Учёные продолжают выяснять причины небывало массового цветения водорослей в Амурском заливе у берегов Владивостока. В частности, одним из факторов называют попадание в большом количестве канализационных стоков в море. Ранее один из сотрудников ДВО РАН сообщал, что из-за аварии на насосной станции два месяца в залив попадала канализация без очистки. Однако в Примводоканале уверяют, что таких аварий у них не было.
Ещё в воскресенье доктор биологических наук, научный сотрудник Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН Владимир Калинин связал жирный плавающий ил с загрязнением акватории канализационными стоками и повышением температуры: «Весной в Амурский залив около двух месяцев сливали неочищенную канальозу во Вторую речку из-за аварии на Центральной насосной в Снеговой пади. И хотя аварию ликвидировали и сейчас вони нет, но Амурский залив за два месяца обожрался органикой, и повышение температуры воды вызвало резкий рост микроводорослей со всеми вытекающими», – написал учёный.
В Примводоканале на вопрос Новостей VL.ru ответили, что аварий на Центральной насосной не было, канализация не сливалась без очистки, центральные очистные работали и работают в штатном режиме. Что именно имел в виду учёный, не понятно.
Сегодня в официальном канале ННЦМБ (Национальный научный центр морской биологии им. А. В. Жирмунского ДВО РАН) появился комментарий по поводу того, влияют ли стоковые воды на процесс «цветения». В качестве ответа приведена цитата доктора биологических наук, создателя единственной на Дальнем Востоке Группы по исследованию морского фитопланктона (в настоящее время это Лаборатория морской микробиоты) Галины Владимировны Коноваловой. Более 30 лет она занималась систематико-флористическими исследованиями морских жгутиковых водорослей, главным образом динофлагеллят – наиболее разнообразной группе морского фитопланктона, которая имеет большое теоретическое и практическое значение, и связанной с ними проблемой токсичных «красных приливов».
«Разовьётся ли обычная вегетация вида во вспышку «красного прилива», во многом будет зависеть от обилия доступной пищи и благоприятных гидрологических и метеорологических параметров среды. Мощным фактором активизации «цветения» воды является растворённое органическое вещество, поступающее с канализацией, используемое непосредственно и активизирующее процесс фотосинтеза. Растворённое органическое вещество повышает интенсивность фотосинтеза, темп деления клеток, увеличивает биомассу, при дефиците минеральных соединений азота и фосфора способствует усвоению органических. Нередко фактором выступает опреснение. Наиболее часто «красные приливы», вызванные динофлагеллятами, наблюдаются в опресняемой зоне у берегов, а также после дождей... Наиболее надёжным средством снижения частоты и интенсивности «цветений» является установление жёсткого контроля за спуском в море неочищенных промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод», – пишет Коновалова в атласе-справочнике «Красные приливы» у восточной Камчатки» от 1995 года.
Иными словами: да, учёные считают, что канализация могла стать «мощным фактором активизации цветения». При этом ранее водоканал неоднократно говорил, что в Амурский залив официальных стоков больше нет, всё заведено на очистные. Но неофициальные, к сожалению, ещё есть. Даже в центре города.
Напомним, в конце прошлой недели жители Владивостока заметили бело-жёлтые разводы и слизь у берегов Амурского залива. Росприроднадзор поспешил заявить, что это смытая в море пыльца растений, что оказалось неверным. Однако вскоре учёные их поправили и объяснили, что Владивосток столкнулся с морской слизью – жирным плавающим илом, продуктом жизнедеятельности Alexandrium. То есть это такой же «красный прилив», массовое цветение динофлагеллятов, как и у берегов Камчатки в 2020 году. Только на этот раз учёные загадку разгадали быстро, и массового выброса на берег мёртвых морских обитателей не случилось. Более того, специалисты говорят, что уже сейчас в заливе можно купаться, а выловленные морепродукты можно есть – они не представляют опасности.
А тем временем северный ветер уже отогнал слизь в Амурском заливе от берега. Сегодня её практически нигде не наблюдают. Люди снова купаются и наслаждаются чистым морем. Относительно чистым.