Владельцы и сотрудники круглогодичной базы отдыха «Лесная поляна» на Садгороде до сих пор отходят от шока в связи с решением суда передать участок и здания городу. В июне тут успели открыть долгожданный аквапарк с тёплыми бассейнами, но не весь, да и не понятно, успеет ли он доработать до конца лета. Менеджеры не понимают, что отвечать постоянным посетителям. А рабочие уже вывозят вещи и готовятся распиливать на металл единственный в Приморском крае кресельный подъёмник на горнолыжной трассе. Владельцы базы говорят, что не верили в такой исход, готовы были доказать в суде законность приватизации. Но когда получили судебное определение об ускорении разбирательства, поняли – шансов нет. Почему возвращение городу заброшенных лагерей теперь приведёт к закрытию действующей базы, разбирались Новости VL.ru.
В советское время Садгород стал настоящим курортом с санаториями, базами отдыха, лечебными грязями и главное – множеством пионерских лагерей. Три последних десятилетия были непростыми: вырубались деревья под застройку, сносились корпуса лагерей и санаториев. Кажется, что возвращать курортное наследие уже поздно. Из четырёх лагерей на Садгороде, возвращение которых год назад инициировала прокуратура, «Нептун» уже застраивают домами, на месте «Изумруда» почти готовая стройплощадка – уже нет ни корпусов, ни деревьев, а в «Прометее», тоже выкупленном застройщиками, корпуса стоят заброшенными и заросшими, навевающая уныние картинка.
Почему в этот список попала «Лесная поляна» – решительно не понятно. В отличие от всех остальных комплексов, этот изначальные собственники не продавали застройщикам, а сохранили и обустроили. Правда, из 13,4 гектара земли, которые достались в результате приватизации, примерно 5,5 га превратились в участки под коттеджи. Но сама база отдыха, в которой в том числе проходили детские смены, сохранилась, корпуса модернизировали, построили аквапарк с тёплыми бассейнами, водно-оздоровительный и СПА-комплексы. Здесь открыли горнолыжную базу, одну из двух во Владивостоке, и единственный во всём Приморье кресельный подъёмник. Сегодня это действующий центр семейного отдыха с круглогодичными гостиничными корпусами, беседками, где отдыхает огромное количество семей с детьми. И всё это, по решению суда, теперь нужно закрывать и разбирать до основания. Если, конечно, решение не удастся обжаловать, но в это никто не верит.
Что мы теряем
История «Лесной поляны» началась в 1974 году, когда Владивостокский горисполком закрепил за трестом «Судпромстрой» участок на Садгороде по улице Главной для строительства пионерского лагеря на 480 мест и детсада-дачи (были в СССР и такие) на 280 мест. Проект утвердил архитектор Владивостока, но начало строительства затягивалось, поэтому участок площадью 13,39 га закрепляли несколько раз, с уточнением назначения. Так, в документах 1979 года указано, что возводится «детский оздоровительный комплекс». А вскоре стало понятно, что проект предусматривает его использование не только детьми летом, но и сотрудниками предприятия в осенне-зимний период, поэтому трест запросил разрешение на строительство лечебного корпуса.
В итоге, судя по документам, комплекс отдыха ввели в эксплуатацию 1980-м, профилакторий к 1987-м, а лагерь к моменту приватизации числился... недостроем. Во всяком случае, так указано в акте от октября 1990 года. «Судпромстрой» ещё в советское время превратился в Производственное объединение «Строитель», а потом и в акционерное общество. Именно ОАО «Строитель» и получило «Лесную поляну» в начале девяностых и владело ей до сих пор.
Во времена приватизации на балансе «Строителя» стояло огромное количество возведённых им домов, магазинов, детсадов и школ, которые общество пыталось передать городу. Иногда приходилось чуть ли не насильно спихивать (так было с несколькими детсадами), потому что содержание имущества стоит больших денег. А вот «Лесную поляну» компания приватизировала – город её не забрал, наоборот, признал подлежащей включению в уставный капитал. Вместе с комплексом общество получает в бессрочное пользование и участок площадью 14,1188 га.
Правда, тогда, в 90-е, «Лесная поляна» была заброшена. Как рассказывают представители ОАО «Строитель», заводы остановились, следить за имуществом было некому, поэтому на Садгороде стояли корпуса без окон. Только в 2000-е собственник снова занялся базой отдыха. Территорию огородили, корпуса благоустроили, возвели беседки, стали активно продвигать «Лесную поляну» как центр семейного отдыха на природе недалеко от города.
По инициативе руководства компании построили горнолыжную трассу. Гору увеличили в два раза, оборудовали 600-метровую трассу, а в 2010-х купили и установили кресельный подъёмник. При этом цены тут вполне приемлемые, есть также тюбинговая трасса, прокат, инструкторы – всё необходимое.
– Зимой там работают школы, инструкторы обучают детей кататься. Руководство хотело, чтобы было такое место во Владивостоке. Решили сделать для города круглогодичную базу: бассейны, горки. Представьте, как надо греть бассейн, чтоб там было 33 градуса. Сколько приносит денег база и сколько поглощает – несоизмеримо. С точки зрения бизнеса, эти горки ничего не приносят. Только полную базу счастливых людей, которые сейчас поддерживают, оставляют комментарии, – говорит представитель компании.
Сколько вложено в «Лесную поляну», собственники не раскрывают, но уверяют: она не приносит им прибыли, максимум по итогу сезона выходит в ноль. Учитывая вложенное, она бы ещё не скоро смогла окупиться. Капризная приморская погода позволяет центру отдыха работать на полную мощность всего несколько выходных зимой и несколько летом. При этом каждый сезон его обновляют, ремонтируют, готовят праздник к открытию. Но этим летом уже без торжеств.
Кто прав формально
Судя по иску прокуратуры, детский лагерь нельзя было приватизировать. В Постановлении Верховного Совета от 27.12.1991 сказано, что объекты здравоохранения передаются в муниципальную собственность, независимо от того, на чьём балансе они находятся. А Указ президента от 10.01.1993 прямо запрещал передачу оздоровительных детских лагерей и дач. И «Строитель» якобы не мог об этом не знать, но «не проявил разумной осмотрительности».
В связи с этим прокуратура потребовала признать ничтожным договор купли-продажи от 06.06.1994 между Фондом имущества Приморского края и АОЗТ «Строитель» в части передачи пионерлагеря и передать администрации города профилакторий с рестораном, столовую-клуб, три спальных корпуса, общежитие, административное здание и овощехранилище, а также земельные участки площадью почти 12 га. Суммарная кадастровая стоимость земли – более 167 млн. Весь имущественный комплекс собственник не оценивал, так как никогда не планировал продавать, но это явно более миллиарда.
Когда юристы ОАО «Строитель» ознакомились с иском, решили, что его почти невозможно проиграть и правда на их стороне. Во-первых, по мнению ответчика, прокуратура ошибочно называет «Лесную поляну» учреждением здравоохранения. Во-вторых, на момент утверждения приватизации в конце 1992 года никакого Указа президента от января 1993-го ещё не было. Более того, даже в самом иске сказано, что на балансе предприятия находился именно комплекс отдыха, а детский лагерь был недостроем. Да, договор купли-продажи подписали только в 1994-м, но право собственности возникло гораздо раньше, считает ответчик, значит, оснований для исключения «Лесной поляны» из списка объектов на приватизацию не было.
– Увидели иск и удивились. В основном же изымали заброшенные лагеря. Почему претензии появились к нам – никто понятия не имеет. Чтобы обосновать законность изъятия имущества, нужно доказать, что оно выбыло не по воле собственника. А у нас список на приватизацию город утвердил, замглавы поставил подпись. Это разве не было выражением воли собственника? – удивляется юрист Анна Петрыга. – Более того, прошло уже 30 лет. Прокуратура говорит, что исковая давность не применяется, если иск направлен на защиту прав группы лиц на отдых и здоровье. Я прокурору задаю вопрос: а как в нашем случае это применяется? У нас база отдыха работает, не перепрофилирована, на месте не выстроены многоэтажки, коттеджные посёлки. Любой гражданин может приехать и реализовать своё право. Ответ шокировал: ну вы же делаете на коммерческой основе. Ну да, ОАО «Строитель» – это коммерческая организация. А вы можете мне назвать хоть одно госучреждение такого плана – лагерь, база отдыха – в муниципальной собственности, чтобы там услуги предоставлялись бесплатно? Прокурор не назвал.
По словам собеседника, весь год, пока шёл процесс, была надежда. Но внезапно суды ускорились. Три иска, «Прометей», «Юный приморец» и «Лесная поляна», которые рассматривали независимо друг от друга разные судьи, вдруг собирают в один день. Уже назначенное на 3 июля заседание по «Поляне» переносят на 24 июня. И в один день по трём объектам выносятся одинаковые решения.
– Можно было и не ехать на это заседание, – говорит собеседник. – Думаю, в этом случае вторая инстанция очень быстро пройдёт. Обжаловать будем, рассчитываем на кассацию, но надежды почти нет.
Освобождение от всего?
Никто в суде не говорит о том, как центр отдыха будет передаваться муниципалитету. Видимо, собственник должен будет освободить участок от всего, что за эти годы понастроил, начиная с забора. Здания тоже придётся приводить в первоначальное состояние: убирать мебель, окна, ремонт… Разобрать придётся аквапарк, кресельный подъёмник, все некапитальные постройки. Привести в состояние «как было» – поле и заброшенные корпуса.
На горнолыжке распилочная бригада уже готовит к демонтажу подъёмник. Рабочие начали вывозить всё зимнее. Некоторые беседки даже не расконсервировали. Нижнюю часть аквапарка не стали запускать, вывозят часть оборудования, потому что неизвестно, в какой момент придут силовики опечатывать имущество.
«Не знаю, для чего это делается. Если бы сказали, что потом сможем это всё выкупить на какой-то основе. Но с таким предложением к нам никто не обращался. Думаю, и не обратятся. Люди звонят массово, спрашивают, до какого числа работаете. Все ждали аквапарк, 30-градусный бассейн с шезлонгами, как раз в море ещё холодно купаться. Что им отвечать, мы не знаем», – говорит заместитель гендиректора ОАО «Строитель», устроивший корреспонденту Новостей VL.ru экскурсию по территории.
В этот день как раз солнечно, и на базе много счастливых лиц. Директор показывает новые люксовые номера с личной сауной, которые хотели запустить в этом году:
«Хорошо, что фотографируете. Потом сравним, что тут будет после передачи городу: развалины. Мы читали комментарии, и каждый второй – сочувствие. Раньше «Лесная поляна» была одним из самых популярных мест для свадеб. В этом году поставили два шатра, а про остальные не знаем. Может, к нам сейчас ОМОН зайдёт и всё вынесет. В один день по щелчку люди останутся без работы. Мы и жильё сотрудникам предоставляем, потому что Садгород. Некоторые живут семьями с детьми. Пойдут на улицу».
Разместить пионерский лагерь на «Лесной поляне» можно хоть завтра, говорят собственники, щёлкнуть пальцами – и группа заехала. Всё для этого готово. Собственно, корпуса периодически и сдавали под детские смены. На сайте «Поляны» можно найти фотоотчёты о том, как дети здесь отдыхали в 2018 году. Теперь такой возможности не будет.
«В 90-е законодательство было очень противоречивое, – добавляет юрист. – Указ Ельцина запрещал приватизацию таких объектов, но когда он вышел, никто не озаботился проверить, а нет ли на текущий момент нарушений. Более того, договор с мэрией заключался уже после Указа, и в этом договоре ясно написано – передать «Лесную поляну» акционерному обществу. Всё делалось по требованиям властей, а теперь как хотите, так и выкручивайтесь. Акты оценки и договор купли-продажи согласовал Фонд имущества. Где здесь вина «Строителя»? Само предприятие во всей этой приватизации играло пассивную роль. Нам сказали – мы сделали. Утверждали те, у кого были полномочия. Вызывайте соответчиками администрацию, министерство имущественных отношений. А то получается, что собственник «Лесной поляны» не менялся никогда. И теперь её забирают».
Когда за остальными?
Что администрация Владивостока будет делать с изъятыми лагерями, не ясно пока никому. Подобных объектов у города ещё не было, бюджета на их содержание тоже. В мэрии предлагают дождаться завершения всех судебных процессов и передачи этих объектов в муниципальную собственность. Получается, вопрос, сохранится ли на Садгороде горнолыжка и аквапарк, предлагают обсуждать после того, как всё это демонтируют.
В прокуратуре тоже не стали обсуждать, как мэрия будет распоряжаться имуществом. Но подчёркивают: целевое назначение нужно сохранить. То есть продать опять под застройку не получится. Разве только застройщику лагерей, и то только аренду. В частную собственность бывшие лагеря по-прежнему отдавать никому нельзя.
Интересно, что на Садгороде в частные руки ушло уже много лагерей помимо тех, что сейчас возвращают. Буквально на соседних участках вместо пионерских корпусов уже выросли клубные дома и прочее малоэтажное жильё. А какие-то лагеря, судя по всему, готовятся к застройке. Но больше исков прокуратура пока не подавала. При этом в ведомстве не утверждают, что все остальные лагеря во Владивостоке приватизированы законно. Предлагают разбираться предметно.
Что касается целевого назначения участков, то теоретически горнолыжная база может сохраниться, если её органично вписать. Но кто это будет делать, не понятно. В случае «Лесной поляны» есть и ещё один нюанс. В 2015 году прокуратура уже выходила в суд с требованием снести объекты и закрыть базу из-за нецелевого использования. В 2010 году назначение земли под центром отдыха поменяли на Ж1 – застройку индивидуальными жилыми домами. Большой участок площадью 13,4 га сократился до 8 га, а рядом появились четыре десятка маленьких, пригодных под коттеджи. Позже к нему докупили 4 га, но на момент судебного разбирательства эта земля базе не принадлежала. Но в 2018 году решение о закрытии Приморский краевой суд отменил, разъяснив, что ОАО «Строитель» владеет именно базой отдыха «Лесная поляна», и она расположена тут законно.