Международная конференция-выставка по экспорту автомобилей и продаже запчастей прошла в Суйфэньхэ (КНР) 25-27 июня. Китайская сторона полна оптимизма. На месте так и не заработавшей в полную силу зоны беспошлинной торговли между «Сунькой» и Пограничным намереваются развернуть большой автомобильный хаб. Здесь планируется строительство складов для оптовой и розничной продажи запчастей, авторынок, зона беспошлинного ремонта. Через несколько месяцев китайская сторона будет готова запустить автоаукционы по примеру японских. А когда-нибудь, возможно, покупатель сможет самостоятельно приехать на площадку, выбрать себе автомобиль и потом уехать своим ходом в Россию.
В том, что КНР эти планы реализует, сомнений нет. Теперь вопросы только к российской стороне и скорости строительства инфраструктуры и подписания соответствующих документов.
Суйфэньхэская торгово-экономическая компания с ограниченной ответственностью «Сюнфэй» взяла в аренду 40 гектаров территории в районе гостиницы Shimao – это буквально несколько километров от российско-китайской границы у пункта пропуска «Пограничный». Здесь в ближайшие полгода будут обустраивать площадку для продажи китайских автомобилей, запчастей к ним, а также всевозможных автотоваров и запчастей для автомобилей, произведённых в других странах.
По словам директора компании Лю Ханьюаня, в ближайшие 2-3 месяца будет проработана возможность запуска автомобильных аукционов. Примерно через полгода, как ожидают представители бизнеса в КНР, она будет полностью готова к работе:
«Мы ожидаем завершения строительства пропускного пункта с российской стороны. Нам обещают конец 2024-начало 2025 года. Это будет АПП с расширенными возможностями для приёма как пассажиров, так и грузов. Дорогу к нему тоже расширяют. С китайской стороны уже всё готово, мы ждём. Ожидаем, что сможем принимать 500 машин в день и выпускать столько же. Тогда проблем не будет».
Площадка строится и одновременно уже работает. Китайская сторона хочет добиться подписания Россией документов, которые позволили бы обычному человеку просто приехать на эту площадку, купить машину, пройти там же таможенную очистку и уехать на ней домой. Китай уже готов, законы и возможность есть. Также прорабатывается вопрос беспошлинного ремонта машин в этой же зоне. Если русская сторона откроет новый пункт пропуска, а на месте старого сделает всё необходимое для прохождения всех таможенных процедур, в том числе и лабораторию, то всё бы заработало. Такие пункты пропуска есть в Казахстане, например. А вот возле Китая пока нет.
Строящийся автохаб на границе с Россией
Совместить и гарантировать
В России тоже ждут полноценной площадки по работе с китайскими автомобилями, в первую очередь потому, что машин стало много, а обслуживать их пока никто особо не умеет. Но уже есть компании, которые намереваются эту нишу заполнить. Торговые соглашения в ходе выставки подписали компании «Успех» и «Чистая энергия», они будут заниматься продажей, доставкой, обслуживанием, ТО, прошивкой легкового транспорта и спецтехники.
Планируют обучение специалистов на своей базе по запчастям на разные марки и бренды китайского автопрома. Это важно, потому что у многих брендов нет собственных каталогов запчастей и, конечно, применяемых аналогов. Имеющиеся каталоги переводят, отсутствующие начали составлять самостоятельно. Уже есть некоторая аналитика. Запросы зависят даже от географии. Например, в Петербурге часть запчастей ломается одним образом, а во Владивостоке уже другие запчасти и другие поломки.
Площадки компании располагаются во Владивостоке, но в работе и сотрудничество с другими организациями прорабатывается вопрос о создании отдельной большой базы со складами и комплексами в районе Подгороденки.
«Наша ГК имеет свои сервисы по стране. Мы занимаемся электрическими машинами, гибридами, батарейками. Мы уже освоили этот рынок. На этой базе создали аналитическую группу, чтобы посмотреть китайский рынок, потому что это интересно. Мы готовы разворачивать мощности около Владивостока, в том числе и по спецтехнике. Всё делаем для того, чтобы это было побыстрее. Возник большой запрос на прошивки. Китайские машины очень интеллектуальны, а их ПО часто конфликтует с нашими реалиями. Автовладельцы столкнулись с тем, что приложение ловит где-то свободный вай-фай и начинает капризничать. Никто в России пока не русифицирует программное обеспечение с гарантией, – говорит Виктория Карпенко, представитель компании «Успех». – Я сама обзванивала несколько компаний, нет гарантии. При этом цена на прошивку 60–100 тысяч рублей. Я намереваюсь добиться более-менее приемлемого понимания, что с этим делать».
Продажа оригинальных запчастей на автомобили в Россию может быть сопряжена с риском санкций, поскольку крупные и известные бренды официально не продают свои товары в нашу страну. Поэтому планируется создавать большой пул аналоговых материалов. Они будут точно так же сертифицированы, обладать гарантией и подходить для той или иной машины. В принципе, аналоговыми запчастями во Владивостоке давно уже никого не удивить.
Формировать склад будет Владивосток по запросам покупателей и контрагентов. Есть в планах создание складов и в других регионах, но здесь ещё нет чётких расчётов даже по логистике (с учётом загруженности железной дороги тема не праздная).
«Мы планируем создавать склады во Владивостоке и за счёт того, что у нас есть сервисы в части России, будем с ними просчитывать возможность организации их там. Все знают, что с железкой у нас всё непросто. Естественно мы по договорённостям и заявкам будем завозить максимально и по регионам создавать склады. При таможенной очистке будут соблюдаться условия, которые не нарушат законодательство. Серых деталей не будет, контрабанды не будет», – говорит Карпенко.
Конференция-выставка автомобилей и запчастей в Суйфэньхэ
«Зелёный угол» по-китайски
Купить китайский б/у автомобиль в Суйфэньхэ и привезти в Приморье можно хоть сейчас. Здесь уже есть несколько площадок, куда свозят автомобили проходного возраста со всего Китая, которые могут заинтересовать российских покупателей. Объявления о продаже уже размещают на Дроме. Но вывозить их пока можно только на автовозах через профильные компании. Это дешевле, чем доставка из Японии, и оформление быстрее, но всё равно требует времени. Зато любой приморец с загранпаспортом как турист может приехать на китайский рынок, прокатиться и сразу купить, что понравилось.
Вывозить автомобили с пробегом через МАПП Суйфэньхэ разрешили в ноябре 2022 года. В итоге количество ввезённых авто стремительно увеличивается от месяца к месяцу. Если за весь 2023 год уссурийские таможенники оформили 2567 автомобилей, платежи по ним превысили 1,4 млрд рублей, то уже с января по май этого года граждане ввезли в Россию для личного пользования 2306 авто. Это в 7 раз больше аналогичного показателя прошлого года. В основном везут машины китайской сборки: Changan, Chery, Geely.
«Покупаем автомобили по всему Китаю, доставляем сюда. Сразу для покупателей снимаем полное видео, на каждую машину вся подноготная. Так что ехать сюда не обязательно, но если хочется – можно приехать, посмотреть, прокатиться, и сразу купить. Как на «Зелёнке». А через три недели ты уже на ней ездишь. Выгоднее всего везти конец 2019 года, полтора литра или меньше. Пошлина будет 260 тысяч, на 1,2 литра – 230 тысяч, надо считать по калькулятору. За полтора миллиона можно Haval привезти, эта цена уже в России. Chery Tiggo 7, 1,5 литра, обошелся покупателю в России в 1,4 млн. Новые машины, конечно, сильно дороже, потому что пошлина в 48% от цены. Если машина немного непроходная, вот стоит BYD Song – седьмого месяца, только через месяц будет проходным. Его уже купили, но пока он у нас на стоянке стоит, ждёт», – рассказывает представитель импортно-экспортной компании «Шода», чьи машины выставлены сегодня на продажу в Суйфэньхэ.
Сам он русский, уже год занимается машинами, переехал в Китай сразу, как закончился ковид. И таких, как он, в Суйфэньхэ уже много. Говорит, что многие проблемы на данный момент решены. Например, потенциальным покупателям компания может прислать инвойс, позволяющий задекларировать большие суммы при пересечении границы. И уже в Китае можно будет оплатить покупку наличными. Из России тоже можно оплатить автомобиль по инвойсу через некоторые банки, как это делается сейчас при покупке авто в Японии. Далее автомобиль отправляют в Уссурийск: он проходит таможню, лабораторию, получает ПТС и через 2-3 недели уже может кататься на своём авто.
Выбор большой как проходных, так и новых автомобилей. Есть множество китайских брендов, а также японские Toyota, Honda, Mazda, готовые прямо сейчас выехать из Китая в Приморье. Практически не видно европейских, хотя перекупщики утверждают, что под заказ могут найти и их. Но чаще всего приходится отвечать на вопросы о качестве китайских авто и их долговечности. Тут продавцы честно признаются, что работают с машинами всего один год, но за это время пока никаких претензий не было.
«Ресурс – всё покажет время. Год занимаемся, пока ничего не вернули, – смеётся собеседник. – Ничего не сказали плохого. Один покупатель задел столб, мы заказали за полторы тысячи рублей какую-то накладку на бампере. Две недели – запчасть у него, всё быстро заменил. Да, беда с каталогами, но мы можем помочь потом с запчастями, сделать всё возможное. Отдельно пока заниматься запчастями не резон, это должны быть люди с огромными деньгами, которые контейнерами возят. И, к сожалению, при отправке автомобилей в Россию мы не можем возить запчасти в салоне, запрещает таможня. Дополнительный комплект колёс тоже нельзя. Расходники приходится прятать под сидения, чтобы не нашли».
По мнению собеседника, чтобы туристы покупали машину и на ней ехали в Россию – такого не будет никогда. Во-первых, нужны китайские права, во-вторых, в России не разрешат добираться до лаборатории своим ходом. Сейчас машины едут только на автовозе, доставка до Уссурийска стоит 2 тысячи юаней. Все документы оформляются через брокеров, стоят эти услуги порядка 80 тысяч рублей. По поводу скорых аукционов собеседник тоже скептичен и считает, что ещё минимум год ничего такого не будет.