Загрязнение вод Амурского залива у берегов Владивостока морской слизью – это такой же «красный прилив», то есть массовое цветение динофлагеллятов, как и у берегов Камчатки в 2020 году. Только на этот раз учёные загадку разгадали быстро, и массового выброса на берег мёртвых морских обитателей не случилось. Более того, специалисты говорят, что уже сейчас в заливе можно купаться, а выловленные морепродукты можно есть – они не представляют опасности.
Замдиректора по научной работе Национального научного центра морской биологии имени Жирмунского Дальневосточного отделения РАН Татьяна Орлова рассказала, что за Амурским заливом их научный центр следит уже давно, его цветение – это нормальное явление, только в этом году оно достигло колоссальных масштабов.
«Мы в ННЦМБ плотно изучали это явление. В ННЦМБ ДВО РАН с 2007 года функционирует Центр мониторинга вредоносных водорослей и биотоксичности морских акваторий Дальнего Востока, мы и занимаемся установлением причин цветения моря. Именно наш Центр установил причину экологической катастрофы на Камчатке в 2020 году, и это тоже были динофлагелляты. Во Владивостоке как и 9 июля 2020 года, так и 6 июля 2024-го причина слизи и пены в Амурском заливе одна и та же – явление вредоносного цветения воды (красный прилив), вызванное цветением (массовым развитием) одноклеточных организмов – динофлагеллят Alexandrium pseudogonyaulax. Только в этом году масштаб покруче!
Цветение – это нормальное явление, микроводоросли каждый год цветут в Амурском заливе, но виды разные и интенсивность цветения может быть разной. Вода Амурского залива уже очищается. Морепродукты есть можно, купаться тоже», – рассказала Татьяна Орлова.
Напомним, в конце прошлой недели жители Владивостока заметили бело-жёлтые разводы и слизь у берегов Амурского залива. Росприроднадзор поспешил заявить, что это смытая в море пыльца растений, что оказалось неверным. Однако вскоре учёные их поправили и объяснили, что Владивосток столкнулся с морской слизью – жирным плавающим илом, продуктом жизнедеятельности Alexandrium.
«Красные приливы» могут длиться от трёх дней до нескольких месяцев. На Камчатке, например, где в сентябре 2020 года случилась экологическая катастрофа, цветение продолжалось два месяца.
Обновлено: «Цветение» воды – это явление, признанное во всём мире стихийным бедствием, отмечают в ННЦМБ. На Дальнем Востоке России «цветение воды» как вид экологической катастрофы впервые отмечен на побережье Камчатского края, и это произошло не в 2020 году, а много раньше. Первый в России случай отравления моллюсками, завершившийся смертью двух человек, был зафиксирован ещё в середине прошлого века во время обширного «красного прилива» в Беринговом море. Позже, в августе 1973-го, отравление мидиями, собранными во время «красного прилива», также привело к гибели двух человек в Петропавловске-Камчатском. В конце ХХ века обширные «красные приливы» у тихоокеанского побережья Камчатки и у западного побережья Берингова моря отмечались достаточно регулярно.
Увеличение масштабов и частоты вредоносного цветения водорослей в дальневосточных морях России будет оказывать негативное влияние на экономику региона, в значительной степени связанную с добычей и переработкой морских биоресурсов, отмечают учёные. Центром постоянно ведётся работа по оповещению как научных организаций, так и населения, создан центр мониторинга «вредоносных цветений». Сегодня, 8 июля, в ННЦМБ ДВО РАН состоялось совещание руководства Центра во главе с директором И. Ю. Долматовым и с участием представителей мэрии города Владивостока, природоохранной прокуратуры, Росприроднадзора и ряда других организаций. Договаривались о способах совместного реагирования. Есть вероятность, что будет объявлено о создании Штаба по экологическим катастрофам.
Кто же такой этот «герой», наделавший столько шума? Alexandrium pseudogonyaulax (Biecheler) Horiguchi ex Yuki et Fukuyo. Длина клеток 32,5–50 мкм, ширина – 37,5–62,5 мкм. Диаметр цист – до 80 мкм. Вид A. pseudogonyaulax, вызвавший «цветение воды», вырабатывает фикотоксины и гониодомин А (goniodomin A, B), который токсичен для морских беспозвоночных и может накапливаться в тканях рыб-бентофагов. Вид обычен в Японском и Охотском морях, как правило, при низких концентрациях.
По неопубликованным мониторинговым данным, в июле 2020 года численность этого вида в планктоне Амурского залива превышала 1 миллион клеток/литр, что является «цветением». Однако масштабы того цветения были незначительными. Цветение этого года сравнимо с предыдущим по уровню концентрации клеток A. pseudogonyaulax, но значительно превышает по площади.
«Alexandrium pseudogonyaulax был описан из Средиземного моря в 1952 г., но в последние 30 лет его начали регистрировать по всему свету. В 2001 г. его нашли в Японском море наши альгологи. Для побережья Европы это один из самых массовых видов александриумов, вызывающий цветение вод. Для него не была отмечена выработка сакситоксина, но он содержит другой токсин - гониодомин А. В заливе Петра Великого этот вид никогда не вызывал цветения, и оптимальным для него температурным диапазоном были 20,3–23,7 градуса, – рассказал в своём журнале доктор биологических наук Алексей Чернышёв. – Вода в заливе Петра Великого ещё не достигла 20 градусов, поэтому непонятно, почему тепловодный Alexandrium pseudogonyaulax решил внезапно размножиться. Можно предположить, что длительные дожди смыли в залив много органики, но при этом сильно не опреснив море, что способствовало этому феномену. Поскольку у этой водоросли не регистрировались особо опасные токсины, то массового мора не будет. О влиянии гониодомина А на человека и позвоночных вообще я не нашёл сведений – отмечают только, что этот токсин имеет хорошую противогрибковую активность».
Дарья Шмелёва