Реконструкция павильона-остановки на Постышева довольно бодро и внезапно началась в прошлом году. За несколько месяцев собственники полностью обновили фасад и готовились запускать небольшой торговый центр в работу к ВЭФ-2023. Но затем горожане заметили, как всякая активность здесь стала сходить на нет. Сейчас внутри продолжаются вялотекущие работы. А вот когда объект будет полностью завершён и будет ли вообще – неизвестно. Корреспондент Новостей VL.ru поговорил с представителями инвестора и выяснил, почему работы остановились на неопределённый срок.
Идее перестройки остановочного павильона на Постышева в капитальное двухэтажное строение в этом году как раз 20 лет. В 2004 году между УМС Владивостока и инвестором был заключён договор на реализацию инвестпроекта по комплексной реконструкции павильона ожидания автотранспорта, который находился в муниципальной собственности. К февралю 2012 года по документам должен был появиться на остановке «Постышева» объект придорожного сервиса. По факту – небольшой двухэтажный магазин. УМС предоставляло павильон, инвестор вкладывал деньги.
В конце 2010 года предприниматель обратилась в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект незавершённого строительства готовностью 98%. Росреестр процесс регистрации несколько раз приостанавливал, требуя различные документы в дополнение к тем, что были предоставлены вместе с заявлением. В конце концов предпринимателю было отказано – ведомство посчитало торговый центр самовольной постройкой. Предприниматель обратилась в суд, который отказал ей в первой и апелляционной инстанции.
Объект некоторое время работал неофициально. Здесь на первом этаже был салон связи. Второй этаж не использовался вообще. В 2015 году приставы наложили запрет на эксплуатацию павильона по решению суда. В 2020 году мэрия провела экспертизу павильона, которая установила, что «заброшка» опасна для горожан.
Только в 2021 году между мэрией и предпринимателем было заключено дополнительное соглашение с изменением сроков реконструкции объекта и обязательством инвестора достроить его и ввести в эксплуатацию. Стороны пришли к соглашению о регистрации права общей долевой собственности на объект незавершённого строительства.
Из павильона выгнали ночевавших там бомжей, убрали весь мусор. Конструкции внутри павильона усилили, фасадные витражи, двери, окна заменили на облегчённые. Начали уже внутреннюю отделку. Для того, чтобы работы продолжить, требовалось внести изменения в техпаспорт и ряд других документов, а для этого снова потребовалось право собственности хотя бы на объект незавершённого строительства. В 2023 году предприниматель опять обратилась в Росреестр за регистрацией, но снова последовало приостановление процесса.
«Мы продолжили работать над проектом, – говорят представители инвестора. – Участок был сформирован в 2016 году. Он в собственности муниципалитета. Подписали договор аренды земельного участка. Сейчас есть ряд нюансов, для которых требуется оформление прав на объект незавершённого строительства. Подаём с администрацией совместно заявление о регистрации прав общедолевой собственности. Это требуется для продолжения реконструкции и подписания акта о завершении реконструкции. А чтобы его подписать, опять же, нужна регистрация – замкнутый круг. Росреестр долго рассматривал и отказал – оформлено в отсутствии разрешения на строительство».
Предприниматель снова обратилась в суд. Первая инстанция приняла во внимание то, что ранее наличие разрешения на строительство уже подтверждалось в другом процессе, что договор между ИП и УМС действительно был, что здание – не самострой. Словом, первая инстанция признала отказ Росреестра в регистрации незаконным.
«Когда мы подписались под инвестиционным проектом, то в первую очередь сделали фасад, потому что это гостевой маршрут. Чтобы хотя бы снаружи прилично выглядело. Но люди-то не могут пользоваться объектом. Мы когда начали здесь работы, к нам столько предложений об аренде приходило и от общепитов, и от иных сфер услуг. Всем интересен объект, он же очень проходной. И люди, в свою очередь, могли бы не стоять там под дождём и снегом на остановке в ожидании автобуса, а быть здесь в тепле, чай-кофе попить, пока ждут. Когда решение первой инстанции вступило в силу, мы обрадовались, сразу бригаду сюда пригнали, думали, что быстро всё доделаем. Это ведь уже получается вторая реконструкция, второе вложение средств».
А Росреестр пошёл в апелляцию, которая полностью пересмотрела всё дело и встала на сторону ведомства.
«На сегодняшний день мы не можем продолжить и завершить этот проект в отсутствии регистрации, – объясняют свою позицию представители инвестора. – В суде говорим, что в 2011 году здание поставили на кадастр, ни у кого не было вопросов. Сейчас мы даём всё: вот права, вот земля, вот общедолевое. Суд рассматривает, приходит к выводу, что Росреестр не прав, и обязывает зарегистрировать. Росреестр подаёт жалобу, и тут начинается интересное – нам говорят, что у нас не было земельного участка изначально. Но мы же это уже проходили, подождите… Эти бумаги уже использовались, и уже всё зарегистрировалось по ним. Нет, всё равно. Но ведь раньше никто ничего не оспаривал. И на сегодняшний день мы уже в кассации в Хабаровске. К чему это приведёт, не знаем. Все говорят, что это недострой, что он опасен. А на самом деле бюрократическая проволочка тянется столько лет, и мы никак не можем её преодолеть. Столько времени и денег сюда уже вложено. И ладно бы это были только наши коммерческие интересы, мы бы поняли. Но здесь права администрации тоже. Все говорят – да-да, надо достраивать. У нас завершаются сроки инвестиционного соглашения. И ни мы, ни администрация не понимаем, что делать».
Застройщики надеются на решение кассации, но, как говорится, не от всего сердца. Если суд примет доводы апелляционной инстанции, то всякая активность на объекте прекратится. И не исключено, что собственника в конце концов обяжут его снести.