Единственный во Владивостоке крематорий на Морском кладбище купил и установил новую печь российского производства. Она мощнее и экологичнее, при этом тратит примерно тот же объём топлива, что и старая американская. Использование нового оборудования позволит в два раза сократить очередь на кремацию и увеличить допустимый вес тел с гробами до 280 килограммов. Ожидается, что без капитального ремонта техника сможет выполнить 16 000 процедур.
Церковь не возражает – спрос растёт
Заведующий крематорием МБУ «Некрополь» Денис Литвиненко рассказывает, что когда в 2001 году кремационный комплекс был запущен, его услуги не были популярными – в год в среднем проходило всего по 600 кремаций.
«Со временем поменялись устои общества, церковь высказала своё мнение, что не возражает против кремации. Пик у нас пришёлся на 2022 год – 2440 кремаций. Сейчас за неполные шесть месяцев – уже 1140. Услуга востребована, но мы столкнулись с тем, что ограничены техническими параметрами печи. Максимальное количество – восемь в сутки. Даже при таком скромном количестве ежедневных кремаций требовался ещё и ежегодный ремонт», – объясняет Денис Литвиненко.
Крематорий на Морском кладбище муниципальный – на весь Владивосток он один. Печь «Мэтьюс», которая в нём использовалась со дня открытия, была американской, 1965 года производства, мы о ней уже подробно рассказывали. Работала она круглосуточно, но раз в год всю конструкцию приходилось разбирать до каркаса и менять отдельные элементы при необходимости. Крематорий закрывался минимум на 10 дней.
Поскольку спрос на кремацию рос, «Некрополь» решился на покупку новой печи. Основные производители – Чехия и Китай. Но сразу же возник вопрос о будущем обслуживании. Оказалось, что и в России есть производители, более того – один из них работает во Владивостоке.
«Мы выбрали компанию Auberg. Это инженерно-конструкторское бюро, которое также занимается модернизацией инженерных систем, строительством котельных, систем по очистке выхлопных газов, теплообменным оборудованием, системами автоматизации производств. В кремационной сфере у них на тот момент тоже уже был опыт. Мы всё просчитали и взяли печь в лизинг, обошлось нам это в 20,4 млн рублей, с учётом лизинга – в 34 млн рублей. Она уже установлена в нашем здании, протестирована и запущена. Старая, американская становится запасной, она будет использоваться только во время проведения профилактических работ у новой печи», – отмечает директор МБУ «Некрополь» Виктор Рыкованов.
Печь для крематория на Морском кладбище без лизинга, по словам производителя, обошлась в четыре раза дешевле, чем чешская печь. При схожих характеристиках импортное оборудование стоит от 70 млн рублей.
«Земля – дорогой и невосполнимый ресурс, поэтому крупные города зачастую не заинтересованы в новых кладбищах. Но у нас в России крематориев всего около 25-30, в то время как в Европе и США их тысячи. Почему так мало? Дело в том, что стоимость кремационного комплекса обычно стартует от 150-200 млн рублей, если брать в лизинг, эта сумма становится больше ещё в два раза. Строительство крематория с такими капитальными затратами с точки зрения рентабельности сейчас невыгодно. Наша цель – сделать в этой сфере доступные предложения. Например, сейчас мы уже разработали проект блочно-модульного крематория без прощальных залов. По типоразмеру он с морской контейнер, стоить будет всего 28 млн рублей», – поделилась генеральный директор компании «Элемент» (правообладатель марки Auberg Energy Solutions) Ольга Серкова.
Особый заказ для Морского кладбища
Инженер компании Auberg Иван Елкин рассказывает, что заказ «Некрополя» имел технические сложности в реализации. На первом этапе требовалось просчитать, как будет устанавливаться крупногабаритное оборудование в кремационный комплекс без капитальных изменений в конструкции здания.
«Обычно заводы, которые изготавливают подобные печи, привозят и ставят их с крана на фундамент, вокруг которого возводится новое здание. Или демонтируется одна из фасадных несущих стен, устанавливается 16-тонное оборудование, а затем стена возвращается на место. В нашем случае заказчик такие предложения сразу отверг – здание не новое, за его сохранность очень переживают. Поэтому мы спроектировали все элементы таким образом, чтобы их можно было занести в зал кремации через дверь. Сборка производилась на месте», – уточнил Иван Елкин.
Старой печи, напомним, было почти 60 лет, и за эти годы экологические требования ужесточились. У новой печи конструкция такова, что газ, который образуется при сжигании, дольше находится в камере дожига. Это позволяет расщеплять его на более мелкие и менее вредные элементы. На улицу через трубу крематория теперь выходит обычный углекислый газ, практически без примесей. А дым должен быть не таким чёрным, как раньше.
«Чтобы шло горение, нужны температура и воздух. В старой печи воздух высасывался из помещения неконтролируемо и нагнетался в печь. В том числе потому что сама конструкция там негерметична. Без контроля при сожжении очень большого веса печь шла вразнос, температура становилась слишком высокой. Наша печь подключена к новой приточно-вытяжной системе вентиляции – в комнате создаётся избыточное давление, чтобы не было обратной тяги, которая может быть опасна для оператора. Если требуется сожжение большего веса, автоматика сама определяет правильные параметры – снижает приток кислорода, температура не поднимается больше чем нужно, только увеличивается время кремации», – объясняет инженер.
Новой печи хватит на 16 000 человек
Ещё одно отличие новой печи от старой – более долговечные материалы. В печах «Мэтьюс» используется шамот. Он сравнительно недорогой и действительно может выдерживать 1200-1300 °C, но при постоянном воздействии такой температуры вступает в реакцию с газами и постепенно теряет свои прочностные характеристики. Из-за этого через год-два эксплуатации кирпич проседает, печь приходится перебирать. Новая же конструкция выполнена из огнеупорных кирпичных блоков.
«Мы используем огнеупоры, где в составе более 60% Al2O3, оксида алюминия (в шамоте это порядка 20%). На подобные материалы уже давно перешли в европейских печах, и в России такие огнеупоры тоже производят. Этот материал невосприимчив к газам, которые образуются в процессе горения», – подчёркивает Иван Елкин.
Гарантия на кремационную печь Auberg составляет два года. По техническому паспорту капитальный ремонт должен быть произведён через 24 тысячи мото-часов. Это примерно 16 тысяч кремаций, или пять лет. Но производители уверены, что весь ресурс кремационной печи через это время выработан не будет благодаря щадящему режиму работы автоматики.
При сопоставимом расходе топлива кремация на новом оборудовании занимает в два раза меньше времени – полтора часа вместо трёх. Это позволяет проводить не восемь, а 16 процедур в день. Теперь также станет возможным брать на кремацию более тяжёлый вес. Раньше тело с гробом должны были быть до 180 кг, сейчас – до 280 кг. При этом цены на кремацию в ближайшее время менять не планируют: до 135 кг услуга стоит 12 124 рубля, свыше – 18 770 рублей.