В советское время они были очень популярны, а сегодня предприятий, которые могут позволить себе покупку, ремонт и уж тем более эксплуатацию самого большого в мире плавзавода, в регионе, в общем, нет.
«По моему субъективному мнению, чтобы это судно работало, нужен ещё добывающий флот, – считает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. – А предприятий, у которых он есть в достаточном количестве, не много. Вот ГК «Доброфлот» у нас к этому вопросу подходит серьёзно, по вылову дальневосточной сардины иваси. У них есть добытчики, есть плавзавод, который загружают сырьём. Поэтому они успешно работают. Но государственная инвестиционная политика направлена на строительство крупнотоннажного флота, который сам ловит и сам перерабатывает. Чтобы появились заинтересанты в покупке такой плавбазы, нужно снабдить её добывающим флотом, но в кратчайшие сроки его построить, я думаю, невозможно. Хотя в Морской доктрине РФ и говорится о необходимости строительства и работы судов для добычи и непосредственной переработки в районе промысла. Это как раз относится и к таким плавзаводам, как «Владивосток 2000». Я думаю, что именно поэтому оно не продаётся – не хватает промыслового среднетоннажного флота, который просто ловит и сдаёт. А это очень перспективное направление, и Ассоциация всегда выступала за строительство и перерабатывающего флота, и одновременно добывающего. В целом же предприятия рыбохозяйственной отрасли в России сильно закредитованы, объём кредитов уже около 1 трлн рублей. Берут кредиты под инвестквоты, под строительство судов и заводов. Лишних денег нет ни у кого».
Добывающий флот мог бы решить проблему с производством продукции в море с высокой добавленной стоимостью. Георгий Мартынов приводит в пример дальневосточную сардину иваси, улов которой доходит до рекордных уровней. В основном иваси ловят траловым промыслом, поэтому нежная рыба сильно давится. Из трала можно выбрать всего 10-15% рыбы, подходящей для консервов или пресервов. Всё остальное идёт на муку и жир. Это, конечно, тоже необходимо, но не относится к пищевой отрасли. А плавбаза и нужна для того, чтобы небольшие суда ловили кошельковым методом – тогда целой, недавленной сардины будет гораздо больше. И её в кратчайшие сроки можно доставить на плавзавод для изготовления любой продукции – мороженой, солёной, консервированной.
По информации Новостей VL.ru, структуры Дмитрия Дремлюги вложили огромную сумму в покупку и переоборудование судна, это бывший танкер. Но толком плавбаза так и не ходила в море – правоохранительные органы преследуют беглого олигарха уже давно, и большинство его компаний подвергались тем или иным взысканиям. Так что «Владивосток 2000» больше стоял, чем работал. Его стоянка у причальной стенки рыбного порта во Владивостоке обходится в 2 млн рублей в день. Эксплуатационные расходы ещё выше.
Кроме того, что плавбаза должна быть основательно загружена сырьём, продукция должна ещё и на рынке стоить достаточно для того, чтобы обеспечить прибыль добывающей и перерабатывающей компании. Но, как заметил на Дальневосточном рыбопромышленном форуме Алексей Буглак, президент Ассоциации добытчиков минтая, если отдельно оценить динамику минтая за период с 2018 по 2022 год, то валовая выручка по сектору выросла на 24%. Себестоимость производства выросла на 37%. Рентабельность продаж упала с 27% до 18%. Чистая прибыль сократилась на 30% и сегодня находится на минимальном уровне. В прошлом году, действительно, снижались цены на горбушу, на сельдь, на иваси.
Примерно по тем же причинам российский флот лишился плавбазы «Царь», ранее «Пётр Житников». Она тоже принадлежала структурам Дремлюги, а в 2019 году пережила крупный пожар у острова Шикотан. Его тушили неделю. Затем судно привели в Приморский край, где его приобрело ООО «Де-Фриз», входящее в ГК «ТИГР» экс-губернатора Приморского края Сергея Дарькина.
«Пётр Житников» получил новое имя, «Царь», его ремонтировали после пожара в Даляне. Но затем последовало несколько неудачных рейсов, которые не позволили вывести судно на безубыточность. В результате в марте этого года «Царь» ошвартовался в Аланге – индийском городе, считающемся крупнейшим кладбищем кораблей в мире. Здесь его разделали на металл. Не исключено, что «Владивосток 2000» ждёт та же судьба.