Всемирный музыкальный эфир звучит очень многоголосо, и если настроиться на его волну, можно вдруг неожиданно для себя услышать песни о Владивостоке на иностранных языках: английском, французском, испанском… Не менее удивительно и то, что Владивосток стал темой для музыкальных произведений без слов – инструментальных и электронных композиций, написанных зарубежными авторами. В настоящее время известно немало (значительно более десятка) таких произведений, получивших название Vladivostok или связанных с именем нашего города, созданных музыкантами из США, Германии, Франции и других стран. Среди них не только малоизвестные, но и классики современной музыки. К 164-летию Владивостока представляем на суд читателей и слушателей наиболее интересные иностранные музыкальные композиции о Владивостоке, которые имеют необходимый эстетический уровень и чётко определимое авторство.
Важно напомнить, что инструментальная музыка – это направление, к которому более тяготеют профессионалы, и поэтому оно более сложно для восприятия. Если в песнях смысл композиции становится понятен благодаря словам и артистической подаче, то чистую музыку нужно слушать целенаправленно, она говорит на своём языке. Но именно этим инструментальная музыка о Владивостоке и интересна – как эмоциональный посыл или художественное осмысление, которые передают нам внутреннее звучание образа Владивостока для зарубежного музыканта и слушателя. Для нас это – интересные свидетельства о том, как воспринимают Владивосток наши западные современники и почему они посвящают этому далёкому от них городу музыку и песни.
1. Одно из таких зарубежных музыкальных произведений о Владивостоке написано рок-группой Camper Van Beethoven (США, Калифорния) в 1985 г. Композиция Vladivostock была включена в их первый альбом Telephone Free Landslide Victory в составе 17 песен и инструментальных композиций. Эта музыка, сыгранная на электрогитаре, скрипке и ударных, звучит как будто весело, но при этом с нотками грусти и иронии. Нужно отметить, что «бетховенцы» – авторитетная группа, они относятся к числу родоначальников независимого и альтернативного рока и известны своим стремлением к оригинальности, экспериментам. Русская тема у них звучит не единожды и является одним из способов продемонстрировать свой нонконформизм в музыке.
2. Далее владивостокскую тему затронул один из звёздных композиторов Голливуда Бэ́зил Поледу́рис (Basil Poledouris, 1945-2006), автор саундтреков к таким кинохитам прошлого века, как «Голубая лагуна», «Конан-варвар», «Горячие головы - 2», «Робот-полицейский» и другим. В 1987 году он написал музыку к мини-сериалу «Америка», который представляет фантастическую историю о том, как Советский Союз захватывает власть над США и превращает этот «оплот демократии» в свою политическую марионетку. Такой печальный для всех американцев сценарий отразился в общем тоне композиции Train To Vladivostok (Поезд на Владивосток) – она звучит довольно мрачно и одновременно эпически, словно рисует перед глазами слушателя пугающие пространства «Империи зла» от европейских границ до Владивостока.
Известны ещё не менее трёх музыкальных композиций с названием Vladivostok, написанных для зарубежных фильмов в 2010-х годах: две от композитора Робина Миллера (Robyn Miller), и одна закралась в саундтрек второго сезона французского сериала Nus & culottés (Голый и нахальный). Но по сравнению с уже упомянутой, они не добавляют нового в звучание Владивостока, а сами фильмы не стоят отдельных упоминаний и рекламы.
3. С начала XXI века Владивосток вместе со всем остальным миром приобрёл своё второе, виртуальное измерение. Одним из первых музыкальных треков для компьютерных игр, где фигурирует наш город, стала композиция Exploring in Vladivostok (Знакомство с Владивостоком), написанная для американской виртуальной стратегии Red Alert 3 в 2008 году. Тема о Владивостоке звучит тревожно, воинственно и монументально, словно демонстрирует панорамы города с военными кораблями и береговыми укреплениями. Вместе с ней в игре звучат треки о знакомстве с Нью-Йорком, Токио, Гаваной, континентальной Европой. В целом действие стратегии происходит в воображаемом историческом сценарии, где СССР не распадается, а вступает в мировую войну с США и их союзниками, и затем к этой борьбе подключается Япония.
Похожим образом Владивосток звучит в компьютерной игре Phantom Doctrine, выпущенной польскими разработчиками в 2018 году. Она инсценирует борьбу КГБ и ЦРУ во время холодной войны, и в её саундтрек входит композиция Intel From Vladivostok.
4. Певцом и фанатом Владивостока стал голландский музыкант Роон Стаал (Roon Staal), который с 2007 по 2020 год многократно посещал наш город, давал здесь концерты, записывал свою музыку, смог стать частью его культурной жизни и до сих пор остаётся хорошим другом нашего города. Своё неравнодушие к Владивостоку он выразил в нескольких музыкальных произведениях, среди которых выделяется Vladivostok improvisation (Владивостокская импровизация), которую он представил на концерте во Владивостоке в 2011 году. Темпераментная и одновременно лирическая фортепианная композиция отличается визуализирующей силой: контрасты и неожиданные сочетания звуков словно рисуют перед глазами этюды с панорамами, улицами и даже погодой Владивостока. В композиции легко можно услышать восторг музыканта от созерцания далёкого, полного ярких ощущений города, который он недавно открыл для себя.
5. Композицию Vladivostok two step (Владивосток в двух шагах) написал один из видных представителей стиля кантри американец Кит Пирсон (Keith Pearson), известный с 1970-х. Она включена в его сборник The Bluegrass Collection (2013). Интересно, что Пирсон зарекомендовал себя именно как исполнитель собственных песен, но композиция о Владивостоке единственная в этом сборнике без слов. Она представляет собой весёлую динамичную игру кантри-оркестра с банджо и скрипкой на первых ролях. Возможно, смысл названия этой танцевальной мелодии кроется в печальной песне, которая идёт в альбоме прямо перед ней – Misery (Страдание), от которого хочет убежать певец, причём очень быстро и далеко – хоть до самого Владивостока.
6, 7. From Moscow To Vladivostok – с таким одинаковым названием относительно недавно были выпущены две разные танцевальные дорожки от зарубежных дэнс-композиторов. Автор под псевдонимом Mister Jan (Германия) включил такой трек в свой альбом Step By Step (2020), который можно понять как некое танцевальное путешествие по континентам и музыкальным стилям. А итальянец Марко Челлони (Marco Celloni) выпустил свой фееричный вояж во Владивосток в альбоме Enjoy Life (2021). Композиции отличаются стилистикой (в первой преобладает драм-энд-бас, в другой – диско), но их объединяет позитивный настрой и драйв. Танцевальные ритмы в них дополняют энергичные гудки паровоза, казачьи возгласы «Хэй!», партии аккордеона, словно выражая кураж и восторг от переезда через самую большую страну мира в знаменитый город на краю земли.
8. Брутальное роковое звучание Владивостока представила греческая группа Cargo Lift. Их альбом Then («Затем», 2021), состоящий из песен в духе гранжа, завершает инструментальная композиция Vladivostok. Эмоциональное впечатление от этой музыки рисует мрачные бесконечные урбанистические пространства или какие-то подобные апокалиптические картины. Трек звучит металлически холодно, монотонно, как будто служит настойчивым напоминанием слушателю, что не только альбому, музыке, но и всему на свете когда-то наступает «полный Vladivostok», то есть неизбежный, жестокий конец.
9. Лирическую музыкальную зарисовку Tears in Vladivostok (Слезы во Владивостоке) выпустил Schiller – проект немецкого музыканта Кристофера фон Дейлена – успешного и признанного мастера электронной музыки, который работает в этом жанре более 20 лет. Этот трек вошёл в его альбом Epic (2021) и, несмотря на печальное название, звучит красиво и по-своему действительно эпически. А сам альбом представляет собой подборку композиций в романтическом духе («Полночь в Ширазе», «Одиссей», «Сфинкс» и т. п.).
10. Как одно из замечательных мест в музыкальном кругосветном путешествии показал Владивосток авторитетный французский композитор Клод Сальмиери (Claude Salmieri) в своём альбоме Jazz around the World («Джаз вокруг света», 2021). Это произведение представляет собой подборку стилизаций на тему музыки и образов различных уголков мира (Bossa Brasileira, African Dream, Valsa Di Roma, Indian Sunrise и т. д.). Композиция Vladivostok last stop (Последняя остановка Владивосток) завершает альбом из 14 композиций. Начинаясь напряжёнными минорными нотами, музыка развивается красивой, но холодящей мелодией на струнных и аккордеоне и создаёт ностальгическое настроение.
В этом рейтинге перечислены более десятка музыкальных композиций, но в него можно было бы ещё добавить произведения, уже достаточно знакомые слушателям: джазовую мелодию Vladivostok, записанную в Лондоне почти 100 лет назад, и музыкальное видео современного кипрского композитора Мариоса Иоанну Элиа Sound of Vladivostok. Эти и другие композиции мы уже приводили год назад, к 163-летию нашего города, вспоминая песни о Владивостоке на иностранных языках: английском, французском, испанском…
Есть и другие треки, отбирать и описывать которые можно долго. Но и то количество музыки о Владивостоке, которое здесь представлено и уже известно нам, говорит о том, что владивостокская тема в зарубежной музыке – это не курьёз или случайность, а культурное явление.
Общее впечатление от зарубежной музыки о нашем городе позволяет сказать, что русский город Владивосток приобрёл в западном мировосприятии нарицательное значение. Из географического названия он превратился в некий символ, мифический образ, распространённую метафору. Но такой Владивосток – далеко не наш родной город, а какой-то другой, их Владивосток, который они придумали себе сами. Наиболее распространённый смысл этого образа, этого иностранного «призрака» Владивостока – самая удалённая точка мира, «край света». При этом реальный Владивосток (география города, его достопримечательности, история) для многих представителей западной культуры не имеет большого значения. Нередко этот «край света» совершенно неоправданно представляется как самое суровое, холодное, гиблое место. Это одно из проявлений образа «страшной России», который формировали западные идеологи на протяжении последних двух столетий. Но в наше время это уже не однозначный взгляд. В современной зарубежной музыке уже нередко звучат позитивные ассоциации, связанные с интересом к русской экзотике, яркими впечатлениями от путешествий, лирическими переживаниями.
Также можно заметить, что Владивостоку в зарубежной музыке нередко придаётся довольно высокий международный статус. В тех произведениях, которые демонстрируют некий условный охват мировой географии (будь то картины глобальной политической борьбы или благодушные кругосветные путешествия), Владивосток участвует как важная точка международной системы наряду с Нью-Йорком, Москвой, Токио, Стамбулом. Музыканты словно говорят: без Владивостока сейчас невозможно представить современный мир, это одна из его необходимых координат.
Хороший пример того, как влияет образ Владивостока на зарубежных музыкантов, показывает ещё одна композиция, которую мы предлагаем включить в нашу подборку в качестве «бонус-трека». Это не просто мелодия, а полноценная песня в духе философской лирики от австралийской рок-группы Welter. Баллада Vladivostok Air была записана и включена в их альбом с одноимённым названием в 2017 году. Как говорят сами авторы на своём YouTube-канале, «эта песня о больших расстояниях, когда мы находимся далеко от дома. Ещё она о надежде, о чувстве большой земли, на которой мы живём, и о разделении, которое создают границы». Пожалуй, это одно из лучших зарубежных музыкальных произведений на владивостокскую тематику, из всех, которые в настоящее время нам известны.
Валерий Постников